Почему мы стали самой бедной страной Европы?
Торопливое открытие рынка земли, с надеждой то ли на мифического инвестора, то ли на транш МВФ, стало еще одним признаком того, что дела в украинской экономике весьма скверные. Впрочем, а когда они были хорошие? Просто теперь украинцам стараются не рассказывать о глубине той пропасти, в которую уже много лет падает вся страна. Но большинство и так осознает текущую ситуацию. А вот что трудно поддается пониманию, так это, как мы в этой пропасти оказались?
Куда растратили потенциал «второй Франции»?
Как бы мы сегодня ни иронизировали над этим прозвищем, но в 1990-м году УССР действительно была одной из сильнейших экономик Европы. Давайте обратимся к фактам, которые говорят сами за себя.
За 1990-й год предприятия Украины выпустили: 298,5 миллиардов кВт электроэнергии; 45,19 миллионов тонн проката и труб; 4,8 миллиона тонн минеральных удобрений. Было добыто 165 миллионов тонн углы и 28 миллиардов кубометров газа. При всем нарекании на качество отечественных товаров, в том же году в УССР произвели: 168 тысяч легковых автомобилей; 3,7 миллиона телевизоров; 196 миллионов пар обуви и 4 с половиной миллиарда пар носков и колготок. Кстати, хороший вопрос – а почему всё это не появилось тогда в пустеющих магазинах, кто и почему всё это прятал?
А еще в том году было введено в эксплуатацию 17,4 миллиона квадратных метров нового жилья – это где-то около 350 тысяч квартир со средней площадью 50 квадратов. В целом же, в последнее десятилетие СССР новые квартиры получили более 4 миллионов украинских семей, что почти решило в республике жилищный вопрос.
Какие показатели Украина имела в последнем предкризисном 2013-м году? В основном они серьезно сократились: производство электроэнергии – до 198 миллиардов кВт; угля – до 84 миллионов тонн; газа – до 21 миллиарда кубометров; выпуск металлопроката – до 9 миллионов тонн (в основном сталь экспортировалась в виде слябов). Но был и рост: минеральных удобрений в 2012 году выпустили 7,5 миллиона тонн, а в 2008 году Украина пережила бум автомобилестроения, пусть и «отверточного» - более 400 тысяч.
Сейчас, конечно, в эту статистику лучше не заглядывать: автозаводы стоят, удобрений произведено чуть больше одного миллиона тонн, угля добыто только 32 миллиона тонн, электричества произведено около 150 миллиардов кВт. В общем, всё очень печально, и растут только урожаи зерновых (уже более 62 миллионов тонн), но они не смогут прокормить всю страну.
Конечно, сейчас экономикой заправляют финансисты, которые с пренебрежением отбрасывают все эти тонны и киловатты, оперирую только гривнами, долларами и евро. И у них свой принцип оценки экономики: если денег стало больше – значит, она растет, если меньше – значит, стагнация и кризис. Но даже так картина выглядит весьма печально. В 1990-м году ВВП Украины составил 93,5 миллиарда тогдашних долларов. И если измерять его далее во все тех же долларах, с учетом их инфляции, то в 2008 году украинский ВВП составлял всего 114,5 миллиардов (в долларах 1990 года), а в 2013-м 105,3 миллиардов. Скажем так, незначительный рост экономики за двадцать лет! Особенно учитывая, что в 1990-м ВВП базировался на реальной экономике (производство товаров), а в наше время наполовину состоит из услуг и финансовых операций. Но дальше было еще хуже: в 2015 году он упал до 51 миллиарда, а сейчас составляет около 68 (в нынешних долларах – 130 миллиардов).
Временные трудности? Да нет, трудности у Украины уже давно стали постоянными. Вот уже тридцать лет она пытается превзойти показатели советских времен, иногда ей это ненадолго удается, но потом страна снова срывается в кризис. Но дело в том, что пока Украина догоняет и обгоняет 1990-й год, все другие страны бывшего соцлагеря ушли далеко-далеко вперед. ВВП Польши тогда составляло всего 66 миллиардов долларов, в полтора раза меньше, чем у УССР – сейчас оно достигает полумиллиарда! Даже с учетом долларовой инфляции, польская экономика выросла за это время в 2,6 раза.
