«Жулики начали слегка отталкивать друг друга и вопрошать:
- А ты кто такой?!
- Нет, это ты кто такой?!»
Илья Ильф и Евгений Петров - специально про депутатов
Верховной Рады, обсуждающих будущее украинской ГТС
- А ты кто такой?!
- Нет, это ты кто такой?!»
Илья Ильф и Евгений Петров - специально про депутатов
Верховной Рады, обсуждающих будущее украинской ГТС
Из года Собаки в год Свиньи Украина благополучно перетащила самую главную проблему своей «независимости» - газовую. Правда, в начале февраля свою помощь в ее разрешении предложил президент России Владимир Путин...
Чем хуже мы Германии с Италией?
В принципе, Владимир Владимирович предложил Украине практически ту же схему, которая уже работает в газовых отношениях России с Германией и Италией: российская сторона предоставляет своим партнерам доступ к разработке газовых месторождений, а взамен получает возможность не только использовать магистральные экспортные газопроводы, но и (например, в Италии) доступ в святая святых - газораспределительные сети для внутренних потребителей этих стран.
Правда, российский президент отнюдь не высказался о новой форме газового сотрудничества с Украиной как о деле вполне решенном. «Мы должны подумать. Но интерес есть. Эксперты правительства и президентских структур ищут наиболее оптимальный для украинских партнеров подход к реализации этой идеи», - сказал В. Путин. Хочется, правда, отметить, что интерес к совместному использованию украинской газотранспортной системы у России был всегда, просто после выборов в Верховную Раду 2006 г. и последовавшего вслед за этим плавного «выдавливания» из власти (в том числе - и нефтегазового комплекса) абсолютно неадекватных по своей профессиональной подготовке и принимаемым решениям лиц, сложилась более благоприятная атмосфера для реализации этого интереса к взаимному удовольствию обеих сторон.
Масс-медиа, со ссылкой на некий таинственный «источник в российском правительстве», поспешили сообщить, что украинской стороне уже предложены три варианта - от создания транснациональной корпорации, в уставной фонд которой Украина передаст акции компании «Укртрансгаз», владеющей всеми магистральными газопроводами, а Россия внесет ресурсную базу - месторождения с ежегодной добычей 30-50 млрд. кубометров газа (отметим, что такого количества газа достаточно лишь для частичной - на 30-40% - загрузки украинской «трубы») - до создания совместного предприятия, которое получит те же активы в концессию. Возможно также возвращение к международному консорциуму по управлению газотранспортной системой Украины, который с таким скрипом создавался в 2001-2003 г., чтобы оказаться замороженным сразу же после оранжевой «революции»...
И хотя ни один из перечисленных вариантов не имеет ничего общего со «сдачей украинской трубы проклятым москалям», депутаты Верховной Рады (в особенности, от БЮТ и «Нашей Украины») не замедлили использовать предложение российского президента для самопиара. Аж трехчасовая блокада трибуны и многочисленные апелляции к Президенту Украины - и все для того, чтобы (уже в который раз!) обвинить правящую коалицию в «предательстве национальных интересов» и «преступном сговоре с Москвой».
Однако не будем останавливаться на детальном разборе показательных выступлений наших народных избранников - просвещенному читателю, конечно же, гораздо более интересно, что именно (кроме, конечно же, абсолютно бескорыстной любви к Родине) подвигло их на эти выступления?
Труба: как аукнется...
Как с недавних пор известно любому мало-мальски начитанному гражданину, символами национального суверенитета державы в современном прагматичном мире являются не только герб, флаг, гимн и институт Президента, но и хоть какое-нибудь завалящее газовое месторождение, позволяющее, по крайней мере, обеспечить «голубым топливом» население этой самой державы.
К сожалению, Украина к настолько независимым государствам мира не относится. Зато в наследство от «проклятого застойного прошлого» нам досталась газотранспортная система, проще говоря - сеть «труб» общей протяженностью в 283 тысячи километров, рассчитанная на ежегодную прокачку 120-130 млрд. м куб. газа на экспорт, плюс - на транпортировку 50-60 млрд. м куб. для нужд собственно украинских потребителей - именно таков объем отрицательного газового сальдо (добыча минус потребности).
Понятно, что при разумном использовании подобного наследства, Украина могла бы не только обеспечивать свои потребности в «голубом топливе» и неплохо зарабатывать на его транзитной прокачке (1,5-1,7 млрд. долл. в год), но и (по договоренности с Россией) реэкспортировать излишки (6-8 млрд. м куб. в год) газа на Запад уже по мировым ценам, которые по состоянию на 7 февраля т.г. (индекс Nymex Henry = 7,78) составляют около 272 долл. за тыс. м куб. При текущей цене газа для Украины (на границе с Россией) в 130 долл. за тыс. м куб., «честный заработок» реэкспортера составлял бы 142 долл. на каждой тыс. кубометров - не менее 8 млн. долл. в год!
