...деньги. Их она любит больше Родины, семьи, политики, себя в политике. Поэтому вряд ли кого-то может удивить тот факт, что когда 30 декабря 1999 года Юлия Тимошенко получила из рук Кучмы пост вице-премьера по вопросам топливно-энергетического комплекса, то первое, что она сделала – инициировала дела о взыскании долгов с предприятий, которым корпорация ЕЭСУ поставляла газ в 1996-98 гг.
Именно в эти годы, по информации украинской Генпрокуратуры, вследствие незаконной деятельности корпорации «Единые энергетические системы Украины» за пределы страны вывезено более $1 млрд. 100 млн. Документально подтверждено, что до $100 млн. из этих средств были переведены на личные счета Павла Лазаренко.
В Генпрокуратуре утверждают, что противоправные операции приходятся на 1996-1997 год, когда ЕЭСУ возглавляла Юлия Тимошенко. К такому же мнению склоняется газета «Financial Times», утверждающая, что в схемах Лазаренко были задействованы и структуры Юлии Владимировны. Впрочем, сама она официально опровергает эти обвинения, что неудивительно, поскольку, признав данные факты, она остаток жизни провела бы в тюрьме (пусть и комфортабельной), как это случилось с другим экс-премьером – Павлом Лазаренко. Напомним, что когда июле 1997 года Лазаренко выгнали с поста главы правительства, экс-премьер организовал было оппозиционную партию «Громада» и попытался найти поддержку на Западе. Но бывшего главу правительства арестовали сначала в Швейцарии, а потом и в США.
Юля Владимировна оказалась более гибкой политически и, как было отмечено выше, сумела найти подходы к Кучме, что позволило ей перехватить контроль над значительной частью финансово-коррупционной империи Лазаренко и в 1999 году приступить к взысканию долгов. Тогда дела о взыскании долгов были открыты против многих предприятий. Среди них такие известные, как «Криворожсталь», «Днепропетровский металлургический завод имени Петровского» и «Днепропетровский металлургический комбинат имени Дзержинского». В начале 2000 года казалось, что у Юлии Владимировны достаточно влияния, чтобы выиграть эти судебные тяжбы. Однако уже в августе 2000 года был арестован ее муж, а вскоре и сама Тимошенко покинула правительство. Дела зависли, деньги ЕЭСУ поступили лишь частично или не поступили вовсе.
Есть основания считать, что в этот период, когда счета ЕЭСУ были заблокированы, в связи с задолженностью перед госбюджетом в 7,5 миллиарда гривен (полтора миллиарда долларов США), Тимошенко было невыгодно взыскивать долги, поскольку деньги ушли бы в государственный бюджет – на погашение налоговой задолженности.
Однако стоило Президенту Виктору Ющенко 4 февраля 2005 года назначить Тимошенко премьер-министром, как произошло возрождение судебных дел. Параллельно Тимошенко организовала списание задолженности ЕЭСУ перед бюджетом. Исчезли все препятствия, мешавшие истребовать старые долги. В 2005 году ЕЭСУ удалось отсудить в Днепропетровском хозяйственном суде: у «Криворожстали» - 17 тыс. грн., у Днепропетровского метзавода им. Петровского - 10,7 млн. грн., а в июле 2006 года у Днепровского меткомбината им. Дзержинского - 2,1 млн. грн.
Даже снятие Тимошенко с поста премьера, к чему Ющенко не в последнюю очередь подтолкнула афёра по списанию долгов ЕЭСУ, бросившая тень на весь оранжевый лагерь, не остановила судебной активности Тимошенко. Тяжбы тянулись вплоть до формирования правительственной коалиции Януковича летом 2006 года, когда стала ясно, что мечта Юлии Владимировны о возвращении в премьерское кресло и реставрации лазаренковской политики «большого хапка» в ближайшем будущем не может быть реализована. После этого Юлии Владимировне понадобились политические союзники.
Их она легко нашла среди бывших конкурентов по бизнесу. В частности, 28 августа 2006 были подписаны Мировые соглашения между ИСД и ЕЭСУ по многим тяжбам. По самым скромным подсчетам ЕЭСУ отказались от 3-4 млн. грн. Видимо, доходы или счета в иностранных банках позволяют Тимошенко легко отказаться от таких денег.