То есть, если бы Украина развивалась такими же темпами, как наша западная соседка, то её ВВП сейчас составлял бы не 130, около 720 миллиардов долларов! Но ведь стартовый потенциал Украины был намного выше, чем у Польши, а значит, мы могли бы достигнуть и куда более внушительных экономических показателей. И уже не украинцы бы ездили в Польшу сначала за товарами, а потом в поисках работы, а наоборот.
Кому в пост-СССР жить хорошо?
На фоне Польши мы сейчас выглядим наиболее убого, но слезы наворачиваются на глаза и при взгляде, скажем, на Чехию. Её экономика за период 1990-2018 г.г. выросла в 1,8 раза – а если считать чисто финансово, то почти в пять раз. При этом средняя зарплата там составляет около 1000 евро, колеблясь от 600 у уборщицы до 1300 у рабочих и 2000 у руководящих менеджеров. По украинским меркам это просто шикарно, а вот сами чехи такими зарплатами не довольны, и уезжают работать в Западную Европу.
Интересная ситуация сложилась в трех прибалтийских государствах. Взять, к примеру, Литву: с 1990 года её экономика выросла лишь в 1,4 раза (номинальный ВВП в 4 раза), ведь целый ряд отраслей был утерян, однако в целом там не было таких тяжелых кризисов, как в Украине. Средняя зарплата в Литве около 870 евро, средняя пенсия 375 евро. Это немного для страны, где цены и тарифы являются почти «европейскими», однако двое выше, чем в Украине – а ведь у нас тоже всё очень дорого!
Теперь померяемся «ВВП-ськами» с Россией. К нашему удивлению, темпы роста российской экономики оказались весьма скромны. Начав с 571 миллиарда долларов в 1990-м году, она достигла 2,2 триллионов в 2013-м, а потом, как и Украина, скатилась в кризисную яму. Сейчас номинальное ВВВП России 1,67 триллиона долларов – хотя в Кремле упорно настаивают, что по некому «паритету» оно достигает 4,2 триллионов. Но вряд ли в России товары и услуги стоят втрое дешевле, чем в среднем в мире. В долларах 1990 года, за 28 лет экономика РФ выросла всего в 1,12 раза – и это просто позор для страны с таким огромным потенциалом. Но дело в том, что экономика Украины за этот период упала в 1,37 раза! Так что не нам над ними смеяться.
Зато над Украиной могут посмеяться все, даже Молдова и Грузия – входящие вместе с нами в число беднейших стран Европы. Экономика Молдовы так и не догнала свои показатели 1990 года, опустившись за этот период в 1,3 раза. А вот Грузия, которая географически находится в Западной Азии, но настаивает, что является европейской державой, совершила головокружительный кульбит. В 90-х её экономика рухнула в 3,6 раза, установив рекорд среди постсоветских республик, но с 2003 года стала бодро расти, сейчас достигнув 90% от советского уровня - а учетом потери Абхазии и Южной Осетии, даже перешагнула его. Что весьма удивляет, учитывая плачевное состояние грузинской промышленности и то, что импорт Грузии втрое превышает экспорт – откуда они берут деньги?
Тем не менее, минимальная пенсия в Грузии составляет 67 долларов (1675 гривен) и выплачивается даже тем, кто никогда не работал. Зарплаты простых людей там колеблются от 190 до 600 долларов (больше всего у медиков и полицейских), у начальства, конечно, больше. А это где-то на 20% больше, у украинцев. Более того, по уровню зарплат и пенсий нас на 10% обошли даже жители Молдовы – что и сделало Украину самой бедной страной Европы. О да, у нас конечно есть шанс перестать быть самыми бедными, для чего нам нужно обогнать молдаван. Но осилим ли? А главное, позволят ли нам?
В стране слепых и кривой – король
Этот вопрос кажется странным, но ответ на него может пояснить тот парадокс, который мы видим вокруг себя: островки роскоши в море бедности и разрухи, разграбление страны с целью вывоза капиталов за границу. Действительно, почему самые успешные украинские бизнесмены методами своего бизнеса напоминают мародеров и грабителей? И почему этих людей ничуть не удручает жизнь в нищей стране, где обваливаются мосты и проваливаются дороги?
