...сделка по покупке «Укрсоцбанка» итальянским Banca Intesa. Интерес иностранцев неудивителен. Финансово-банковская система Украины завоевала признание в мире ещё в средине 90-х. Её надёжность была подтверждена в 1998 году, когда она прогнулась, но не рухнула, несмотря на последствия российского «чёрного вторника». Соседский дефолт украинские банкиры пережили относительно спокойно, несмотря на то, что подавляющее большинство финансовых аналитиков прогнозировало, что российские события отразятся на финансовом рынке Украины самым катастрофическим образом.
Помимо надёжности, в пользу инвестирования в финансово-банковский сектор говорит то, что это единственная динамично развивающаяся отрасль украинской экономики, причём отечественные и иностранные эксперты, прогнозируя развитие в украинской экономике кризисных тенденций, всегда делают исключение для финансово-банковской системы. В принципе, это и не удивительно – вместе с Ющенко к власти в стране пришёл финансовый капитал. Он, как свидетельствует история (классический пример – Франция 30 – 70-х годов XIX века) способен успешно развиваться не только в условиях удушения промышленного производства, но и благодаря этому удушению. Кстати, в Украине начала 90-х тоже заводы останавливались, а банки пухли от денег.
Наконец, следует учитывать, что украинское законодательство существенно ограничивает возможность непосредственного присутствия иностранных банков на финансовом рынке страны. Именно поэтому в последние пять лет иностранцы открывали в Киеве свои стопроцентные дочки. Однако после того, как украинские банки нарастили собственный капитал и превратились из меняльных и отмывочных контор в настоящие финансово-кредитные учреждения, иностранцы предпочитают покупать готовые раскрученные структуры.
Однако сделка вокруг «Укрсоцбанка» резко выбивается из общего ряда. За «Аваль» была заплачена сумма в 3,9 раза больше, чем собственный капитал банка, за «УкрСиббанк» - в 3,3 раза. Эти цифры достаточно уверенно корреспондируют с мировой тенденцией. Банки развитых стран покупают восточноевропейские за сумму, в среднем в три раза превосходящую собственный капитал банка. С чего же вдруг именно «Укрсоцбанку» выпала такая удача?
«Укрсоцбанк» существенно уступает «Авалю» по всем финансовым показателям (уставный фонд «Аваля» - 1,5 миллиарда гривен, у «Укрсоцбанка» немногим более 900 миллионов гривен, сумма активов «Аваля» составляет 15 миллиардов гривен, против 9,5 миллиарда у «Укрсоцбанка»). Это не говоря о разветвленности филиальной сети (513 отделений у «Укрсоцбанка» против 1580 у банка «Аваль»), современности программных продуктов, качестве «продуктового ряда» и т.д. получаются, что земляки Берлускони явно переоценили «Укрсоцбанк». Конечно, его владелец – Виктор Михайлович Пинчук, так же как и итальянский премьер, является главным медиа-магнатом страны и также постоянно обвиняется в финансовых махинациях, но это ведь не повод для благотворительности со стороны Banca Intesa.
Впрочем, представляется, что махинация является ключевым термином для характеристики данной сделки. Не секрет, что весь бизнес Пинчука базировался на его родстве с бывшим президентом Украины. Не случайно именно Пинчук до последнего пытался заставить своего тестя пойти на третий срок. Он прекрасно понимал, чем грозит ему уход Кучмы из власти. И Пинчук не ошибся. Не прошло и года после избрания нового президента и финансовые аналитики констатировали резкое уменьшение состояния бывшего первого олигарха страны. Кроме того, у Пинчука отняли «Криворожсталь», не сегодня–завтра будет сломлено сопротивление Семенюк, которая вот уже более полугода не позволяет государству выдворить менеджмент Пинчука с НЗФ. На очереди другие промышленные активы Виктора Михайловича. Он ведь под прикрытием тестя прихватизировал самые лакомые куски украинской собственности, поэтому все заявления правительства об окончании реприватизации на империю Пинчука не распространяются.
Естественно, Виктору Михайловичу необходимо превращать промышленные активы в финансовые и побыстрее выводить деньги из страны. Однако Пинчук не только скупил за бесценок много заводов, он ещё и стремился минимизировать выплачиваемые государству налоги. Поэтому значительная часть капитала Пинчука находится в тени. Его требуется банально легализовать. Вот этой цели и служит сделка с Banca Intesa, якобы переплачивающим за «Укрсоцбанк» бешеные суммы. На самом деле высока вероятность того, что Пинчук продаёт банк самому себе, а итальянцы служат всего лишь прокладкой.
В рамках схемы компания, принадлежащая В. Пинчуку, заключает агентский договор с Banca Intesa, по которому последний должен от своего имени, но за счет принадлежащей Пинчуку структуры, приобрести акции «Укрсоцбанка» у компании «Ферротрейд». При этом Banca Intesa будет являться номинальным собственником «Укрсоцбанка», а фактическим его собственником будет все тот же В. Пинчук.
Другая возможная схема предполагает выпуск Banca Intesa облигаций, связанных с владением (Equity linked notes - ELN), по условиям обращения которых их приобретатель на протяжении определенного периода времени имеет право обменять их на акции «Укрсоцбанка». Облигации приобретаются компанией Пинчука.
Третий вариант махинации с продажей «Укрсоцбанка» предполагает заключение одновременно с договором купли-продажи акций «Укрсоцбанка» договора опциона, по которому структура, принадлежащая В. Пинчуку, может выкупить у Banca Intesa акции по завышенной цене через некий промежуток времени. В качестве задатка аффилированная с В. Пинчуком структура выплачивает Banca Intesa сумму, равную сумме разницы между суммой договора купли-продажи между Banca Intesa и компанией «Ферротрейд» и реальной стоимостью «Укрсоцбанка». Далее, принадлежащая Пинчуку компания не исполняет опцион, и Banca Intesa оставляет сумму задатка себе.
Наконец Пинчук, мог элементарно «простимулировать», то есть коррумпировать, менеджмент Banca Intesa. Для Италии – страны с давними мафиозными традициями, для которой скандалы вокруг банковских махинаций – обычное дело, это не представляется чем-то из ряда вон выходящим.
В принципе, для нас не важно, каким именно образом Пинчук сумел убедить Banca Intesa помочь ему в отмывании капиталов. Факт остаётся фактом – сделка явно и даже акционеры итальянского банка не понимают, зачем им переплачивать за финансовую прачечную полукриминального украинского олигарха. Кстати, напомним, что под давлением акционеров у Пинчука уже сорвалась аналогичная сделка по продаже «Укрсоцбанка» венгерскому банку ОТР.
22.03.2006 14:52