…проявит себя во всей красе.
Министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко еще до указов Президента по мере сил пытался направить переговорный процесс в позитивное для Украины русло. «Мы в ближайшее время подведем итоги этого процесса… и я думаю, 1 апреля мы выйдем с предложениями к российским коллегам с нашим видением сегодняшней ситуации», - заявлял министр.
Немного погодя Виктор Ющенко через заместителя главы Секретариата Президента Чалого дал знать общественности, что в начале апреля собрался в поход на Москву, «чтобы разорвать договор с «РосУкрЭнерго».
Однако ни набега на Москву с какого-то перепугу внезапно прозревшего Гаранта, ни «подведения итогов процесса» не состоялось. И причина не только в том, что в Киеве произошла очередная вспышка-рецидив казацкой руины, и Москва просто не знает, с кем садиться за стол переговоров, а, скорее всего, из-за неурегулированности газовых вопросов между Россией и Туркменией. Потому весьма интересен был визит нового Батьки всех туркмен 24 апреля в Москву.
Камлание газовых держав
Кстати, это вторая поездка Бердымухаммедова за рубеж. Первый визит состоялся в Саудовскую Аравию и носил, скорее, ритуальный характер. Бердымухаммедов тем самым подчеркнул принадлежность Туркмении к мусульманскому миру. А по сути, первый государственный вояж с деловыми намерениями состоялся именно в Россию. Некоторые моменты переговоров очень любопытны для Украины, и не только для нее. Кроме общих словесов «расширить, углубить, вывести на новый уровень», стороны обмолвились о весьма конкретных делах.
«Хотелось бы, чтобы была у нас русская школа. Мы хотим начать строительство большого международного университета …» - заявил президент Туркмении, глядя в ясные очи Путина. И далее Бердымухаммедов отметил, что хотел бы, чтобы в этом университете «участвовали российские знаменитые академики и профессора». «Может быть, даже мы сделаем, если вы дадите добро, филиал МГУ. Хотелось бы также работать в области образования, по нефтегазовому комплексу. Хорошо было бы, если бы вы открыли филиал института имени Губкина в нашем Политехническом институте».
Приятнее для слуха Владимира Владимировича могла быть только весть о резком росте цен на газ и нефть. Заметьте, Гурбангулы Мяликгулыевич, в отличие от украинских властей, которые с параноидальной поспешностью закрывают русские школы, декларирует намерение ввести в школах обязательное изучение русского языка.
Но это, возможно, восточная лесть для внутрироссийского пользования. Гораздо интереснее детали переговоров на главную тему. По словам лидера Туркмении, для укрепления отношений «надо работать, прежде всего, в направлении реализации туркменского газа». «Мы с вами вчера обсудили много вариантов, и вы дали очень много хороших предложений», - сказал Бердымухаммедов, обращаясь к Путину. «И нужно, чтобы она (российско-туркменская межправительственная комиссия – авт.) работала по всем направлениям, в первую очередь, по торгово-экономическим, а именно по закупке и реализации природного газа по вариантам, которые мы обсудили накануне», - добавил президент Туркмении.
А обсуждали не что иное, как возможность российского варианта прокачки туркменского газа в Европу. Имеется в виду ветка по восточному берегу Каспия через Казахстан в направлении России. «Вы сами упомянули, что наш великий Сапармурад Ниязов – Туркменбаши много сделал для своего народа, и также был предложен вариант по реализации туркменского газа по прикаспийскому варианту», – отметил глава Туркмении. «Но этот вариант мы дадим на суд наших экспертов. Они детально проработают, и, детально проработав, мы можем вернуться к этому», – подытожил Бердымухаммедов.
Для России это хорошая возможность пристегнуть к себе Туркмению. Тем более что у России 1 октября 2010 года появится дополнительный транспортный коридор в лице магистрального газопровода Nord Stream через Балтийское море мощностью до 55 миллиардов куб. метров газа в год. А там не за горами «Голубой поток-2», по дну Черного моря. Прикаспийский маршрут имеет только две альтернативы. Первая – газопровод «Набукко» мощностью до 30 млрд. куб. м, который протянется из Туркмении, Ирана, Азербайджана в Турцию и далее в Европу. Вторая – Транскаспийский, такой же мощностью из Туркмении, Казахстана по дну Каспия через Азербайджан, Турцию, Болгарию и далее по назначению.
