Даже сейчас, когда технические возможности кинематографа стали фантастическими, фильмы и мультики Александра Птушко поражают своими эффектами, зачаровывают игрой актеров, как реальных, так и нарисованных. В этом году Александру Птушко исполнилось бы 105 лет…
Он родился в самом начале века, в 1900 году. С детства он любил рисовать, а когда ему исполнилось 13 лет, на выставке учеников реального училища его работы настолько покорили зрителей и администрацию, что Саше дали возможность закончить училище бесплатно.
Случилось так, что работы Птушко понравились жене Николая Шверника, тогдашнего известного партийного работника, и она помогла талантливому художнику перебраться в Москву. Он закончил два курса Плехановского нархоза, а затем перевелся во Всесоюзное художественное училище, после окончания которого поступил заочно на режиссерский факультет ВГИКа.
Практически сразу Птушко решил, что его аудитория – дети, и стал заниматься мультипликацией. Он работал успешно как в рисованной, так и в объемной мультипликации – «Бегство Пуанкаре», «Похождения Братишкина», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Волк и семеро козлят». После чего, в 1936 году, он приступил к «Новому Гулливеру».
Фильм снимался по уникальной по тем временам технологии, где одновременно играли и люди, и куклы. Было изготовлено колоссальное количество кукол. Их мимикой управляли постановщики, останавливая после снятого кадра камеру и изменяя маску лица. Но адский труд увенчался триумфом. Когда Уолт Дисней посмотрел «Нового Гулливера», он прислал Птушко восторженное письмо: «Ради Бога, приезжайте, я дам вам любую студию». Но Птушко ответил, что он русский и из России никуда не уедет.
В 1939 году Александр Лукич снимет еще один рисованный шедевр - «Золотой ключик».
Начавшаяся война едва не помешала кинематографической карьере режиссера, но на фронт его не взяли. Когда семью вместе со студией эвакуировали в Алма-Ату, жили туго, и Александр Лукич сам шил своим коллегам обувь. Шил красиво, отделывая замшей и блестками. Он даже сделал особое клеймо: «Эльдорадо. Птушко и дочь».
Сразу после войны режиссер приступает к съемкам русских сказок и былин. В 1947 году на Урале и в Чехословакии снимался фильм «Каменный цветок» по сказам Бажова.
Отдельным успехом Птушко можно считать фильм «Садко», получивший на Венецианском фестивале «Золотого Льва». Сталин весьма благосклонно относился к работе режиссера, подписывая все его темы. Он не раз говорил о громадном значении творчества режиссера.
А вот Никита Хрущев в силу своей «безграничности» успел вмешаться в процесс создания «Ильи Муромца», потребовав вырезать из картины сцены, где монголы измываются над русскими. Свой каприз он аргументировал «нежеланием ссориться с монгольскими товарищами». Однако Хрущеву сумели доказать разницу между монголо-татарским игом и дружественным СССР режимом Цеденбала.
Дочь Александра Лукича Наталья, довольно долго работавшая с ним, рассказывала, что отец был необыкновенно креативной и находчивой личностью. Когда в «Руслане и Людмиле» необходимо было снимать большое количество «дефицитных» попугаев, то режиссер предложил заменить их голубями, которым просто приклеили хохолки и большие клювы. Двухметровых богатырей из «Сказки о царе Салтане», которые «чешуей, как жар горя», нашли на базе торпедных катеров в Севастополе, где и снимался фильм.
Потом были еще «Алые паруса» с Вертинской, и даже легендарный первый советский фильм ужасов «Вий», который Птушко поручили «довести до ума».
Птушко очень хотел снять «Тараса Бульбу» с Сергеем Бондарчуком в главной роли и «Слово о полку Игореве». Но, к сожалению, не успел. В 1973 году он скончался от болезни почек. Советское кино лишилось Великого Мастера и Великого Киносказочника.
06.12.2005 18:55