Каспийская нефть Польше и Украине пока не по зубам
03.04.2007 08:00
…конечно же, зондаж возможности получения тамошней нефти для ее транспортировки трубопроводом «Одесса – Броды» на Польшу и затем в другие страны Европы.

Польша и не думает скрывать свою заинтересованность в этом проекте как в альтернативе российской нефти. «В качестве основных партнеров она хотела бы видеть Казахстан, Азербайджан, Грузию и Украину. Если точнее, Варшаве нужна каспийская нефть, которая через Грузию и Украину должна быть транспортирована в Польшу», – пояснил директор Центра нефтяных исследований Азербайджана И. Шабанов, комментируя новую концепцию нефтегазовой безопасности Польши («Независимая газета», 30.03.2007).

О позитивном отношении к возможности транспортировки каспийской нефти через Украину и Польшу говорила в феврале нынешнего года также канцлер Германии Ангела Меркель – во время визита в ее страну президента Азербайджана Ильхама Алиева. Ну а совсем недавно – 7 марта – Виктор Ющенко, находясь в Варшаве, упрекнул поляков в нежелании строительства участка трубы «Броды – Плоцк».

Похоже, польский Президент решил не откладывать дело в долгий ящик и нагрянул 28-29 марта с визитом в Казахстан, а 30-31 марта – в Азербайджан (поездка в Грузию предварительно планируется на первую половину апреля). Подтолкнула Качиньского к действиям, вероятно, и весть о том, что ЕС может выделить финансирование на строительство нефтепровода в 400 млн. евро (Polpred.com). Правда, только в случае надежных гарантий поставок каспийской нефти.

Скорее всего, именно на азербайджанскую нефть в ближайшей перспективе Качиньский не сильно-то и рассчитывал. Ведь известно, что Азербайджан совсем недавно начал транспортировку своей нефти в Европу трубопроводом «Баку – Тбилиси – Джейхан» (через Турцию). Проектная мощность этой трубы – до 50 млн. тонн в год. А в 2006 году прокачка по ней составила всего около 8 млн. тонн. Так что Азербайджану потребуется еще не один год, чтобы полностью загрузить даже этот нефтепровод.

Однако Баку имеет очень высокие темпы наращивания нефтедобычи и поэтому, на всякий случай, обнадеживает потенциальных потребителей энергоресурсов на будущее. На совместном с президентом Польши брифинге по итогам состоявшихся переговоров Ильхам Алиев заявил, пишет ЛIГАБiзнесIнформ, что «Азербайджан имеет возможность поставлять в Европу нефть и газ. Польша могла бы здесь сыграть важную роль». Кроме того, для Азербайджана представляет интерес европейский рынок газа, и республика может «сотрудничать в этой сфере в том числе и с Польшей». А уже до конца 2007 года, заявил Алиев, азербайджанский газ из месторождения «Шахдениз» на Каспии поступит на европейский рынок.

Относительно возможности заполнения нефтепровода «Одесса – Броды» азербайджанской нефтью высказывания Алиева представляются весьма обтекаемыми. В связи с этим несколько настораживает тот факт, что 27 марта (всего-то за пару дней до приезда Качиньского!) азербайджанский президент совершил неофициальный визит в Москву, где провел беседу с Владимиром Путиным. Главы государств при встрече «обсудили ряд экономических вопросов» – сказано на официальном сайте президента России.

Несколько по-другому складывается ситуация с нефтью у Казахстана. Если у Баку в ближайшие годы нет проблем с экспортом нефти, то Астана вынуждена искать новых партнеров и, главное, способы транспортировки уже сегодня. По скорости увеличения добычи нефти Казахстан нисколько не уступает Азербайджану, а вот все возможности ее транспортировки уже практически полностью исчерпаны.

