…арене продолжают идти хорошо просчитанные экономические бои. Между прочим, знающие люди считают именно денежную борьбу мирового масштаба настоящей причиной украинских майданоподобных событий последних десятилетий. Однако, в отличие от наших пикетчиков, бизнесмены-дипломаты всегда ведут себя скрытно, они осторожны и сдержаны в высказываниях. Ведь чаще всего на кону их игры – миллиарды нефтедолларов.
Россия собирает друзей
В марте Владимир Путин вдруг поздно вечером в Греции встретился с премьерами правительств Греции и Болгарии Константиносом Караманлисом и Сергеем Станишевым и подписал документ о начале совместного строительства нефтепровода «Бургас – Александрия». Звучало много пафосных слов – накануне подписания документа генеральный секретарь Министерства развития Греции Никос Стефану даже расчувствовался, заявив, что «власти страны придают большое значение реализации проекта строительства нефтепровода, ведь планы, которые строились 14 лет, наконец становятся реальностью». Официальные данные: проектная протяженность трассы нефтепровода «Бургас – Александрия» будет 280 км, пропускная способность – 35 млн. тонн в год с возможным увеличением до 50 миллионов.
Россияне уже обещают, что нефтепровод сможет перекачивать нефть разных сортов. Труба будет принадлежать международной проектной компании, учрежденной Россией, Болгарией и Грецией. При этом доля России в проекте составит 51%, а ответственными за управление ею обозначены «Роснефть» (владельцы акций – российские олигархи Олег Дерипаска, Роман Абрамович и Владимир Лисин), «Газпромнефть» и «Транснефть» (владелец акций – российский олигарх Вагит Алекперов). Болгария и Греция же в этом проекте получат равные доли – по 24,5%. Стоимость строительства – от $800 млн., однако в России, Греции и Болгарии не признаются, в каких долях будут вкладывать деньги в строительство.
Владимир Путин убеждает: Болгарии и Греции очень выгоден проект, ведь они получат дополнительные доходы от транзита черного золота, а также рабочие места для своих граждан. А Европа якобы получит дополнительные объемы нефти – ведь нефтяные компании, работающие в бассейнах Черного и Каспийского морей, смогут, не опасаясь затоваривания, наращивать объемы добычи. Ну а российские нефтяные олигархи таким образом сократят свои расходы по транспортировке нефти. Немаловажно и то, что, учитывая российско-белорусский нефтяной конфликт, новый трубопровод станет альтернативным путем доставки энергоносителей в Европу.
Нефтепровод «Бургас – Александрия» также позволит России добиться снижения количества танкеров, осуществляющих транзитные перевозки через турецкие проливы. Уходящие в трубу 35 млн. тонн нефти будут вскоре восполнены за счет увеличения темпов добычи в Черноморском и Каспийском бассейнах. В частности, весьма перспективен трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), по которому в Новороссийск ежегодно доставляется почти 30 млн. тонн нефти из Казахстана. Этот нефтепровод предусматривает увеличение своей пропускной способности до 60 млн. тонн в год, и дополнительный объем нефти из трубопровода КТК мог бы восполнить потерянный трафик через Турцию. Построив трубопровод, Россия очень насолит недолюбливаемой ею Турции, находящейся под влиянием Америки (в 1952 году Турция присоединилась к НАТО и, находясь близко к Ираку, помогает Северо-Атлантическому альянсу проводить там свои военные маневры).
В Европе и Америке уже хорошо осознали все только что перечисленные выгоды, которые Россия получит, реализовав проект «Бургас – Александрия». А также и те проблемы, которые северные соседи Украины создадут союзникам Америки, договорившись построить трубу. Когда к власти в Болгарии 27 июля прошлого года удалось прийти Сергею Станишеву (парламент утвердил лидера Болгарской социалистической партии главой правительства 120 голосами против 119), эксперты по вопросам международной политики резюмировали: у премьер-министра Болгарии, некогда окончившего с отличием исторический факультет Московского государственного университета (в 1989, а через пять лет там же он защитил докторскую диссертацию), очень теплые отношения с северными соседями. Ведь неспроста прогнозировали, что он будет всячески искать сотрудничества с Россией. Потому и не удивительно, что Станишев так быстро согласился участвовать в строительстве нефтепровода «Бургас -Александрия».
Кажись, для российских нефтяников сложнее было убедить поучаствовать в проекте премьер-министра Греции Константиноса Караманлиса (племянника президента Греции). Сейчас можно только предполагать, какие доводы россиян помогли 40-летнему греческому политическому деятелю (он самый молодой в истории глава правительства Греции), возглавляющему правительство лишь третий год, решиться на такой серьезный шаг для его политической карьеры. Этот поступок уже радикально меняет расклад мировых экономических боев – и все это начинается со строительства нефтепровода «Бургас - Александрия».
«Констанца - Триест»: альтернатива для Восточной Европы
Американские дипломаты пока что видят лишь два рычага, с помощью которых можно умерить растущие аппетиты России: позиции богатых на энергоресурсы стран Каспийского региона и необходимых россиянам стран-транзитеров (к коим относится и Украина). Так что майданные бои продолжаются.
