В Украине существует определенная каста, именующая себя экспертами. Они продают свою маркетинговую «оболочку» распорядителям международных грантов, сохраняя внутреннюю пустоту и стерильность. Их уровень часто не позволяет им разбираться в выбранном направлении даже на уровне продвинутого юзера. Но их это совершенно не смущает.
Такие типы существуют во всех отраслях. Но наиболее коряво они выглядят там, где их «экспертные» оценки вызывающе некомпетентны для общества. К примеру, в области антикоррупционной политики и ОПК. «Экспертов» здесь – пугающе много. Они агрессивны и напористы. Чаще – в попытках скрыть явные пробоины в экспертном статусе. А некоторые показным напором прикрывают «скелеты», выпирающие из их биографических чуланов.
Первые «схемы» и черный кэш
Антикоррупционер и оборонный эксперт Глеб Каневский возник в экспертном поле из пучины тендерных махинаций. Но уже первого донорского гранта ему хватило, чтобы подвести черту под туманным прошлым, шагнув под софиты публичного будущего. Сегодня он позиционирует себя экспертом в ОПК, тендерных закупках и в целом – в антикоррупционной политике.
Еще лорд Байрон отметил, что прошлое – лучший пророк будущего. Этого Глеб не учел, увлекшись легкими заработками на грантах легкомысленных «лордов». Ведь обратной стороной хлестких оценок и бескомпромиссных антикоррупционных расследований должна была бы стать безупречная репутация. Однако последний тезис в отношении Глеба рассыпается на атомы. Ведь понятия «безупречная репутация» и «Глеб Каневский» так же близки, как творчество Элтона Джона и Иво Бобула.
Даже поверхностный анализ биографии Глеба Каневского-Хомутенко (он ведь любит обыгрывать неблагозвучные фамилии) наталкивает на мысль, что у парня – заметные махинаторские задатки. Ведь экспертные знания в области госзакупок Глеб постиг как активный участник коррупционных схем.
Трудовую деятельность Каневский-Хомутенко начал в 2010-м, в Оболонском отделении партии «Молодь до влади». Ее лидером был Валентин Скрипец. Запомним эту фамилию, которая объяснит поведенческие рефлексы главного объекта нашего расследования.
В ноябре 2011-го Каневский-Хомутенко стал основателем и директором ООО «Тендер капитал», вложив больше $6 тысяч в уставной фонд. Очевидно, уже тогда он был партнером Скрипца и познал вкус неучтенного черного кэша. Ведь 6 тысяч долларов – немалая сумма для 20-летнего провинциала из Белой Церкви.
Глеб как поставщик сухарей и чая Януковичу
Но самые интересные события произошли дальше. Компания Глеба Каневского-Хомутенко неожиданно начала выигрывать тендеры на поставку продуктов в ГП «Гарант-сервис», которое в составе ДУС обеспечивает питание Президента Украины и служащих его Администрации.
Только за один день мая 2012-го ООО «Тендер капитал» выиграло 17 торгов на 0,5 млн гривен. Если кто забыл, то хозяином Банковой на то время был Янукович. Этот период стал расцветом его коррупционной империи, а ДУС – главным коррупционным логовом страны. На тендеры туда подавались исключительно карманные компании, а победителей определяли лично глава АП и директор ДУС.
Удивительно, конечно, но тщедушный Каневский-Хомутенко действительно представлял в глазах этих «монстров» определенный коррупционный вес. Ведь те взяли его за «хомут» и допустили к тендерам, уловив в нем коррупционные задатки. Хотя не исключено, что внедрение Глеба в схемы АП организовал В.Скрипец, не желая светиться лично.
Но факт остается фактом. Вторую половину 2012-го Янукович грыз сухари, запивая их чефиром с сахаром-рафинадом вприкуску из запасов, заботливо собранных ему нынешним антикоррупционером Каневским-Хомутенко. Так в жизни бывает: одни боролись с Януковичем и сидели за это в тюрьме (Ю.Тимошенко и Ю.Луценко), а другие – Глеб Каневский-Хомутенко и подельники в это же время заботливо сушили ему сухари.
Уже в 2012-м Каневский-Хомутенко и Скрипец приняли решение расширить сферы деятельности. Тендерный дует принял решение перезагрузить Глеба в статусного антикоррупционера. Посчитав, что таким образом прикроют от правоохранительных органов основной вид деятельности.
Ведь к тому времени они создали рентабельную коррупционную инфраструктуру. Участие в тендерах давало стабильный доход. На сухари, заботливо высушенные для Януковича, Скрипец и Каневский-Хомутенко купили первую коммерческую недвижимость, которую позже легализировали, используя полукриминальные схемы.