Вся ответственность за происшедшее в Украине за последние тридцать лет лежит на её элите, поскольку это именно она управляла страной и экономикой. Простые украинцы только ходили на выборы – голосовать за тех, кого им подсовывали, а также участвовали в Майданах и Антимайданах – на стороне тех или иных кланов украинской элиты. Элита устанавливала правила и определяла направление, а народ им следовал. Собственно, то же самое происходит и в других странах, просто там правила более справедливые, а путь ведет вверх, а не в пропасть. Что же не так в Украине?
Знаете, долгое время казалось странным, почему богатые украинцы, живущие среди бедных соседей, старательно «выпендриваются» собственной роскошью, но за свои деньги не хотят даже починить разбитые ступеньки в общем подъезде. Почему вместо того, чтобы благоустроить газон и клумбу во дворе, они захватывают их и устраивают там парковку для своих джипов. Почему их вообще радует та социальная ситуация в стране, когда окружающие их люди выглядят как бомжи. И заметьте, это только на нижних уровнях! Что же касается олигархов и высокопоставленных чиновников, то им «западло» просто посмотреть на народ из окна своих лимузинов.
Вот возьмем Европу – там такой бросающейся в глаза социальной разницы нет. Не потому что богатые ведут себя скромнее (а так и есть), а потому что бедных мало и они не так уж и бедны, по украинским меркам. Образно выражаясь, в Европе вместо дворцов и хижин есть просто большие и маленькие дома. И что очень важно, и уже не образно, а реально, пространство между этими домами благоустроено по принципу «отлично» и «для всех». Отличные дороги – для всех, чистые парки - для всех, хорошие больницы – для всех. Почему в Украине не так?
Потому что в стране слепых и кривой – король. То есть даже заурядный «середняк» почувствует себя барином, если вокруг него одни нищие. И вот этот порочный менталитет, к сожалению, преобладает в Украине. Её элита ведь не с Марса сюда прилетала, они такие же украинцы, плоть от плоти своего народа. Почитайте биографии олигархов: они не во дворцах родились, это бывшие инженеры, завскладами, даже сапожники. И беда не в том, что они разбогатели, пусть даже на разграблении державы, беда в том, что они сознательно хотят, чтобы остальные украинцы пребывали в «черном теле», жили в бедности и разрухе. Потому что только тогда они будут на их фоне королями и богами.
Думается, что во многом ради этого создавалась и коррупционная Система, только место в ней определяется не размером капитала (он, конечно, тоже необходим), а личными возможностями и связями с нужными людьми. Система, делающая прокурора или начальника отдела «небожителем» в глазах рядовых громадян, лишь мечтающих о знакомстве с «такими большими людьми».
Носители такого менталитет мечтают только о личном обогащении или об обнищании окружающих. Построит дом – себе, да повыше, чем у соседей. Хорошую зарплату – себе, чтоб больше, чем у других. Но о развитии всей страны они не задумываются, хотя иногда и толкают популистские лозунги. Что, опять же, не самое худшее. Намного хуже то, что таких людей ничуть не огорчает то, что в результате их действий страна впадает в кризис или в конфликт, а люди бедствуют и умирают.
Вихри враждебные
Давайте чуть более подробно рассмотрим, что же натворила украинская элита. Итак, первый период, начало и середина 90-х. Это было очень важное время, но его просто бездарно про…рали, вместе с 40% украинской экономики. Вместо оперативных реформ, создания цивилизованного рынка и открытия новых предприятий для выпуска товаров широкого потребления, украинская элита была занята разграблением страны. Вывозили металлы, распродавали запасы, через кредиты и инфляцию разворовывали государственные деньги, через пирамиды выдуривали сбережения – ничуть не обращая внимания на народ, перебивавшийся картошкой с огородов. Собственно, именно тогда и были перечеркнуты стартовые возможности «второй Франции».
Второй период – с конца 90-х до 2014 года. Произошло становление олигархии, путем «прихватизации» госпредприятий и всевозможных афер, и сложилась коррупционная Система, охватившая и работу государственного аппарата, и общественные отношения. Юные украинцы знакомились с коррупцией уже в старших классах, покупая себе отметки за экзамены, а их родители «заносили» то одним, то другим «нужным людям», чтобы решить те или иные вопросы. Но худшее было впереди!