Но это перспектива среднесрочная и весьма туманная. Пока же, учитывая тот момент, что туркменский газ явно недооценен (Россия торгует в Европе по $250 и выше, а у азиатов покупает по $100), самый вероятный исход российско-туркменских тёрок – повышение цен на туркменский газ до $130-150 за 1 тыс. куб. м. Для России это не критично, для Украины, которая получает метан через «РосУкрЭнерго», означает инвалидную коляску и надолго. Но кто из договаривающихся сторон интересуется проблемами Украины? А купить по сносной цене больше не у кого.
К тому же имеется такая мелочь, как отсутствие дополнительных экспортных объемов газа у Туркмении. Напомню, что согласно Соглашению о сотрудничестве в газовой сфере, подписанному в Москве 10 апреля 2003 года на 25 лет, Туркмения обязана поставлять в Россию: в 2007 году 60-70 млрд. куб. м, в 2008 году 63-73 млрд., и далее до 2025 года по 70-80 млрд. куб. м. А в прошлом году Туркмения изъяла из недр менее 65 млрд. куб. м. Экспортного газа сейчас у Туркменбаши II попросту говоря нет. Наоборот, ему светит неисполнение договорных обязательств.
Рост добычи возможен и обязателен. Тем более, что доказанные запасы газа составляют около 3 трлн. куб. м (за месяц до своей кончины Ниязов возвестил мир об открытии нового месторождения Южная Иолотань с запасами 7 трлн. куб. м! Хотя, скорее всего, покойный пошутил), но это будет не ранее чем через 2-3 года. По крайней мере, Россия в ближайшую пятилетку почти самостоятельно будет пить из Туркменского источника, отгоняя жаждущих и страждущих.
Заря газового ОПЕКа
Уже на следующий год человеческая цивилизация потребит почти 3 трлн. куб. м метана, а добытчики заработают не менее 180 млрд. долл. Из этой огромной суммы, более чем в три раза превышающей мировые объемы продаж вооружений, на Россию придется не менее $50 млрд. Рано или поздно, но что-то подобное ОПЕК будет создано. Это классика развития любых прибыльных отраслей.
Рост конкуренции на мировых энергетических рынках, рост значения природного газа в промышленности – факторы, толкающие производителей к координации действий в вопросах ценообразования, объемов добычи и инвестиций в добычу.
Если учесть, что рентабельность газового рынка исчисляется сотнями процентов, то желание иметь баснословную маржу у себя в кармане проломит и явное неудовольствие США от затеваемого мероприятия. Как ни возражали США против строительства трубы по дну Балтийского моря, однако экономические дивиденды, которые получит Германия, перевесили союзнические соображения.
Создание газового картеля уже через несколько лет реально. Кабы это мероприятие было вопросом долгосрочной перспективы, то Конгресс США не требовал бы от госпожи Райз довести до сведения Путина, что создание картеля – «организации по вымогательству и рэкету (чья бы корова мычала. - авт.), должна рассматриваться как намеренная угроза национальным интересам США».
Но вряд ли ярость американцев возымеет действие на Россию – локомотив идеи газового ОПЕК. Россия, в отличие от Украины, является субъектом политики, а не ее объектом, и с каждым годом только укрепляется в этой роли.
Следует напомнить и такой характерный эпизод. Пару лет назад старушенция Европа активно пыталась разыграть «газовую алжирскую карту» против России. Но Путин, туды его в качель, съездил в прошлом году в Алжир и пресек в зародыше метания европейцев. В частности, «Газпром» обязался заместить трубопроводные поставки алжирского газа в Европу и получить в схеме замещения СПГ (сжиженный природный газ) для поставок на выгодных условиях в США. То есть СОНАТРАК (алжирский концерн) поставит газ в США от имени «Газпрома», а «Газпром» в счет этого поставит газ в Европу. Надо отметить, что Россия обеспечивает 25% потребностей Европы в газе, Алжир – 10%.
Пока единственным объективным препятствием организации картеля является слабое развитие торговли сжиженным природным газом. Доля СПГ на мировом газовом рынке составляет примерно 7%. Поэтому поставки природного газа жестко увязаны с газопроводами. Но стремительное развитие производства СПГ, которое предполагается увеличить в ближайшее три года в два раза – до 500 млрд. куб. м, смягчит этот недостаток. Порукой тому являются планы устроителей «газовата» и сочувствующих инвестировать в развитие перспективной отрасли огромные средства – более $120 млрд. Создание газового картеля подведет черту под неорганизованными колебаниями мировых цен на газ.
