Ретроспектива. Северодонецкий Рубикон

...2004 года немедленный распад Украины и гражданская война не казались фантастикой. Тогда все обошлось, но причины, породившие антагонизм Востока и Запада, никуда не делись. И очередные президентские выборы, до которых осталось меньше года, вполне могут проходить по той же "майданной" схеме и вытащить на поверхность все те же глубинные противоречия. В статье нашего автора анализируется, с чем же останутся два куска некогда единой Украины в случае, если политика разлучит их, и что будут кушать их растерянные жители.

********************************************

Северодонецкий Рубикон


28 ноября в Северодонецке, городе химиков и приборостроителей, состоялось знаменательное событие. Все прогрессивное человечество, прильнув к телевизорам, следило за перипетиями съезда представителей 15 регионов Украины. Туда также прибыли мэр Москвы Юрий Лужков и советник-посланник посольства России в Украине Анатолий Корсун.

Председателем Донецкого областного совета Борисом Колесниковым с трибуны высокого собрания было заявлено о необходимости проведения в Луганской, Харьковской, Донецкой и Днепропетровской областях референдумов о создании нового федеративного образования с центром в Харькове.

Распалившись, губернатор Харьковской области Евгений Кушнарев без околичностей напомнил Киеву географическую деталь: «От Харькова до Киева 480 километров, а до России – 40».

Посетивший съезд Виктор Янукович своим заключительным словом подтвердил серьезность намерений участников форума: «Примите те решения, которые сегодня будут способствовать стабилизации и единству нашего государства. Я никогда не предам вас, я всегда буду идти вместе с вами. И то, что примете вы, будет для меня закон». В конечном счете северодонецкий слет не принял никаких прортивозаконных решений, а стал лишь декларацией намерений и этаким "ассиметричным ответом" на захват власти сторонниками оппозиции в западных областях.

Имеют ли конституционное право мятежные регионы на федеративное самоопределение? По действующей Конституции -вроде бы нет. Но история не знает вечных и незыблемых основных законов. В конце концов, ведь предоставили в свое время Крыму автономию и ничего, привыкли, будто так и было.
Можно десятки раз произносить слово халва, но от этого рефрена слаще во рту не станет, и от бесконечно повторяющихся заклинаний о единстве народа «захидняк» не бросится в объятия шахтера. Впрочем, для нас сейчас интересен второй аспект – экономический, т.к. он доминирует в речах лидеров бело-голубых.

Имеются ли экономические обоснования федеративным устремлениям Юго-Востока? Вне сомнения, они есть.

Пробудившееся самосознание жителей Донецко-Криворожского бассейна вылилось сначала в создание Промышленной лиги «Юго-Восток», а по мере разбухания «апельсинового рая» - в заявку на политическое объединение.

Каковы экономические предпосылки для безбедного бытия возможного федеративного новодела?

Население семи Юго-Восточных областей, включая АР Крым с Севастополем, составляет 21,8 млн. человек. Эти области производят 70% украинского ВВП. Напротив, западный осколок Киевской Руси – Галичина (Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская области) и Волынь производят лишь 3%. Сравним промышленное развитие Львовской области – мотора «апельсиновой революции» – с Донецкой областью.

Капище «свидомых» граждан и оплот европейских ценностей в Украине в год реализует произведенной промышленной продукции на 7,8 млрд. грн. Донетчане, обвиняемые «Пьемонтом» в национальной неполноценности, непринужденно выдают «на-гора» промышленной продукции на сумму 65 млрд. грн.

Волынская область – это вообще «черная дыра» украинской экономики. 1 млн. ее жителей производят и реализуют промышленной продукции на 1,4 млрд. грн.

Любопытно было бы посмотреть на семью, в которой кормилец, обеспечивая достаток, не имеет права голоса в семейных делах. Если такое бывает, то, уверяю, недолго. Как правило, дело кончается разводом. Потерпевшая сторона начинает интенсивно искать нового спонсора.

Научно-экономический потенциал промышленного Юго-Востока является определяющим фактором развития страны, его становым хребтом. Именно здесь в этом году на торговые площадки выкатят более 110 тысяч автомобилей (80% всего объема). Тракторостроители произведут не менее 5 тысяч тракторов для сельского и лесного хозяйства (100%).

Со стапелей черноморских верфей уходят в плавание суда различного класса, от сухогрузов и барж до десантных кораблей.

«Голубое топливо» добывается компанией «Нафтогаз» исключительно на Харьковщине и черноморско-азовском шельфе в объемах 18 - 20 млрд. куб. м. Это пока 20% того, что нужно для экономики Украины. В планах компании – довести к 2007 году долю украинского газа до 40%.

Четыре десятка домен Юго-Востока, исправно курящих дымок, являются главными донорами экономики, обеспечивая 45% всех поступлений в госбюджет и зарабатывая половину всей валюты.

Флагманы ВПК – легендарные «Южмаш» и «МоторСич», Малышевский танковый гигант, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП), знаменитые «Хартрон» и «Турбоатом» и другие производители продукции двойного назначения ежегодно получают за продукцию 500 - 700 млн. долларов. «Тяжелый» уголь Донбасса помогает стране поддерживать минимальную энергетическую независимость.

Правда, в Закарпатье есть «украинский Клондайк» – Мужиевский рудник. В 2003 году там намыли не то 50, не то 60 кг золота. Но и здесь не обходится без курьезов. Дело в том, что себестоимость извлекаемого из недр золота в 1,5 - 2 раза выше цены, которую дают на Лондонской бирже. И здесь, дабы держать графу в статотчетности и являться членом клуба золотодобывающих стран, из доходов предприятий Востока перераспределяют средства для поддержания штанов закарпатских старателей.

Бог с ней, с этой промышленностью. Не повезло в истории, никто не хотел развивать промышленность этой местности. Как ни старались коммунисты, но и им до конца не удалось сформировать из тамошнего населения индустриально «точных» людей. Они так и остались по мироощущению «селянством», идеал которого концентрируется на кабанчике, любовно подращенном к осени.

Сравниваем тех же региональных лидеров. Сразу отмечу очень важную деталь. Количество сельских жителей в Донбассе в 2,2 раза меньше, чем на Львовщине (470 тыс. против 1,06 млн.). К тому же климат Западной Украины более мягкий. Если кто-то думает, что и пропорции производства продуктов агропрома в областях будут соответствующими, то спешу очень сильно разочаровать. Зерна Львовской области в закромах державы около 3%. Донетчане более щедрые, их зерновых 4,5%. Продукция животноводства и птицеводства в общем объеме – 5,7% и 4,3% соответственно. Поголовье свиней во всех категориях хозяйств на начало 2004 года в Львовской области – 264 тыс., в Донецкой – 311 тыс.

Результаты и в сельском хозяйстве европеизированных галичан более чем скромные. Спрашивается, чем же они тогда занимаются? Ответ прост. Треть населения на полях и стройках России и Польши в поте лица своего добывают хлеб насущный, при этом успевают обеспечивать на выборах явку под 90% и мерзнуть на митингах.

По всем направлениям экономики Юго-Восток являет собой вполне самодостаточную экономическую категорию. Поэтому заявка на федеративность – это не «вопли и сопли» (по выражению головы Рады), а неизбежное следствие того, что политическая система Украины не отвечает природе Украины как государства.
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Антон Дальский
Поделиться в Facebook
Последние новости