А вот и третий рычаг, найденный европейцами: после подписания Владимиром Путиным договора о строительстве «Бургас – Александрия» ровно через три недели министры энергетики Румынии, Сербии, Хорватии, Словении и Италии подписали соглашение о строительстве трубопровода «Констанца – Триест», по которому они планируют транспортировать нефть из Каспийского бассейна в страны Европы в обход России. Ведь из-за того, что трубопровод «Одесса – Броды» сейчас находится под влиянием российских магнатов, качающих российскую нефть в реверсном режиме в направлении Восточной Европы, нефтепровод «Бургас - Александрия» только укрепит монополию Российской Федерации. А вот построив альтернативную трубу «Констанца – Триест», европейцы уже не дадут россиянам рассчитывать на свою полную покорность.
Трасса 1360-километровой трубы «Констанца – Триест», параллельно с «Бургас – Александрией», стартует в 2007 году. Нефтепровод будет начинаться в румынском порту Констанца, пройдет по югу страны в сербский Панчево, где находится крупнейший нефтеперерабатывающий комплекс, и далее, через территорию Хорватии и Словении, выйдет к итальянскому Триесту. Там трубопровод сомкнется с Трансальпийским, снабжающим нефтью Австрию и Германию.
Идею этого нефтепровода румыны выдвинули еще в 1998 году, в расчете на каспийскую нефть с последующим транзитом горючего по территории балканских стран в Западную Европу. В зависимости от политической и финансовой конъюнктуры «труба» все время меняла свой маршрут – то по территории Сербии, то в обход, через Венгрию (когда самолеты НАТО бомбили Белград), то стыкуясь с трансальпийским рipeline, то выходя на хорватский Омисалж или итальянский Триест.
Нынешний, уже утвержденный вариант «Констанцы – Триест», является самым «европейским» маршрутом. Ведь, во-первых, он предполагает переброску нефти гораздо «глубже» в Европу – в Италию, которая в настоящее время стала уже практически серединой ЕС в широтном измерении. А во-вторых, его будут строить сами европейцы, и, как они рассказывают, в основном на свои деньги – мол, Европа делает ставку на собственную трубопроводную сеть. Все прочие маршруты европейской «собственностью» никак не могут считаться – как «Бургас – Александия», так и «Самсун – Джейхан», разрабатываемый с участием итальянского концерна ENI (его маршрут проходит по территории Турции, только усиливая ее значение как транзитной страны, снабжающей ЕС углеводородами).
Между прочим, с проектом «Бургас – Влера» та же ситуация – только там уже заправляет не Россия, а США: американский концерн «АМВО» намерен профинансировать 75% затрат по его строительству. Впрочем, по информации, неделю назад появившейся в СМИ, в проекте «Констанца – Триест» тоже будет участвовать американский капитал, но европейцы якобы «все же рассчитывают, что занять доминирующие позиции ему не удастся».
Чтобы полностью противостоять России в экономической битве за энергоресурсы, страны Восточной Европы параллельно нефтепроводу пропускной мощностью 112 млн. тонн в год планируют соорудить и газопровод. В прошлом месяце эту идею впервые озвучил итальянский министр – он говорил о желании итальянцев поскорее запустить в работу «комплиментарный вариант» к проекту газопровода «Nabucco» (ближневосточно-каспийской альтернативе поставкам природного газа из России), находящемуся в продвинутой стадии разработки. И министр экономики Румынии Кодруц Сереш согласился, что его страна таким образом смогла бы больше не импортировать природный газ через компании-посредники, в которых она не имеет никакого участия, как это происходит сейчас с российским импортными поставками.
После этого представители правительства Румынии встретились с министром нефти Египта и договорились о создании трехстороннего СП «Romgaz», которое вместе с профильными фирмами Турции и Египта будет заниматься коммерческой реализацией египетского газа в рамках проекта «Nabucco». Помимо этого, в задачу СП входит строительство и эксплуатация «панарабского газопровода» между Египтом и Турцией, который в перспективе соединится с «Nabucco». Между прочим, кроме «Romgaz», в деятельности румыно-турецко-египетской компании намерена поучаствовать и крупнейшая румынская нефтегазовая компания «Petrom-OMV». Министр экономики Румынии Кодруц Сереш считает, что такая конкуренция необходима для достижения «более выгодной цены на газ». По его словам, газопровод «Nabucco» позволит Румынии диверсифицировать импортные источники поставок природного газа.
Планы строить нефтяные и газовые трубы сейчас грандиозны как у России, так и у стран Восточной Европы. Правда, все они зависят от пропускной способности трубопровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), по которому каспийская нефть доставляется на берег Черного моря в порт Новороссийска. И пока что Россия сдерживает увеличение мощности КТК.
Чтобы противостоять этому российскому влиянию, итальянцы и румыны, помимо египетского сырья, собираются заполнять «Nabucco» энергоресурсами Катара – одного из крупнейших в мире производителей сжиженного природного газа. И в начале марта стороны в Констанце уже достигли договоренности о строительстве крупнейшего на Балканах терминала СПГ. Но конкретные параметры будущего предприятия пока неизвестны – проект находится в начальной стадии разработки. Однако, судя по высказываниям румынских официальных лиц, терминал ориентирован на рынки сбыта Центральной и Юго-Восточной Европы, то есть на регион с 86 млн. потенциальных потребителей.
И в этой всей истории пока что впору волноваться только странам-транзитерам – Украине и Беларуси. Ведь если Восточная Европа заполнит свой «Nabucco» и «Констанца – Триест» катарским газом и египетской нефтью, а Россия будет транспортировать свою и каспийскую нефть в Европу по «Бургас – Александрия», то останется без работы «Одесса – Броды». Наш родной украинский нефтепровод уже не сможет работать ни в реверсном, ни в аверсном режимах. Попросту потому, что станет никому не нужен – ни европейцам, ни россиянам.
16.04.2007 08:00