Если ты годами привык кормиться за счет людей с инвалидностью, очень неприятно, когда государство начинает наводить порядок и убирать возможности для коррупционного «заработка». Уполномоченный президента Валерий Сушкевич в этой ситуации решил сделать очень просто: если убирают старые схемы – надо придумать новые! Например, изменить пару законов так, чтобы никто не понял, куда идут деньги. Или посадить «своих» людей в органы, которые распределяют государственное финансирование. О том, какие «новации» придумал Валерий Сушкевич для заработка на людях с инвалидностью, читайте в нашем материале.
Тема создания безбарьерного пространства в Украине и обеспечения прав и потребностей людей с инвалидностью благодаря усилиям президента Владимира Зеленского и первой леди Елены Зеленской в последнее время приобрела всеукраинский масштаб. И очень жаль, что в такой ситуации «монополисты», которые привыкли годами присваивать средства, которые государство выделяет на защиту и обеспечение потребностей людей с инвалидностью, придумают новые схемы, чтобы остаться у «кормушки», которая обеспечивает им богатую жизнь.
Надо отдать должное их изобретательности – понимая, что «выбивать» себе прямое финансирование из госбюджета становится все труднее, они еще более изощряются, прибегая к манипуляциям, которые не замечают люди, плохо знакомые с соцзащитой лиц с инвалидностью. Но от того эти манипуляции не становятся менее циничными и наглыми.
Например, 21 мая Рада приняла в первом чтении законопроект 4542 «О внесении изменений в Закон Украины «О реабилитации лиц с инвалидностью в Украине относительно приведения в соответствие с некоторыми законодательными актами». Под таким длинным названием, вроде, не кроется ничего плохого – просто унифицируется терминология в разных законах.
Но в этих поправках записано одно вроде бы не существенное, но крайне опасное изменение. Если закон примут, то денежную компенсацию на бензин, ремонт и техническое обслуживание автомобилей смогут получать не только лица с инвалидностью, но и «законные представители недееспособных лиц с инвалидностью». Как ничего плохого, не так ли?
А теперь вспомните недавние скандалы, касающиеся махинаций ОО людей с инвалидностью, которые незаконно «трудоустраивали» свои членов и получали за них деньги. Например, работники УТОГ фиктивно трудоустроили в компании «Новая Почта» семьсот человек с недостатками слуха без их ведома и так получили 30 млн «прибыли».
Кто гарантирует, что в случае внедрения указанных норм не появятся «доброжелатели» из других подобных организаций, которые без ведома недееспособных лиц с инвалидностью будут получать деньги без их ведома?
Кстати, перед внесением в Раду этот законопроект согласовывался только с одной общественной организацией людей с инвалидностью, а именно – с Всеукраинским общественным объединением «Национальная Ассамблея людей с инвалидностью Украины», руководителем которого является уполномоченный Президента по правам людей с инвалидностью Валерий Сушкевич. При этом «виза» Сушкевича, как уполномоченного, под документом тоже есть. А если вспомнить, что господин Сушкевич очень хорошо умеет зарабатывать на государственных расходах в пользу людей с инвалидностью – сомнений в том, в чьих интересах писался законопроект, становится все больше.
Посмотрим на другой законопроект 4113 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления социальных гарантий лиц с инвалидностью и детей с инвалидностью». На первый взгляд, он также не содержит каких-то больших новаций. Но давайте почитаем, как расценивает этот документ Главное юридическое управление Верховной Рады.
«Название проекта не соответствует его содержанию, фактически вводит в заблуждение и не позволяет распознать обособленную цель и настоящую цель проекта, учитывая изменения, которые проектом, по результатам доработки ко второму чтению, предполагается внести в статью 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине», – говорится в заключении управления.
Что же не так с поправками в ст. 20 закона? Во-первых, этот закон предусматривает непосредственное участие Национального комитета спорта инвалидов Украины, частной структуры, отцом-основателем которой является никто иной как Валерий Сушкевич, в распределении средств Фонда социальной защиты инвалидов. Во-вторых, четкую формулировку, которая определяет, что деньги фонда должны идти на функционирование реабилитационных центров, хотят изменить на непонятное «обеспечение функционирования».
«Такое дополнение не обеспечивает четкого завершенного правового механизма реализации положений закона в случае его принятия, поскольку не понятно будет, какие меры будут финансироваться Фондом социальной защиты лиц с инвалидностью», – подчеркивается в заключении юридического управления Рады.
То есть, даже парламентские юристы в шоке от такой наглости: закон хотят прописать так, что Валерий Сушкевич сможет протягивать любые свои «хотелки» на «обеспечение». А как мы помним, «хотелки» у него такие, что государство может остаться и без самого реабилитационного центра. И это уже не говоря, что по законодательству частная структура (Нацкомитет спорта инвалидов) не имеет никакого права залезать в государственный бюджет.
А знаете с кем согласовывали этот законопроект? Правильно, все с той же «Национальной ассамблеей людей с инвалидностью Украины» и с уполномоченным Сушкевичем лично. То есть Сушкевич дал добро Сушкевичу на схемы Сушкевича. Браво!
Кстати, даже без этих изменений есть много вопросов к тому, как Фонд соцзащиты инвалидов распределяет деньги на поддержку общественных объединений лиц с инвалидностью. В прошлом году 90% государственных средств на проекты поддержки людей с инвалидностью было фактически направлено в группу структур с орбиты Сушкевича.
Это вызвало большое возмущение в других ОО, но почему-то не у конкурсной комиссии ФСЗИ, которая оценивала проекты и распределяла финансирования, несмотря на то, что в состав комиссии входят в том числе представители общественных объединений.
В этом году кадровый состав комиссии обновили, количество ОО, которые получили финансирование, тоже увеличилось. По итогам работы комиссии было принято решение о финансировании 50 проектов 37-и общественных организаций. При этом на этапе отбора почти ни у кого из членов конкурсной комиссии не было никаких замечаний к отобранным проектам.
Ни у кого, кроме двух представительниц общественности, которые фактически саботировали и пытались сорвать процесс оценки и рейтинговое голосование при определении победителей конкурса. Как оказалось, одна из этих представительниц Юлия Сачук, была заявлена экспертом в нескольких проектах, один из которых оказался среди победителей, а другие – не набрали достаточное количество баллов. Поэтому, ее позиция вполне понятна. Непонятно только, почему ее допустили к работе в комиссии несмотря на явный конфликт интересов. Например, Дарья Сидоренко, которая активно критиковала других победителей конкурса, конфликт интересов у Юлии Сачук почему-то не заметила
Кстати, обе эти дамы были в составе комиссии и в прошлом году. И тогда их почему-то не возмущала ситуация, когда деньги из госбюджета получают преимущественно связанные с Валерием Сушкевичем структуры. Поэтому вопрос: в чьих интересах они пытались создать конфликт во время конкурсного отбора-2021 – далеко не риторический.