А ведь не так уж и давно (до весны 2005 г.) времена, когда Украина платила всего по 44 долл. за тысячу кубометров, прибыль при реэкспорте этого объема достигала 150 долл. Увы - времена изменились: с «неучтенными» излишками после новогоднего (2005/2006 г.) газового скандала Украине пришлось распроститься, а тариф на прокачку экспортного газа приблизительно в то же самое время навсегда расстался с мечтами вечно следовать за повышением цены на сам газ.
...Так и откликнется
Итак, цена на «голубое топливо» для Украины выросла до 130 долл. за тыс. м куб., а не за горами - ее очередное повышение, уже до 150-160 долл. (и выше) за тыс. м куб. На смену эпохи экономического романтизма в газовых отношениях России и Украины пришел здоровый капиталистический прагматизм. Результаты этого перехода уже вполне ощутили на себе владельцы предприятий (например, металлургического комплекса, химической промышленности), чья деятельность напрямую зависит от поставок газа, стоимость которого в значительной степени отражается на себестоимости продукции.
В «интересном» положении оказался и самый главный собственник - «независимое» украинское государство, которое в результате роста цен на «голубое топливо» рискует потерять контроль за целыми отраслями промышленности и, похоже, уже готово пожертвовать «малым» (например, производством минеральных удобрений), чтобы сохранить то, что ближе к телу (или кошельку) группировке правящей буржуазии – горно-металлургический комплекс.
Не случайно уже в марте 2006 г. тогда еще «оранжеватое» руководство Украины отменило запрет на приватизацию Одесского припортового завода - ключевого предприятия на рынке азотных удобрений стран СНГ, монополиста СНГ по морской перевалке сжиженного аммиака. Обнародованная на днях стоимость этого гиганта, по оценкам ФГИУ, составляет 300-400 млн. долл. - сущие копейки для компании, способной обеспечить его дешевым газом. В национальной же принадлежности потенциального покупателя сомневаться, думается, не приходится.
Кстати, практически сразу после «газовой блокады» парламентской трибуны в правительстве Украины заговорили о намерениях покупать газ напрямую у «Газпрома», избавившись таким образом от посредника - компании «РосУкрЭнерго», рожденного оранжевой «революцией».
Как сказал вице-премьер Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса Андрей Клюев. «Мы ведем переговоры с Газпромом о том, чтобы вернуться к тем контрактам, которые были подписаны в 2003-2004 гг. По нашему мнению, нужно все же иметь контракт напрямую между «Нефтегазом Украины» и «Газпромом».
Конечно, представляется сомнительным, что при работе непосредственно с «Газпромом» (который, кстати, контролирует практически весь газовый экспорт Туркменистана, Узбекистана и Казахстана) Украине удастся добиться снижения (или хотя бы длительного неповышения цен), однако само по себе стремление крупной национальной промышленной буржуазии Украины, постепенно «выдавливающей» прозападников из власти, вести дела непосредственно с главным державообразущим концерном России внушает некоторый осторожный оптимизм по поводу дальнейшего развития двусторонних отношений, естественно - к обоюдной выгоде.
Вместо эпилога
Таким образом, абсолютно очевидно: только решение проблемы совместного использования существующих и прокладки новых магистральных газопроводов может способствовать укреплению экономических связей постсоветских государств, формированию Единого Энергетического Пространства и, как следствие, их дальнейшему сближению в политическом плане.
Конечно, о политическом объединении Украины, Беларуси, Туркменистана, Казахстана, Узбекистана и России в некое подобие конфедерации говорить еще рано. Новорожденная капиталистическая элита первых пяти перечисленных стран будет сближаться с Россией крайне осторожно, естественно, опасаясь при любом неверном или поспешном шаге быть «съеденной» несравнимо более мощным российским капиталом.
Тем не менее, процесс постепенного сближения этих стран экономически обоснован, а значит - исторически неизбежен. Безусловно, он будет мучительно долгим и будет сопровождаться периодами естественного или наигранного охлаждения отношений, «решительных» заявлений президентов и «патриотических» речей парламентариев. Вопросы обеспечения газом и использования газотранспортных систем на долгие годы станут предметами торговли во внешней политике и отличными информповодами для саморекламы в политике внутренней, а значит нам с вами, уважаемые читатели, предстоит выслушать с парламентской сцены еще не один диалог в стиле Паниковского и Шуры Балаганова.