…$220 млрд. Объемы военных затрат вернулись на уровень 1990 года, когда в мире верховодили две «закадычные» империи, и «холодная война» грозилась вылиться в горячую.
Тогда во всем мире ежегодно полыхало до 35 вооруженных конфликтов, и «игрушки» для военных игр были востребованы. Америка калымила на своих сателлитах, Советский Союз – на своих. Да как! Америка только крякала от зависти. В последнее десятилетие своего существования ВПК Советского Союза ежегодно поставлял за рубеж вооружений на сумму порядка $20 млрд.!
Потому воспринимать цифры годового экспорта изделий украинского ВПК на уровне $500-700 млн. можно только как провальные, не допускающие никаких бахвальств. А языки чиновников уже порядком износились от трепа о «зияющих высотах», покоренных отечественными оружейниками. В ходу информация, что Украина якобы занимает почетное 7 место в ряду экспортеров вооружений. Однако важна не сиюминутная ситуация, а тенденции на мировом рынке вооружений.
Под горку
Существует весьма объективный показатель перспектив развития ВПК – объемы заключенных экспортных контрактов. По данным авторитетного журнала «Рынки вооружений» (учитывались только «идентифицированные» поставки, то есть подтвержденные несколькими источниками), в 2005 году всего в мире подписали договоров на сумму $55,799 млрд. В 2006 году – $101,149 млрд. В 2005 году на двух безусловных лидеров США и Россию приходилось 52,1% контрактов (35,4% и 16,7% соответственно). Через год уже 64,84% (США – 44,86%, Россия – 19,98%). Украина в рейтинге занимает весьма скромное место. В 2005 году – 14 позиция (0,8%), в 2006 году – 22 позиция (0,04%). Тенденция красноречива.
Контракты все больше концентрируются в группе из пяти стран: США, Россия, Великобритания, Франция, Германия. По итогам 2005 года на лидеров приходилось 92,07% контрактов. В 2006 году уже 94,16%. В 2007 году ожидается дальнейший опережающий рост показателей у этой группы стран. Особенно мощно добавляет Россия, портфель заказов которой уже достиг $30 млрд. Два года назад он не превышал $20 млрд.
Директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак сообщил, что в среднем в течение последних 5 лет Украина увеличивала продажу оружия от 4-5% до 8-10% ежегодно, однако мировой рынок вооружений возрастает более чем на 20% в год.
По данным Congressional Research Service, за период 1996-2003 гг. Украина продала вооружений на сумму $5,2 млрд. (7-е место). В следующий период 1997-2004 гг. – на 5,9 млрд. (8-е место). За период 1998-2005 гг. реализовано товара на $4,9 (10-е место).
Стагнация (в лучшем случае) отечественного ВПК вызвана отнюдь не организационными моментами и не корявым взаимодействием ГК «Укрспецэкспорта» с нашими славными оружейниками. Спору нет, «Укрспецэкспорт», на который приходится 80% продаж ВТ за рубеж, и ведущие оборонщики живут, как кошка с собакой. Не умолкают обвинения друг друга в некомпетентности и волюнтаризме. Обоюдные претензии не лишены оснований. Но это, представляется, нормальная, обыденная жизнь во всех ее проявлениях. Так и должно быть. Главные же проблемы ВПК в большей степени носят объективный характер и потому от нас малозависящи. Вот два пункта из длинного перечня проблем.
Старший пахан, или Недобросовестная конкуренция
Это явление – обязательное приложение ко всякой коммерческой деятельности. И чем крепче мускулы, тем сильнее искушение нагнуть визави в халдейский поклон.
Торговля оружием – бизнес весьма деликатный и в большинстве случаев не терпит суеты и шума. Потому в СМИ регулярно выбрасываются порции компромата на конкурентов. Не имеет значения, достоверна ли информация или высосана из пальца. Важен скандал и последующие санкции. Пример под рукой. ПО «Южмаш им. Макарова» зарабатывает по $20 млн. за каждый ракетоноситель, участвующий в «Морском старте». Из $400 млн., получаемых Украиной в международных космических проектах, более 25% приходится на ракету «Зенит 3SL». Но случилась беда. 30 января сего года эту ракету вместе с голландским спутником разнесло в щепы во время старта на Каймановых островах. И хотя предварительное заключение о причинах катастрофы благоприятствует нам (причина в «попадании инородного тела в насос системы», а это уже похоже на российский след, ибо двигатель РД-171 российского производства), деятели из авиаконцерна «Локхид Мартин» тут же потребовали заменить украинские «Зениты 3SL» на американские ракеты «Дельта» и «Атлас», которые комплектуются русскими маршевыми двигателями РД-171 (?!). Требование сопроводили обязательной порцией негатива в СМИ.
Запуски пока перенесены на следующий год. Стоит только произойти какому-нибудь незначительному сбою, и никто, по большому счету, не будет вникать в причины аварии, а просто ототрут нас от участия в проекте «Морской старт». И пожаловаться будет некому. Космическая отрасль, которая и так является дотационной, окончательно кердыкнется. Ну не хотят эти два зубра (США и Россия) делиться $3,5 млрд. в год, которые получают от космических запусков. Отсутствие убедительных аргументов в виде экономической мощи уже является аргументом, чтобы с нами разговаривали с позиции «старшего пахана».
Другой пример из той же оперы. Харьковский АО «Турбоатом» в 1998 году отказался от поставки энергетического оборудования для АЭС в Иране. В Украину заявилась Мадлен Олбрайт, тогдашний госсекретарь США, и повелела прикрыть лавочку. Правда, она наплела про какие-то заказы взамен этого контракта. Наши, как полагается, взяли под козырек, и завод потерял $40 млн. Разумеется, никаких заказов взамен «Турбоатом» не получил. И заводчанам, чтобы штаны совсем не сползли с отощавшего брюха, пришлось срочно ладить оборудование для изготовления лапши. Вот так без затей разбираются с конкурентами, которые могут только языком утверждать свою «незалежность».
Путин же послал «пiд три чорти» друга Жору с его домогательствами прекратить строительство АЭС в Бушере и продолжает заколачивать деньгу на несговорчивых персах.
О свистопляске вокруг «Кольчуг», устроенной «старшим паханом», вы все и так прекрасно наслышаны.
Хочешь успешно торговать оружием – перевооружай собственную армию
Это одно из важнейших условий роста экспорта ВТ. Покупатель ныне разборчивый. Потому имеет желание обладать ВТ, которая опробована в армии страны-изготовителя. Ни у кого нет желания закупать и потом доводить до ума за собственный счет опытные экземпляры, пусть даже перспективного оружия. Недаром по всему миру без устали колесят «воздушные акробаты» из авиагрупп «Русские витязи» и «Стрижи», закладывая фигуры высшего пилотажа на серийных «сушках» и «мигах». Это делается главным образом не для того, чтобы позабавить зевак на авиашоу, а для демонстрации возможностей уже принятой на вооружение техники.
Украинский ВПК на 95% процентов работает на экспорт. Однако экспортного портфеля заказов совершенно недостаточно для развития ВТ. В среднем загрузка мощностей предприятий ВПК на уровне 20%. При такой загрузке разговоры о рентабельности избыточны. Пятнадцать лет назад на славном Малышевском танкограде работало более 13 тысяч специалистов, сейчас в результате проводимой санации работает 7,5 тысячи. На «Южмаше» в лучшие времена трудилось более 70 тыс. человек. После интенсивных реформ осталось менее 20 тысяч.
Во всем мире генеральным подрядчиком военных работ являются родные правительства. Без участия госказны в милитаристских делах невозможно говорить о модернизации ВТ и разработке новых образцов, а тем более прорывов в военной области. Сие есть аксиома.
А что мы имеем в статье расходов Министерства обороны? На все про все, от портянок солдатам и зарплат лампасникам до закупок новой техники, модернизации старой и разработок новых изделий выделено Госбюджетом-2007 7,498 млрд. грн. ($1,5 млрд.). К слову, Россия собирается в ближайшие восемь лет на нужды оборонки потратить не менее $200 млрд.!
Из этих «несметных» семи с половиной миллиардов гривен на развитие вооружения и военной техники должно быть отчислено 621,639 млн. грн. ($122 млн.). На прикладные исследования в области военной обороны – 42,475 млн. грн. ($8,4 млн.). Что на эти деньги можно придумать и сделать, одному Богу известно. А тут еще у Гаранта прорезалась неодолимая тяга к «прозорим» внеочередным выборам до победного конца. А у правительства от сей тяги, само собой, чешутся руки поощрить электорат сверхурочными прибавками к пенсионным пайкам и зарплатам.
Будет ли преломлена тенденция к затуханию деятельности украинского ВПК? Возможно. Но как сказал один известный политик не без одесского юмора: «Я точно знаю, что все будет хорошо, только не знаю, кому и когда».
06.06.2007 09:00