На выборах 1999 года, испугавшись начавшегося социального противостояния (сторонники «коммунизма» - сторонники «капитализма»), Леонид Кучма запустил политический раскол украинского общества по линии Восток-Запад, выпустив при этом джина национализма. Замысел был понятен: запудрить мозги одной части простых людей национал-патриотизмом и западным вектором, а у других вызвать закономерную антинационалистическую и антизападную реакцию, приведшую их в лоно «пророссийства». И пусть громадяне ненавидят друг друга, а не вместе противостоят обворовывающей их и страну элите!
Украинцы 15 лет спорили между собою, куда им двигаться – в Евросоюз или ЕЭП, является ли Бандера национальным героем и в какую церковь нужно ходить. А украинская элита в это время захватывала новые предприятия и земельные участки, устраивала финансовые аферы, «пилила» бюджетные средства и грызлась между собою за доступ к власти и корыту. Назвать этот период развития Украины благополучным и вообще развитием, можно только относительно того, что было до (лихие 90-е) и после (третий, нынешний этап). В списке экономик Восточной Европы украинская скатилась в самый низ, где по темпам восстановления (даже не роста) конкурировала лишь с Беларусью, Грузией и Молдовой.
И снова Грузия и Молдова! Разве это какое-то совпадение? Думается, что нет. Это три постсоветские республики Восточной Европы, развитие которых затормозили постоянно бушующие политические штормы и периодически вспыхивающие вооруженные конфликты. У Молдовы – Приднестровье, у Грузии – Абхазия и Осетия, у Украины – Донбасс. Это не считая регулярных майданов!
Думается, что если бы так жили поляки, разделившись на ненавидящих друг друга «пронемецких» либералов и восточных консерваторов, то в итоге Польша бы тоже вспыхнула конфликтами между Варшавой и самопровозглашаемыми «вольными городами». Разумеется, что это была бы не самая динамичная экономика Восточной Европы, а её очередная «черная дыра». Кстати, тут стоить вспомнить Чехословакию, которая поспешила устроить «бархатный развод» (1993) еще до того, как противоречия между чехами и словаками приняли серьезную форму – и тем самым ликвидировала проблему еще в самом зародыше. Как знать, если бы Грузия не старалась так удержать Абхазию, то, возможно, в первой половине 90-х она не полыхала войнами.
Впрочем, все политические кризисы и вспыхивающие за ними конфликты есть результат дела рук элит, которые и стравливают между собою народ. В Польше такой сценарий был невозможен потому, что польская элита не зашла бы так далеко – рискуя потерять своё государство в третий раз. В Чехословакии вообще сразу ликвидировали сам возможный повод раскола. В Прибалтике, где местные национал-патриоты изначально разделил население на коренных граждан и «проживающих», избежать кризиса удалось лишь чудом – в основном из-за пассивности местного русскоязычного населения и отказа России от его поддержки. А вот в Молдове и Грузии «бабахнуло» сразу же.
Кстати, не будем забывать, что Россия тоже пережила два внутренних конфликта на Кавказе плюс кровавый майдан 1993 года, отразившиеся и на её политике, и на экономике, и на настроении населения. Есть мнение, что Москва не стала ввязываться в большую войну в Украине потому, что это превратило бы её финансовый экономический кризис 2014-2015 г.г. в обвал всей экономики.
Но вот в чем горькая ирония: украинцы выходили на Майданы не с какими-то там злыми намерениями, а в своем стремлении к лучшей жизни. А получалось ровно наоборот! Что и неудивительно, ведь оба Майдана собирались лишь для смены власти в ходе борьбы кланов элиты. Не исключено, что будет и третий Майдан, о котором уже давно говорят в Украине. И его тоже устроят лишь для свержения власти, хотя и под лозунгами о лучшей жизни. Вот только последствия этого очередного «рывка к светлому будущему» могут быть фатальными.
Украинцам пора понять, что экономическая отсталость Украины вызвана вовсе не Путиным, не регионалами, не коммунистами и не националистами. Она является результатом разграбления страны её элитой, под шумок искусственно созданных политических противостояний между «тупоконечниками» и «остроконечниками». При полном попустительстве самих громадян, мечтающих лишь индивидуально подняться над толпой «неудачников». И это не исправить ни вступлением в ЕС, ни возвращением в ТС…