...Бортко.
Бортко не в новинку работать с текстами Булгакова. В 1988-м году на советские экраны вышла великолепная экранизация «Собачьего сердца», сразу же после триумфа которой ему предложили сделать фильм «Мастер и Маргарита» для центрального телевидения.
- Я отказался. По двум причинам, - объясняет режиссер. - Во-первых, Элем Климов много лет готовился снять свой фильм. Я безмерно его уважал и никогда бы не стал переходить ему дорогу. Во-вторых, я просто не представлял, как сделать Бегемота. Ведь он должен ездить на трамвае и залихватски хлопать рюмочку. Поэтому отказался. И только четыре года назад решился на съемки. Тогда «Мастера и Маргариту» мне предложили сделать для канала «НТВ». Но по многим причинам, в том числе и финансовым, съемки так и не начались.
Элем Климов «Мастера и Маргариту» в конце 1980-х тоже так и не снял. По его рассказам, он всегда мечтал это сделать, и вот однажды ему представился замечательный случай. Снимали советско-итальянский фильм «Красная палатка», там Климов познакомился с Клаудией Кардинале и ее мужем, продюсером Франко Кристальди. Кристальди предложил снять фильм по «Мастеру и Маргарите»: Феллини будет снимать «древние», а Климов - советские сцены. Разумеется, Клаудия Кардинале должна была играть Маргариту. Элем Климов согласился мгновенно, но призрачная мечта растаяла. Однако в 1985 году Климову разрешили все-таки начать работу над фильмом, но он повременил еще два года. Потом у режиссера вообще появились подозрения, что фильм снимать не стоит: на бумаге все чудеса воспринимаются легко и просто, на экране же все будет выглядеть по-другому. В итоге Климов фильм так и не снял.
А самую первую экранизацию романа осуществил польский режиссер Анджей Вайда, который в 1971 году снял фильм «Пилат и другие». В 1972 году на экраны вышел итало-югославский фильм «Мастер и Маргарита» режиссера Александра Петровича. В 1988 году поляк Мачек Войтышко снял по роману 7-серийный фильм.
В начале 1990-х на «Мастера и Маргариту» замахнулся режиссер Юрий Кара. К тому времени уже существовало поверье, что эту дьявольщину (роман Булгакова) вообще нельзя снять для кино - уйдет волшебство, которым владеет только сам Булгаков. Но Кара попробовал - и продвинулся дальше всех.
О реальных качествах фильма знают единицы. Уже много лет этот фильм есть, и одновременно его нет. Когда шли съемки, и критики, и потенциальный зрители затаили дыхание. Снимались только звезды: Мастер - Виктор Раков, Маргарита - Анастасия Вертинская, Воланд - Валентин Гафт (он играет и в фильме Бортко, но уже Каифу), Иешуа - Николай Бурляев, Понтий Пилат - Михаил Ульянов. Скептики качали головами, но заинтригованы были все. И вот долгожданное известие - Кара наконец закончил свой фильм. Однако общественность так и не увидела на экране «Мастера и Маргариту». Продюсеры из фирмы ТАМП не позволили фильму выйти в свет. Они утверждали, что он плохо смонтирован. Юрий Кара подал в суд на ТАМП. Судились долго, и в итоге получилось, что претензии Кары необоснованны. Но самое странное, что единственный экземпляр фильма пропал. Руководство ТАМПа решило отдать «Мастера и Маргариту» на сохранение кому-то из своих людей. Человек надежно спрятал копию фильма, но потом скоропостижно скончался, так никому и не рассказав, где тайник. Вот такая вот чертовщина.
И тем не менее, если ничего не случится, уже через два дня мы с вами увидим первую серию десятисерийного фильма. Каждая серия будет длиться 50 минут. Съемки картины продолжались ровно 9 месяцев, в течение которых Владимир Бортко доказал, что «Мастер и Маргарита» - такая же работа, как любая другая, а мистику в оправдание провала придумали неудачники.
В фильме Бортко задействованы самые известные и популярные на сегодняшний день российские актеры: Олег Басилашвили (Воланд), Александр Абдулов (Коровьев), Сергей Безруков (Иешуа), Дмитрий Нагиев (Иуда), Александр Баширов (Бегемот), Александр Панкратов-Черный (Степа Лиходеев), Анна Ковальчук (Маргарита), Александр Адабашьян (Берлиоз) и многие другие. Роль Мастера сыграл питерский актер Александр Галибин.
Музыку к фильму написал Игорь Корнелюк. Владимир Бортко работает с ним уже третий раз, в частности, Корнелюк писал музыку к сериалу «Идиот», которую сейчас исполняет оркестр Светланова. По мнению Бортко, Корнелюк — очень серьезный композитор. Песен в фильме не будет, только серьезная симфоническая музыка.
«Сериал «Мастер и Маргарита» стал самым сложным из всех проектов, которые осуществлял канал «Россия», - признался первый заместитель председателя ВГТРК Антон Златопольский. - Да и работа режиссера была на пределе человеческих возможностей». Также Златопольский признался, что бюджет ленты оказался в 2,5 раза выше, чем у остальных проектов канала.
Написанный 65 лет назад, изданный почти 30 лет спустя роман выдержал около ста изданий в 25 странах. Габриель Гарсия Маркес выделил «Мастера и Маргариту» из всей литературы XX века.
Как уже было отмечено выше, роман не давал покоя многим выдающимся кинорежиссерам, однако привлекал он не только киношников, но и театральных режиссеров. Они, стоит заметить, оказались удачливее своих киноколлег. Спектакль «Мастер и Маргарита», поставленный в Театре на Таганке, выдержал более 1000 представлений и идет там с неизменным успехом до сих пор. Еще одна постановка состоялась на сцене Государственного культурного центра-музея Высоцкого. Ее делал театр «NotaBene». Все также прошло без особых казусов. Сейчас спектакль «Мастер и Маргарита» в постановке литовского режиссера Вайткуса идет на сцене петербургского театра «Балтийский дом».
Успех театральных постановок вкупе с провалившимися экранизациями наводит на мысль, что «Мастер и Маргарита» просто не создан для экрана. Вопрос «почему?» - риторический. Однако у Владимира Бортко есть прекрасный шанс доказать нам всем обратное. Смотрим и оцениваем.
16.12.2005 18:00