Гранты как альтернатива тендерным аферам
В январе 2013-го Каневский-Хомутенко формально вышел из учредителей «Тендер-Капитал», оставив хозяйство Александре Скрипец – жене партнера. Но ментальную связь с первыми коррупционными поллюциями Глеб заботливо хранит даже сегодня. На память у него остался номер мобильного, на который зарегистрировано «Тендер-капитал». Это легко проверить, сравнив его визитку и данные из реестра.
С 2012-го Каневский-Хомутенко официально стал экспертом отдела Центра «Эйдос», где задекларировал готовность к борьбе с хорошо знакомой ему коррупцией в госзакупках. Глеб подсел на гранты – важный официальный источник финансирования, объясняющий ранние теневые доходы, полученные от тендеров, участия в избирательных кампаниях, а также – теневой кэш от сдачи в аренду коммерческой недвижимости.
В 2015-м он учредил ОО «Центр локального самоуправления». Тогда же стал экспертом антикоррупционной группы «Реанимационный пакет реформ». В ноябре 2016-го Глеб возглавил проект «Обеспечение эффективных медицинских затрат» (при поддержке МФ «Відродження»). Дальше было ОО «Стейтвотч» и другие проекты. В каждом из них Каневский-Хомутенко получал или получает гранты, которые ежемесячно перечисляют на его банковскую карточку налогоплательщики дружественных Украине стран.
То, что Каневский-Хомутенко и Скрипец – бизнес-партнеры подтверждается их совместным участием в различных проектах. К примеру, в 2012-м Глеб числился доверенным лицом Скрипца, который баллотировался в нардепы по киевскому округу №222. Позже он участвовал в его политических авантюрах как помощника народного депутата Игоря Голубова (БПП).
Глеб Каневский как персонаж «Лысой горы»
Во время гонений на Саакашвили в 2017-м Скрипец возглавил фейковый «Блок Михеила Саакашвили». А его брат Владимир Скрипец в 2015-м вел на выборы эпатажно-маргинальный «Блок Дарта Вейдера». Последний руководит еще и ОО «Фак коррупция» и редакцией газеты «Фак корупция». Все эти организации зарегистрированы по адресу ООО «Тендер капитал».
Существует достаточно оснований полагать, что с формальным выходом Каневского-Хомутенко из состава учредителей «Тендер капитал» его влияние на созданную им компанию сохранилось. Равно – как и на другие компании, в которых теневые концессионеры записали зиц-председателем Александру Скрипец. Понимание этого факта исключительно важно в контексте дальнейших махинаций с землей и недвижимостью, о которых поговорим в следующей части расследования.
На Александру Скрипец официально записали три компании – ЧП «Автостандарт-сервис» ЕГРПОУ 34415195, ООО «Тендер капитал» ЕГРПОУ 37923590, и ООО «Лиса гора» ЕГРПОУ 42722857. На двух последних числятся два объекта коммерческой недвижимости и два земельных участка. Начнем с «Тендер капитала». В 2015 и 2016 годах туда завели два объекта столичной недвижимости. Изучение истории их приобретения позволяет в обоих случаях говорить о серьезных налоговых махинациях.
Первый объект – по пр. Победы 60А площадью 174,5 м. Часть помещений там арендует компания оператор сети «Эко маркет». Интересно, что в базе нотариусов на этот объект нет никаких документов и информации, а нотариус, которая занималась этим вопросом имеет среди коллег сомнительную профрепутацию. Эти нюансы подтверждают версию о том, что здесь речь может идти о занижении цены с целью налоговых махинаций.
Второй объект – группа коммерческих помещений по ул. Светлицкого 35 площадью 191,2м и 23 м. В реестре записано, что ООО «Тендер капитал» купило их как жилищную недвижимость у ООО «Недвижимость Виноградаря». Обратим внимание на цену покупки. 191 м в новострое обошлись компании Каневского-Хомутенко, ВНИМАНИЕ, в 324,3 тысячи грн. То есть цена одного купленного метра составила 1700 гривен или $65. А еще 23 метра стоили смешные 23 тысячи, то есть по 1 тыс. за метр. Это – раз в 20 ниже рыночной стоимости.
Кому-то может показаться, что цены на столичные квартиры пробили рыночное ценовое дно. Но на самом деле все гораздо проще. «Тендер капитал», скорее всего, купило эти метры по реальной цене. Просто с учетом ограниченных официальных доходов там смогли проплатить лишь чуть больше $10 тысяч. А остальная часть суммы в лучших традициях группировки Каневского-Хомутенко была занесена в кэше. Таким образом они избежали лишних вопросов со стороны правоохранительных органов на тему происхождения денег, и не заплатили солидную долю налогов.
