...выбиванию денег и принудительной передаче промышленных предприятий в руки новых собственников. Применяемый метод – угроза реприватизации. Стиль работы – привлечение общественного внимания и отсутствие внятного завершения конфликта. Эти черты обострились в последнее время, когда до увольнения главы ФГИ остается не больше трех месяцев , за которые ей необходимо обеспечить и финансирование предвыборной кампании Соцпартии и не забыть о собственной безбедной старости.
Отличница реприватизации
Идею своего нынешнего бизнеса - изъятие чужой собственности с целью последующей перепродажи - главный реприватизатор страны позаимствовал у своих нынешних политических оппонентов. Скандальное возвращение в 2005 году в госсобственность и последующая перепродажа Лакшми Митталу крупнейшего украинского металлургического комбината «Криворожсталь» стали выдающимся фактом не только в отечественной политэкономике, но и в профессиональной карьере Валентины Семенюк. Глава ФГИ на какой-то период стала ньюсмейкером номер один в Украине, укрепив в глазах массовой аудитории ранее избранный имидж борца за социальную справедливость и противника «олигархических кланов». Авторитет решительного руководителя вернувшего государству комбинат не испортила даже его последующая перепродажа, против которой изначально активно выступали коллеги В. Семенюк по Социалистической партии, и ее несколько несуразное поведение в день проведения аукциона (стремительный и краткосрочный уход на больничный).
Факт реприватизации «Криворожстали» неоднократно трактовали как прецедент, который делает реальной перспективу последующих изъятий предприятий у их собственников. Именно такой имидж позволил Семенюк в своей последующей работе реализовывать стратегию отношений с бизнесом по принципу «если что – отберу и перепродам». Такой метод неоднократно приносил главе ФГИ и ее партии различные дивиденды, легко конвертируемые и электоральные в том числе.
Впрочем, заслуга Семенюк в деле реприватизации криворожского меткомбината минимальна: это скорее результат активности и настойчивости Юлии Тимошенко, которая на тот момент возглавляла Кабинет министров. Последовавший за перепродажей «Криворожстали» публичный скандал вокруг реприватизации «Никопольского завода ферросплавов» также приобрел масштабность в результате его поддержки со стороны других центров влияния. Публично развивая идею возврата пакета акций НЗФ в госсобственность, глава ФГИ так или иначе выступала в пользу второй стороны конфликта – группы «Приват». После ухода Ю. Тимошенко с поста премьера Семенюк стала крайней пассивна и неожиданно сговорчива в данном конфликте.
«Карманный» фонд
Отсутствие воли и желания доводить реприватизационные начинания до заявленного завершения стали своеобразным стилем работы В. Семенюк. В то же время реприватизационный кнут мог принести свои выгоды как коллегам Валентины Петровны по Соцпартии, так и их политическим и бизнес-партнерам.
Заявления главы ФГИ о возможной новой реприватизации «Криворожстали» в очередной раз зазвучали в период создания коалиции СПУ с прежними политическими оппонентами – Партией регионов. Уловив настроения новых политических партнеров естественным образом недовольных изъятием «Криворожстали», глава Фонда госимущества заняла жесткую позицию в диалоге с иностранным инвестором, который при ее же участии приобрел комбинат.
На такие установки высших эшелонов власти незамедлительно отреагировали местные власти: в адрес «Миттал Стил» посыпались обвинения и претензии в незаконном захвате земли, незаконном строительстве жилья для индийских сотрудников, в криворожской прессе появились жалобы горожан на ухудшение экологии после прихода нового собственника. Во время эскалации конфликта глава ФГИ в экранов телевизоров решительно заявляла: «Если надо будет – продам комбинат еще раз!».
Придирчивый контроль со стороны ФГИ и тем более тема реприватизации комбината в настоящее время сошли «на нет». Несмотря на то, что поводы для порицаний остались (например, отказ основного инвестора выплачивать дивиденды, несмотря на рекомендацию ФГИ сразу же после возврата комбината в госсобственность направить на выплату дивидендов 35% от прибыли), публичная «порка» иностранного собственника для В. Семенюк стала неактуальна. Заказчика на такое «зрелище» больше не оказалось. В марте текущего года между лидерами Партии регионов и Миттал Стил наметилось взаимопонимание: премьер пригласил Лакшми Миттала войти в инвестиционный совет при Кабмине, а его однопартиец бизнесмен Ринат Ахметов предложил индийскому миллиардеру в случае необходимости совместно лоббировать интересы отрасли.
Не менее настойчиво заявляла В. Семенюк также о необходимости вернуть в госсобственность Макеевский металлургический завод (ММЗ). Предприятие, созданное на базе основных фондов ОАО Макеевский металлургический комбинат, по мнению главы ФГИ, должна была постичь судьба «Криворожстали» - приватизация путем открытых торгов с инвестобязательствами, рассчитанными на 25 лет. Тогда реприватизационные угрозы В. Семенюк встревожили даже независимых экспертов, которые отмечали сомнительную целесообразность реализации заявленных планов главы ФГИ.
Впоследствии Валентина Петровна неожиданно отказалась от своих прежних, публично озвученных намерений, заявив, что ни о какой реприватизации ММЗ речь больше не идет: для этого нет ни серьезных оснований, ни соответствующего законодательства. В то же время глава ФГИ для виду оставила «поводок», для контроля собственника предприятия – Вадима Новинского, Смарт-групп, - отметив, что реприватизация не актуальна только до 2008 года, когда планируется закончить процесс санации ММК (времени,отпущенного Семенюк, Смарт-групп хватило вполне – в июне 2007 года на базе предприятия создано СП в «дочкой» СКМ – «Метинвестом»).
