Связанные одной Сетью
06.02.2007 13:01
…как серьезную работу, равно как и мало кто на самом деле понимает природу процесса.

Сетевой бизнес, или как его еще называют Multi-Level Marketing (MLM - многоуровневый маркетинг) предполагает построение сбытовой вертикали, где одни нанятые дистрибьюторы привлекают других, создавая тем самым свои вертикали продавцов и получая с каждого нижнего уровня свой процент от продаж (и так до бесконечности).

Изобретателем сетевого бизнеса считается химик Карл Ренборг, которому в 1920 году в лагере для интернированных пришла идея создания структуры, позволяющей одним предпринимателям привлекать к деятельности других и получать доход от торговых сделок последних. Первым проектом, на реализацию которого ушло около 20 лет, стала пищевая добавка и, судя по всему, тематика правильного питания, а уже после - и борьбы с ожирением, стала одной из ключевых в системе MLM.

По сути, сетевой маркетинг восходит корнями к 1930-1940 годам, и получил первичное распространение Америке. В 1990-х годах MLM уже «оцивилизировался», расширил сферы и спектр предлагаемой продукции. Кроме этого, сетевые оптимисты считают, что уже в нашем столетии будет иметь место еще больший прогресс и надеются, что и традиционные компании начнут использовать сетевой маркетинг в качестве дополнительного канала к уже существующим видам продаж. Однако, такового пока не видно…

С другой стороны, сетевой бизнес плавно вырос с распространенной еще в XIX столетии в Америке системы прямых продаж (хотя на Руси коробейники известны едва ли не XII века), коими занимались небезызвестные коммивояжеры (праотцы нынешних торговых агентов), которые ездили на лошадях к территориально удаленным фермерам и продавали разную необходимую в хозяйстве мелочь.

Следует сказать, что коммивояжеры распространяли по большей части новые, еще не нашедшие своего покупателя товары. Собственно, в век, когда ни машин, ни супермаркетов не было, такая форма торговли была не только приемлемой, но и просто крайне необходимой. Кстати, многие из коммивояжеров потом становились владельцами магазинов в сельских районах.

Близкое знакомство украинцев с сетевым маркетингом началось с «канадской оптовой компании». Хотя следует отметить, что распространение разной продукции и сетевой маркетинг – несколько разные вещи, хотя по уровню привлекательности часто находятся на одном уровне. Классическим вариантом отношения к данным видам дистрибуции в современном контексте служит распространенное мнение - «мне проще и приятнее зайти в магазин и все выбрать».

Система торговых агентов, даже после «канадских» и прочих оптовиков и сейчас не утратила своей актуальности, хотя бы по той причине, что крупные и достаточно уважаемые парфюмерные торговые марки вроде Oriflame, Faberlic, Mary Kay, Avon и т.п. распространяются через торговых агентов. И, по личным наблюдениям, распространяются весьма успешно, и хотя они построены на прямых продажах в офисах и среди знакомых распространителей, но не предполагают строгое привлечение других распространителей, и являются чем-то вроде частного бизнеса. Удивительным был тот факт, что, придя на украинский рынок, компания Oriflame начала как раз с магазинной торговли, а потом перестроилась на частных распространителей.

Из сетевых проектов, больше всего, пожалуй, «достала» система Herbalife. От надоедливости данной системы получила распространение шутка «Хочешь умереть? Спроси меня, хочу ли я похудеть», а при входе во многие офисы до сих пор можно встретить объявления вроде «собакам и торговым агентам вход воспрещен».

Для внешних потребителей сетевая продукция представляется как революционно-уникальная, которую можно приобрести только у данного распространителя и только по специальной (акционной, рождественской, приуроченной к годовщине компании и т.п.) цене. Подобные аргументы уже так набили оскомину, что не вызывают ничего, кроме унылого желания послать агитатора в известном направлении.

Более того, классическим примером отношения среднего украинца к сетевому маркетингу может служить такой живой пример. На собеседование в контору с неопределенным названием, но с весьма привлекательной вакансией приходят залпом сразу до десятка людей, которым его назначили примерно на одно и тоже время. На вопрос одного из соискателей, почему, мол, о вашей компании нет информации в Интернете, секретарша неопределенно заявляет, что она просто секретарь, а не работодатель. Неубедительно! Когда же к утомленным ожиданием выходит одна из уже прошедших собеседование кандидаток, и, после короткого диалога с кем-то из очереди сообщает, что это ничто иное, как «сетевуха», то 5 из 7 людей из очереди молча встают и уходят.

Иногда складывается впечатление, что сетевой бизнес растет, как на дрожжах. Столбы и страницы дешевых газетенок о работе пестрят объявлениями о приеме на работу «энергичных и инициативных» людей» (собственно, размер заработка зависит исключительно от индивидуальных качеств распространителя), но почему-то никаких позитивных ассоциаций такие объявления у обывателя не вызывают.

О сетевом маркетинге можно судить с разных сторон. Не всегда такой опыт можно считать негативным. Если человек «энергичный и инициативный», то потом ему легче сделать карьеру в реальном секторе экономики, где ценится опыт работы с людьми и организационно-административные навыки. Безусловно, кто-то может рассказать о позитивном опыте в данном направлении, но это, скорее, единичные примеры (первые вкладчики «МММ» тоже получали обещанные большие проценты по вкладам), да и напоминают дешевые россказни про чудесные изменения в жизни, произошедшие после посещения какого-то очередного «космического мага и его легендарного кота».

С другой стороны, можно с уверенностью говорить, что многие даже не пытались вникнуть в качественные характеристики предлагаемой сетевиками продукции (даже при теоретической необходимости в ней). Это, наверное, оттого, что мало кому приятно приставание на улице с непонятными предложениями, да еще с попытками едва ли не лезть в душу. Данный фактор системы торгового распространения и сетевого маркетинга претит большинству населения. А попытки «впарить» какую-то ерунду всем своим знакомым и коллегам вряд ли найдут одобрение в их глазах. Торговля и дружба – крайне разные вещи.

Сами сетевики часто жалуются на то, что, мол, их вполне легальный бизнес недопонимают и назидают своих коллег быть честными по отношению к потенциальным покупателям. Каково чувствовать себя штатной единицей слабо уважаемой структуры? По сути, покупатели не воспринимают даже не товар или персону распространителя, а саму форму преподнесения продукции. А рассказы про сказочную уникальность системы и легкое обогащение и вовсе вызывают большое первичное недоверие.

Впрочем, даже реальный бизнес перенял у MLM определенные вещи. Например, система франчайзинга предполагает работу под чужой торговой маркой и требует отчисления определенного процента от оборота, что очень напоминает сетевую модель. Но тут несколько другая история…

В настоящее время MLM активно перекинулся в Интернет-среду, где также нужно создавать какие-то пирамиды, от чего на счет будут капать уже виртуальные деньги. Но тут ситуация еще сложней, так как не происходит личного контакта между пользователями, и теоретически труднее «уболтать» кого-то присоединиться в прогоне за богатством.

Как видим, MLM не умер, он только модифицировался. Опять же, жажда быстрых и легких денег ни у кого не отмерла, стало быть, и MLM будет жить.

Никто никому не может приказать любить или ненавидеть MLM. Хотя сетевики могут с пеной у рта доказывать большие возможности заработать деньги, но реальная работа это - «синица в руках», а не «корова на кухне». И как-то не хочется быть «энергичным и инициативным», зная, что ты просто шестеренка Большой Сети, и воспринимать мир как Матрицу, где все озабочены борьбой с ожирением.