Не менее интересная ситуация сложилась в ООО «Лиса гора». На предприятии, основанном в 2018-м, в настоящее время числится два земельных участка. История их появления должна обязательно заинтересовать ГФС и другие органы, контролирующие честность уплаты налогов и чистоту платежных схем.
Ведь в данном случае речь идет о классической схеме ухода от налогов и отмывании доходов, полученных преступным путем. Сначала фирму зарегистрировал на себя стоматолог Александр Довгань. Он же внес в ее уставной фонд свой земельный участок двумя частями (6 и 15 соток) в селе Крюковщина Киево-Святошинского района.
Дальше в соучредители зашла Александра Скрипец, а Довгань синхронно оттуда вышел, оставив свои участки. То есть земля через корпоративные права попала в собственность Скрипец и связанных с ней лиц – ее мужа В.Скрипца и его партнера Каневского-Хомутенко, которые по сути и учреждали компанию.
У непосвященных может возникнуть вопрос: с какой радости стоматолог основал первую в своей жизни компанию? Только, чтобы выйти оттуда, подарив новоиспеченным компаньонам землю? На самом деле все проще. Неожиданный альтруизм в таких случаях объясняется исключительно получением денежного эквивалента в виде неучтенного нала.
Грантовая арифметика от Глеба Каневского: как заработать дважды
Данная схема позволила стоматологу, семье Скрипец и примкнувшему к ним Каневскому-Хомутенко решить свои задачи. Первый выгодно продал участок, избежав уплаты налогов с продажи или дарения. А остальные – легализовали теневой кэш, обойдя банковскую проверку на наличие официальных доходов и связанность с публичными лицами. Проиграло лишь общество, которому активисты «Фак-коррупции» вместе показали средний палец, вместо выплаты предусмотренных законом отчислений в бюджет.
Стоит отметить, что земельные активы и недвижимость у группировки появились на фоне резко возросшей общественной активности Каневского-Хомутенко. Он не просто удачно оседлал несколько антикоррупционных грантовых проектов, но и диверсифицировал деятельность. Сегодня Глеб предлагают сопутствующие услуги, часто противоречащие условиям, на которых получен грант.
Рынку известны его прайсы, позволяющие как акцентировать пристальный экспертный интерес в определенном русле, так и избежать этого внимания. И та, и другая опции активизируются в зависимости от требований и возможностей заказчика. По сути Каневский-Хомутенко зарабатывает на каждом гранте дважды. Сначала – за счет международных доноров, которые свято верят в безжалостную его борьбу с коррупцией. А дальше – за счет избирательного поиска Глебом клиентов и согласованного с ними формата выполнения поставленных задач.
Глеба не колышет, что его методология противоречит европейским принципам объективности и непредвзятости – основополагающим при присуждении гранта. Деньги для него – важнее принципов. Хотя он должен понимать, что в данной ситуации выставляет своих международных партнеров в откровенно глупой ситуации.
Мастер-класс от Глеба: как оставить дураками ГФС и международных доноров
Интересно, что думают по этому поводу уважаемые господа из Посольства США, Международного фонда «Відродження», ПРООН и других институций, щедро финансирующих проекты Глеба Каневского-Хомутенко… Действительно ли им так важно финансировать авантюры человека, купившего через связанных лиц сотни квадратных метров коммерческой недвижимости за счет продажи Януковичу сухарей. Не обидно ли им наблюдать, как нагло несколько проходимцев стригут «шерсть» с налогоплательщиков США и стран ЕС?
Было бы здорово услышать и мнение ГФС по поводу законности описанных в расследовании схем отъема земельных участков и недвижимости. Может, есть смысл комплексно проверить ООО «Тендер капитал» (ЕГРПОУ 37923590), сдающий в аренду помещение супермаркету, на предмет законности приобретения этого и других активов, а также – происхождения средств, за которые они приобретены. И выяснить заодно, почему информация, обязательная для внесения в реестр, там отсутствует. А что если помещение изначально куплено на деньги, полученные криминальным путем?
Важно также проверить законность земельной схемы, проведенной через ООО «Лиса гора» (ЕГРПОУ 42722857). Сколько налогов утаили от государства на этой теневой сделке? Какова природа денег, которые, возможно, были заплачены реальному продавцу в виде неучтенной наличной массы?
В данном контексте стоит вспомнить бурю, поднятую так называемыми антикоррупционерами, когда их попытались обязать декларировать собственные доходы. Глеб Каневский-Хомутенко был в числе ярых противников этой в целом справедливой инициативы. Ведь он лучше других понимал риски для своего грантово-тендерного бизнеса. Так, может, стоит вернуться к этой идее, чтобы люди лучше узнали своих «защитников»? Их ряды сразу поредеют, а общество станет чище…