Украинские перспективы
В Энергетической стратегии Украины до 2012 года предусматривается возможность отщипнуть из газопроводов: Транскаспийского и «Набукко». Но ни первая труба, которая находится только в разгоряченных умах, ни вторая, которая пребывает в прединвестиционном состоянии, но не запускается в дело потому, что нет свободных газовых ресурсов, не для Украины. Их инициаторами не предусматривается каких-либо ответвлений для молодой украинской демократии. Своя европейская рубашка ближе к телу, а на всех туркменского газа не хватит. Потому, например, Украину не включили в число учредителей гипотетически перспективной трубы «Набукко».
Но главная проблема диверсификации газопоставок не в отсутствии газопроводов, альтернативных российским, хотя бы в среднесрочной перспективе, а в отсутствии у Украины денежных средств. Не приходится говорить, что они появятся в обозримой перспективе и в количестве достаточном, чтобы приобретать газ по европейским ценам $300 и выше. Наличие средств лишило бы разговоры о диверсификации всякого смысла. Звенели бы в кармане державы возможности, все решалось бы легко и без стонов. Протяни над головой тугую пачку баксов - и тебе по конкурентной цене найдут свободные газовые ресурсы и протянут трубопровод. Пока же в отсутствии средств только тем и занимаемся, что строчим маниловские прожекты, задаваясь гоголевским вопросом: «Доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?».
Собственно, мы проиграли России битву за туркменский газ не из-за безобразного отношения к своим долгам перед Туркменией и не из-за откровенной глупости оранжевых переговорщиков с их «настоящим государственным менеджментом», а потому, что желали покупать газ по несуществующей в мире цене.
А всякая стратегия, рассчитанная на бросовые цены, заведомо утопична. Ежели хотим истинной диверсификации, а не плача Ярославны о ней, никуда не деться, а придется подвергнуть себя экзекуции – организовать либерализацию внутреннего рынка газа, что означает введение европейских цен на газ – $300-350 за 1 тыс. куб. м для всех категорий потребителей. Другого не дано, если не вспомним про Газотранспортный консорциум, о котором нам недвусмысленно напомнил мощный взрыв на нашей аварийной трубе. А европейские цены просто обязаны будут стимулировать внедрение энергосберегающих технологий. А кто с техперевооружением оплошает, тот не жилец в рамках капиталистического хозяйствования.
Откровенно говоря, Украина ни для России, ни тем более для Туркмении неинтересна в качестве покупателя газа. Наоборот, в некотором роде обуза. Ну, кому интересно вести дела с несостоятельным, да еще капризным клиентом? А говорить ему надо что-то необидное и даже по мелочи как-то помогать.
Впрочем, радует то, что при всех вариантах обходных газопроводов, которыми бурлит Россия, совсем мимо Украины никак не пройти. И если уменьшатся объемы перекачки через нашу территорию, то это будет не летально хотя бы для ГАТС. Прокачиваемых 80 млрд. куб. м в год через степи Украины мы будем иметь железно (сейчас транзитом проходит около 130 млрд. куб. м). А этого хватит на содержание Газотранспортной системы, и еще порядка $700 млн. сверху останется. Мелочь, но приятно.
P.S. Для Украины итоги визита Путина 12 мая в Туркмению неутешительны. Россия еще крепче завязывает на себе среднеазиатские энергопотоки. Ни о каких маршрутах в обход России, на которые толкает Америка своих вассалов в Европе, в среднесрочной перспективе не приходится говорить. Возможно, в туманной дали времен какую-нибудь трубу мимо России и удастся запустить в работу, но это будет уже не при нашей жизни. А участие нашего Гаранта в различного рода русофобских энергетических саммитах (последний состоялся в Польше одновременно с путинским вояжем в Среднюю Азию), носящих не экономический, а откровенно пропагандистский характер, будет только усугублять положение Украины с энергопоставками. Впрочем, наше руководство сие мало беспокоит. И вообще, все эти бестолковые собрания европейских мечтателей только стимулируют Россию на работу для дальнейшего укрепления своего энергетического лидерства в мире.
14.05.2007 12:09