Петровские «реформы»
После революции достоинства ворвавшаяся в новую политическую и экономическую страна столкнулась лоб в лоб с президентом Порошенко. И пять лет его правления для Украины прошли отнюдь не в шоколаде. За этот срок средний подушевой доход снизился более чем на тысячу долларов, а переводы украинских трудовых мигрантов из-за границы значительно превысили прямые иностранные инвестиции в Украину: если в 2015 году они составляли 7 млрд долларов, то через три года — ровно в два раза больше. А вот импорт товаров из ЕС все рано остался ниже экспорта. Коррупция не побеждена, судебная система не реформирована, война на востоке не выиграна, и, несмотря на существенные вливания бюджета в «оборонку», значительная часть военнослужащих остается неудовлетворенной условиями службы.
Да, летом 2017 года в силу вступил безвизовый режим въезда в ЕС для граждан Украины, но в подписанном также при Порошенко Соглашении об ассоциации с Европейским союзом так и не появились и сроки вступления Украины в ЕС.
Не хуже Польши
Как повелось, новый президент в Украине всегда приходит в противовес предыдущему. У него должно быть все лучше, выше, сильнее. И желательно наоборот.
Молодой глава государства Владимир Зеленский наметил грандиозные экономические реформы: он в скорейшем времени намеревался приватизировать банки, а также железную дорогу и почту. Еще с предвыборных трибун говорилось о поддержке отечественного производителя, качественно новой судебной системе, декоррумпированности и детенезации, но как-то так получилось, что при Зеленском общий дефицит госбюджета вырос до 300 млрд грн в 2020 году и 240 млрд грн – в 2021-м. Почта и железная дорога до сих пор так и не приватизированы, а, несмотря на отрицание кумовства, в первые же месяцы правления молодого президента на важные посты сели его друзья и коллеги.
Мечты Зеленского сделать Украину второй Польшей в Европе не сбываются — вернее, сбываются, но как-то не в том направлении. А пока только в пунктах шокового повышения тарифов на коммуналку, разрешения торговли землей, скачками безработицы и сокращения социальных гарантий — ну, все как было в той же Польше 30 лет тому. Наверное, именно поэтому украинцы, отправляющие ежемесячно денежные переводы своим родственникам, совсем не стремятся вернуться в такую прекрасную Украину, а все так же шлют заработанные кошты из-за рубежа.
Обещать — не значит жениться
А в Киеве уже в открытую на официальном уровне, из уст вице-премьера звучат призывы пересмотра соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Европейские страны так и не открыли рынки для украинских товаров, беспошлинно поставляется только мизерная часть продукции. При этом оттуда сюда товары свободно поступают в Украину и заполняют прилавки безо всяких квот.
И при Зеленском европейские друзья не стремятся официально оформить отношения с «украинской невестой» — в Европе некоторые страны на желание президента Зеленского заменить Британию в союзе европейских держав Украиной смотрят косо. И дело тут не только в желании или нежелании европейцев, есть и проблемы в самой Украине. Так, в стране до сих пор отсутствует элементарное - дорожная карта Евроинтеграции.
Пока эту роль исполняют только пожелания требований ЕС в обмен на европейские кредиты. В итоге Украина стала подобна Турции для Европы или Абхазии для России: висит на леске обещаний хозяев экономического положения и собственных желаний.
При этом старые рынки потеряны, а новые так и не найдены, несмотря на бодрые отчеты правительства.
А у вас в квартире газ?
А что же люди? А простые украинцы живут враскорячку, ведь за год в стране цена на электроэнергию повысилась почти на 37%, на газ – на 75%. Коммунальное предприятие "Киевтеплоэнерго" предупреждает, что тарифы на тепло и горячую воду для жителей столицы из-за повышения цен на газ этой осенью могут вырасти на 40%. Согласно опросу центра Разумкова, 93% граждан считают, что в стране завышены тарифы на электроэнергию, газ и тепло. 29% респондентов возложили вину за нынешнюю тарифную политику на правительство, 24% – на президента. При такой статистике не спасут никакие субсидии.
Да и какие субсидии — топить этой зимой будет, по всей видимости, практически нечем. Ведь еще с ноября 2015 года Киев перестал напрямую закупать российский газ, заменив его так называемым виртуальным реверсом из Европы: Украина формально приобретает газ у европейских компаний, но фактически берет часть транзитного топлива, которое идет из России в Европу. Это газ оформляют как импортированный из Европы. А цена на газ за западной границей Украины в конце августа побила рекорды и достигла 700 долларов за тысячу кубов.
Главное — маневры
На фоне стремительного обнищания и экономической шаткости по Украине, как будто отвлекая от реальных проблем, ходят то тут то сям строем группы людей в вышиванках и со свастиками. И перед собой гордо несут портреты тех, кто был признан Нюрбернгским трибуналом преступниками. Кому выгодны эти марши с факелами? Кому выгодны их практические безнаказанные антисемитские выходки, которые не может усмирить даже нацгвардия, кому выгодно, что сам президент европейской Венгрии, выступая на саммите «Крымская платформа», публично заявляет: Украина по сути государство националистов, в котором официанту или почтальону запрещен любой язык общения с клиентом кроме украинского. И не он один — на разные пиар-поводы сочувствующих ОУН УПА или УНА УНСО остро реагировали представители Польши, Израиля, Германии…
И как сопоставить этот национализм с тем, что в Украине крымские татары, крымчаки и караимы признаны коренными народами, а украинцы — нет.
Может быть, это такой отвлекающий маневр: прятать воровство в огне пожара, разжигать вражду в одном украинском народе?
Полная безнаказанность погромщиков под черно-красными флагами рождает экономическую обеспокоенность западных, да и восточных, партнеров. Никто не хочет иметь дело с любыми радикалами, и никто не будет иметь дела с теми, чьи идеалы — военные преступники. Это все равно как здороваться за руку с талибами.
А новый президент активно включился в эту политическое заигрывание с теми, чье имя в приличном обществе нельзя порой называть. Это вместо того, чтобы ради блага всего народа на грани зимы все же попытаться договориться о выгодной торговле, в том числе и о поставках газа - с Европой ли, с ЕАЭС ли — все равно. А может и с ними двумя, чем черт не шутит. Иначе холодным утром января 2022 года из окон офиса президента Украины он увидит сразу два митинга: один в честь рождения героя Степана Бандеры, а второй — с портретами замерзших с своих домах в сочельник украинских детей и пенсионеров.