Взрыв в Харькове: покушение или хулиганство?
22.03.2006 22:24
…не более чем хулиганство. Похоже, что именно так, вопреки здравой логике, расценили взрыв на Сумской, 39 правоохранители Харькова и открыли уголовное дело по факту хулиганства, а не покушения на жизнь видного украинского политика. По словам начальника центра общественных связей УМВД Харьковской области Ларисы Волковой, в дверном проходе взорвались не более чем «три связанные петарды».

Напомним, что во вторник, 21 марта, около 20 часов возле выхода из офиса областного штаба Партии регионов сработало взрывное устройство. Именно в тот момент из здания выходил руководитель избирательной кампании Партии регионов Евгений Кушнарев, направляясь на теледебаты с губернатором Харьковской области, членом НСНУ Арсеном Аваковым. От взрыва никто серьезно не пострадал. Евгения Кушнарева слегка контузило, и он ушиб колено при падении.

Итак, МВД настаивает на том, что в офисе Партии регионов «пошалили хулиганы». От взрыва, по словам все той же Волковой, в подъезде лишь осыпалась штукатурка: «По опыту знаю, что если только осыпалась штукатурка и даже не повылетали окна, значит, взрыв был очень слабый, хулиганский». По всей вероятности, г-жа Волкова просто не была на месте происшествия или получила непроверенную информацию, так как никаких окон возле черного входа в здание просто нет, а соответственно, нечему было и вылетать. А вот штукатурка действительно осыпалась. И не только штукатурка. Те разрушения, которые последовали в результате взрыва, просто не могли быть вызваны «тремя связанными петардами».

Мы поговорили с очевидцами, и вот какие интересные подробности удалось выяснить.

По словам Ольги Сивцовой, журналиста газеты «Вместе вперед!», которая в тот момент находилась на втором этаже здания, от взрыва сотряслась стена и среагировала сигнализация машин во дворе. «Это было где-то за час до дебатов. Раздался взрыв, и мы услышали вой сигнализаций на машинах во дворе. Когда я спустилась вниз, все было в дыму. Был выхвачен кусок двери, вылетела плитка. Если бы кто-то находился в момент взрыва между дверьми, то он бы сильно пострадал».

По словам Александра, системного администратора, который уже после происшествия зашел в здание, дыма было много, как от крупного взрыва. Водитель Евгения Кушнарева, который в момент взрыва находился в машине во дворе, видел огонь, вырвавшийся из дверей: «Сначала я увидел спину охранника, который начал выходить, а потом резко рванулся назад. После этого дверь открылась и из нее вылетело пламя. Грохот был такой, что мне в машине заложило уши. Петарда так не рванет. Я служил в армии, и мне кажется, что это было похоже на очень большой взрывпакет армейского образца».

Но наиболее интересны свидетельства охранника Игоря, который шел перед Евгением Кушнаревым. «Мы выдвинулись обычным порядком. