...уловок махинаторы вредят деятельности иностранных компаний и ухудшают инвестиционный климат в стране.
Так сложилось, что мастерство отечественных предпринимателей сегодня можно оценивать по тому, скольких партнеров по бизнесу им удалось обмануть. Невыполнение договорных обязательств, к сожалению, было нормальной практикой. При этом особо ловкие игроки не только отказывались платить за поставленные товары или услуги, но и оспаривали условия контракта в судах.
Рассмотрим конкретный пример. Жил себе в Украине бизнесмен по имени Александр Галкин. Выживать в кризисные годы после независимости было непросто, поэтому предпринимателю нередко приходилось придумывать различные способы заработать деньги. И он далеко не всегда действовал в рамках закона, что принесло немало хлопот и ему самому, и его деловым партнерам.
Так, в начале 90-х годов Галкин решил заняться поставками продовольствия в Россию в обмен на нефть. Он заключил соглашение с компанией "Ноябрьскнефтегаз" и получил 225 тыс. тонн углеводородного сырья для дальнейшей переработки на Лисичанском НПЗ. Со своей стороны бизнесмен обязался обеспечить партнеров сахаром.
Но российское предприятие вскоре расторгла договор с Галкиным. Поскольку его компания под названием "Агрокомплекс" поставила сахар, который не соответствовал государственным стандартам качества. Кроме того, украинский бизнесмен явно поскупился и отправил своим партнерам меньшее количество продукта, чем предусматривал контракт.
В это же время энергичный Галкин попытался применить прессинг против руководства Лисичанского НПЗ.
В результате Галкин оказался в непростой ситуации: с одной стороны кредиторы требовали вернуть потраченные на операцию с нефтью деньги, а с другой Лисичанский НПЗ упорно отказывался производить для комбинатора продукцию и дать ему возможность заработать и рассчитаться с долгами.
Но Галкина это не остановило. И он попросту начал искать других поставщиков нефти. И вот в августе 1993 года на его предложение откликнулась компания Gefes International, которая обязалась изучить рынок ГСМ и найти продавца сырья для "Агрокомплекса".
В конце того же месяца компания Галкина и АО ФКК "Росконтракт" заключили договор о поставке 350 тыс. тонн нефти. Из 150 тыс. тонн были отправлены на Лисичанский НПЗ для дальнейшей переработки.
В начале 1994 года "Агрокомплекс" и Gefes International подписывают дополнительное соглашение, по условиям которого последняя погашает долги компании Галкина перед "Росконтрактом" в размере 4 млрд. руб. А первая, со своей стороны, предоставляет в распоряжение Gefes 40 тыс. тонн мазута, который находился на Лисичанском НПЗ.
Здесь стоит остановиться и сделать маленькое пояснение. Расчетливый Галкин не счел нужным уведомить своих партнеров, что упомянутые нефтепродукты находятся под обеспечительным арестом, а руководство Лисичанского НПЗ ведет с ним арбитражный спор.
И менеджеры Gefes International, ни о чем не подозревая, берут в российском банке "Саяны" кредит на сумму 4 млрд. руб. Последний же получил эту сумму тоже в долг у Российского Национального Коммерческого Банка (РНКБ). После этого Gefes выполняет финансовые обязательства "Агрокомплекса" перед "Росконтрактом" в полном объеме. Сам же Галкин обещал рассчитаться со своими партнерами через месяц.
Но обязательств своих бизнесмен не выполнил. Передача оговоренных нефтепродуктов затянулась на долгие годы. Так, в 1995 году был подписан акт передачи 5 тыс. тонн мазута в счет задолженности. В 1999-м Gefes International уступила часть требований к ОАО "ЛиНОС" на 2,5 тыс. тонн продукта из упомянутых 5 тыс.
За это время две задействованные в деле российские компании объявили о банкротстве. Их менеджеры за невозможность уплатить по счетам были наказаны лишением свободы. Директор банка "Саяны" лишился своей должности. Gefes International утратила немалую часть своих депозитов, а также ценные бумаги.
Для того чтобы прекратить правовой беспредел, в 2004 году Gefes International обратилась к "Агрокомплексу" с требованием реструктуризировать задолженность. Ответа не последовало. В марте 2005-го зарубежная компания направила письменную претензию на 25 тыс. тонн дизтоплива, 10 тыс. тонн бензина и 15 тыс. тонн мазута. Но Галкин снова не посчитал нужным среагировать.
Тогда Gefes International решила взыскать то, что ей причитается, через соответствующие инстанции. И вот 9 июня 2005 года Хозяйственный суд города Киева издал постановление, в котором удовлетворил исковые требования компании.
Но, как выяснилось позже, "Агрокомплекс" не располагал необходимым количеством нефтепродуктов. И тогда Хозяйственный суд изменил требования к ответчику. Он обязал его рассчитаться с истцом собственным имуществом. А в его числе оказались и акции Лисичанской нефтяной инвестиционной компании (ЛИНИК), которые и были переведены со счетов Галкина на баланс Gefes International.
Но сам "Агрокомплекс" явно не собирался возвращать долги. И начал оспаривать упомянутое постановление с помощью своих юристов. И вот Печерский районный суд принял обеспечительные меры по иску "Агрокомплекса" как юридического лица и его директора Александра Галкина как физического лица и принимает решение запретить регистратору проводить какие-либо операции с акциями ЛИНИКа и изъять у него реестр, а также снять с учета депозитарной системы "Международный фондовый союз" реестр счетов владельцев ЛИНИКа.
Хотя по законодательству в Украине невозможно подавать коллективные иски. Более того, изъять электронный реестр (то есть обездвиженные акции) тоже нельзя. Тем не менее, Печерский районный суд почему-то удовлетворяет требования "Агрокомплекса" и Галкина.
Правда, к счастью, в Украине, помимо Печерского районного суда, сущесвуют и высшие инстанции, которые не склонны принимать такие противоречивые постановления. Поэтому справедливое решение данной проблемы все еще возможно.
10.03.2006 09:08