Сейчас в Казахстане добывается около 68 млн. тонн нефти ежегодно, из них 57 млн. тонн идет на экспорт. По прогнозам правительства, к 2015 году объемы нефтедобычи в Казахстане достигнут 130-150 млн. тонн в год. Пока что Астана экспортирует нефть по трем направлениям: в Россию по нефтепроводу «Атерау – Самара» (15 млн. тонн нефти в год), в Европу через Россию по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) (около 30 млн. тонн), далее через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы и по маршруту Атасу – Алашанькоу в Китай (10 млн. тонн).

Поэтому Казахстан хотел бы иметь возможность экспортировать свою нефть в Европу и через украинский трубопровод «Одесса – Броды». В минувшую среду при встрече с польским лидером президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил достроить украинский трубопровод до конечного пункта в Польше – города Гданьска, пообещав заполнить трубу казахстанской нефтью.

Казалось бы, поляки и украинцы должны обрадоваться словам Назарбаева. Однако случилось обратное – Лех Качиньский, в частности, лишь огорчился. Поскольку казахстанский президент предложил привлечь к достройке трубопровода «Одесса – Гданьск» российские компании.

Причина такого лоббирования российских интересов заключается в том, что Астана видит возможной доставку своей нефти до Черного моря не через Азербайджан и Грузию, а по трубопроводу КТК путем увеличения его мощности до 67 млн. тонн в год. Самым же крупным акционером упомянутого консорциума является Россия, труба пролегает по российской земле, и, следовательно, от Москвы будет зависеть очень многое, что не устраивает Польшу.

Свой выбор такого маршрута доставки нефти до Черного моря Назарбаев объяснил следующим образом: «Пока что железной дороги через Кавказ нет. Ее нужно строить. Нужно строить в Супсе терминал, в Батуми. Выходит, как мы передадим (казахстанскую нефть)?» («Интерфакс-Украина», 29.03.2007).

Действительно, железной дороги через Азербайджан и Грузию не просто нет – еще не принято даже решение о ее строительстве. В начале марта Астану посетил президент Грузии Михаил Саакашвили, предложив Назарбаеву присоединиться к железнодорожному проекту Карс – Ахалкалаки – Тбилиси – Баку (КАТБ). Однако положительного ответа на эту инициативу от казахстанского лидера грузинский президент тогда не получил.

Нужно отметить, что влияние Москвы на действия Астаны весьма ощутимо. Если непосредственно перед описанным вояжем Качиньского с президентом Азербайджана беседовал Владимир Путин, то на следующий же день после отбытия польской делегации из Астаны туда приехал российский премьер-министр Фрадков. Россия и Казахстан подписали Протокол о внесении дополнения в Соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством РФ о транзите нефти от 7 июня 2002 года. Он касается трубопровода «Атырау – Самара»: объемы прокачиваемой нефти закрепляются на следующие 5 лет на уровне 15 млн. тонн в год. Кроме того, экономика Казахстана очень зависит от российского бизнеса. К примеру, только одна компания ЛУКОЙЛ инвестировала в это государство более $4 млрд.

Как видим, Кремль прилагает немалые усилия для того, чтобы страны каспийского региона, обладающие крупнейшими энергоресурсами, если не блюли, то хотя бы не игнорировали в своей внешнеэкономической деятельности российские интересы. Хорошо зная, в отличие от поляков, что «Восток – дело тонкое».

«Премьер Михаил Фрадков попытался уговорить президента Нурсултана Назарбаева не развивать инфраструктуру экспорта нефти в обход России», – откровенно пишет российская газета «Коммерсантъ» (2.04.2007). В данном случае Москве, кажется, все удалось, и Лех Качиньский уехал восвояси, несолоно хлебавши.

В связи с вышеописанными перипетиями будет весьма любопытно понаблюдать за майским энергетическим саммитом в Варшаве, лейтмотивом которого будет строительство нефтепровода «Броды – Гданьск» и поставки каспийской нефти в Европу. На который польский президент приглашает лидеров Украины, Казахстана, Азербайджана и Грузии, но не удостаивает такой чести президента России…