Аналогичной непоследовательностью для стороннего наблюдателя отличался и другой бизнес-проект Семенюк – противодействие дополнительной эмиссии акций Ингулецого ГОКа, в результате которой был размыт государственный пакет и ФГИ утратил контроль над предприятием (этим занималась уже упомянутая Смарт-групп). Громогласные заявления и всевозможная демонстрация решительности со стороны В. Семенюк так и не получили обещанного завершения. Как в случае со всеми вышеперечисленными промышленными объектами глава ФГИ, по каким-то публично немотивированным причинам потеряла интерес к идее вернуть государству контроль над предприятием.
В череде других объектом для отработки идеи реприватизации стал Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ), переформатирование работы которого активно поддерживал глава Николаевской области, а ныне заместитель секретаря СНБО Александр Садыков. Чиновник настаивал на создании судостроительного холдинга на базе херсонского и трех николаевских судозаводов, считая обязательным отделение от судостроительных предприятий тех территорий, которые прилегают к акватории с целью создать тут портовые пункты (бизнес-составляющей этого дела занимается Смарт-групп, ставшей стратегическими спонсорами Семенюк). Не особо, похоже, вникая в перспективы реализации такого проекта, глава ФГИ приступила с особым рвением к своему участку работы – подготовке ЧСЗ к реприватизации.
Однако поскольку инвестор предприятия четко выполнял взятые на себя обязательства, что подтвердили суды всех уровней, ее активность сошла на нет – Семенюк поняла, что овчинка выделки не стоит. Поэтому время от времени она имитирует активную деятельность. При этом порой своими истеричными действиями удивляет многое видавших судей. Так, в ходе одного из судебных заседаний (по иску Генпрокуратуры в пользу ФГИ) представитель Фонда, появившись в зале, попросил оставить иск без рассмотрения ввиду того, что у его ведомства нет претензий к собственникам ЧСЗ – братьям Чуркиным (12.07.07).
Со спадом активности Семенюк никак не могут не согласиться Новинский и Садыков (особенно после назначения последнего заместителем секретаря СНБО). Соответственно, они начинают давить на Валентину Петровну – мол, долги надо отдавать. В СМИ была развернута широкомасштабная информационная кампания, где ФГИ обвинялся в бездействии в деле ЧСЗ.
Действительно, не позавидуешь главе ФГИ в той ситуации, в которой она оказалась. Тем более, что после того, как Семенюк проиграла все суды в деле реприватизации предприятия, у нее осталась только одна зацепка – срыв подписания дополнительного соглашения к Договору купли-продажи более 90% акций АХК «ЧСЗ» в части инвестиционного обязательства обеспечить наращивание объемов производства в эквиваленте не менее 60 тыс. тонн обработанного металла в год. Учитывая форс-мажорные обстоятельства (правительством была отменена СЭЗ «Николаев» и ряд других важных законов о поддержке судостроения, обеспечивающих льготы судостроителям), истцы требуют адекватного снижения производственных нормативов. Поскольку ФГИ в добровольном порядке это делать отказывается, собственники завода решили добиться этого через суд.
В такой ситуации Фонд начинает открыто блефовать – подан новый иск о расторжении договора купли-продажи ЧСЗ. При этом представители ФГИ открыто, в наглую заявляют юристам предприятия, что в самом (!) Секретариате Президента принято решение о смене собственника, новый покупатель (т.е. Смарт-групп) уже чуть ли ни деньги уже заплатил, и суд только озвучит данное решение. Интересно, знают ли в Секретариате об этом решении? Скорее всего нет, ведь никакого смысла поддерживать финансовых спонсоров Соцпартии, ставящей под сомнение легитимность Секретариат, нет. А ларчик открывается просто – вероятность попадания в парламент Соцпартии ничтожно мала. Соответственно, едва придут новые депутаты, так Семенюк очень быстро вылетит со своего кресла – время поджимает, необходимо успеть отдать долги и обеспечить себе безбедное существование.
О ведомстве бедном замолвите слово…
Зависимость работы Фонда от политической конъюнктуры усугубляется в первую очередь профессиональной шизофренией ее руководителя. Попытка В. Семенюк совмещать партийную, то есть политическую активность с управлением Фонда госимущества создает предпосылки для контроля и управления ведомством со стороны разных центров влияния. В результате – авторитет ФГИ, руководство которого изначально позиционировало себя как непредвзятое и справедливое, продолжает падать. Причина тому - не только реприватизационные заявления Семенюк, которые, постепенно теряя свое концептуальное содержание, становятся архаизмами, но и очевидное отсутствие реального видения каких-либо других, более корректных методов работы с бизнесом. В ситуации, когда украинский крупный бизнес начинает выходить на новый уровень работы, а вопрос амнистии капиталов перешел в плоскость публичной дискуссии, реприватизационные угрозы выглядят исчерпавшими себя. Регулярное использование именно таких аргументов в диалоге с инвесторами заставляет задуматься о качестве работы руководства ФГИ, продолжающего жить в реалиях трехлетней давности.
В условиях критической для Соцпартии предвыборной кампании от В. Семенюк на посту ФГИ можно ожидать еще более резких действий и эмоциональных заявлений. Поговаривают, что в Фонде уже готов перечень предприятий – потенциальных жертв примитивной схемы выбивания денег. Эксперты говорят, что практически в каждом районе запланированы свои маленькие «криворожстали» и «черноморские судостроительные заводы». Остается лишь надеяться, что руководство государства не даст дестабилизировать экономическую ситуацию в стране.
25.07.2007 22:20