Напомним, что тогда же Тимошенко заявила, что Кабинет Януковича просуществует 7-8 месяцев. Интересно, что дальнейшая схема её финансовых взаимоотношений с ИСД и его учредителем Виталием Гайдуком (по совместительству секретарём СНБО) полностью укладывается в эти сроки. Гайдук – человек опытный и, разумеется, никогда бы не поверил Тимошенко на слово, а материальное подтверждение «честных намерений» требовало времени. Как раз тех самых 7-8 месяцев.
Итак, в августе 2006 года Янукович становится премьером, а Тимошенко подписывает с ИСД мировые соглашения и пророчит новому правительству недолгую жизнь, называя конкретные сроки. 16 января 2007 года ЕЭСУ обращается в суд с просьбой утвердить мировые соглашения.
13.02.2007 г. Дело №34/6/304. Списание задолженности ДМК перед ЕЭСУ в сумме 246 679,90 грн., возникшей по договору № 15006 от 09.01.1997 г., подтвержденного решением арбитражного суда Днепропетровской области №6/304 от 26.10.2000 г.
19.02.2007 г. Дело №14/4 (16/65). Списание задолженности ДМК перед ЕЭСУ в сумме 296 756,95 грн., возникшей по договору № 98-0777-02 от 01.10.1997 г., подтвержденного решением арбитражного суда Днепропетровской области №16/65 от 15.02.2000 г.
22.02.2007 г. Дело №8/24. Списание задолженности ДМК перед ЕЭСУ в сумме 17 356,52 грн., возникшей по договору № 168 от 01.06.1996 г., подтвержденного решением арбитражного суда Днепропетровской области №8/24 от 04.04.2000 г.
01.03.2007 г. Дело №11/33. Списание задолженности ДМК перед ЕЭСУ в сумме 269 224,05 грн., возникшей по договору № 5/М от 03.03.1997 г., подтвержденного решением арбитражного суда Днепропетровской области №11/33 от 23.03.2000 г.
Через месяц 2 апреля 2007 года Виктор Ющенко подписывает указ о роспуске парламента, признанный неконституционным подавляющим большинством украинских и зарубежных экспертов, независимо от их политических симпатий. Месяц понадобился на то, чтобы дожать президента и попытаться (правда, безуспешно) получить поддержку мирового сообщества.
О том, что наши выводы не навеяны модной нынче «теорией заговора», свидетельствует тот факт, что другим предприятиям, не входящим в империю ИСД, Тимошенко долги не простила. Как сообщили в пресс-службе Днепропетровского метзавода им. Петровского и представители «Криворожстали» (сейчас меткомбинат называется «Миттал Стил Кривой Рог»), этим предприятиям долги списаны не были.
Заметим, что, прощая Гайдуку около четырёх миллионов гривен, что может оказаться лишь видимой вершиной айсберга, Тимошенко скрупулёзно требует с «Криворожстали» жалкие семнадцать тысяч. Таким образом, услугу ЕЭСУ по списанию долгов предприятию «Индустриального Союза Донбасса» можно расценивать как акт дружеской кооперации между Юлией Тимошенко и Виталием Гайдуком.
Понятно, что указ о роспуске парламента был лишь первым шагом. Не случайно из Секретариата Президента произошла утечка информации о подготовленном указе об отставке Кабмина. Можно предположить, что лишь отсутствие международной поддержки, явно негативное отношение политической элиты стран ЕС к попытке незаконного разгона высшего законодательного органа страны и демонстративный нейтралитет США остановили реализацию написанного Тимошенко и Гайдуком сценария.
Однако Юлия Тимошенко слишком многое поставила на кон и вряд ли остановится. Кому и какие долги она ещё может простить, чтобы подтолкнуть колеблющегося на грани гражданской войны президента к последнему роковому шагу? Как далеко готов пойти по этому гибельному для страны пути секретарь СНБО, чьи основные активы находятся не в кипрских оффшорах, а в украинской промышленности? Не является ли «прощение» долгов тем самым политическим подкупом (причём доказанным), в котором (бездоказательно) Тимошенко так любит обвинять своих политических оппонентов?
От ответа на эти вопросы зависит судьба страны, наша судьба. А ответить на них каждый гражданин, и в первую очередь президент Украины, должен сам.
18.04.2007 14:32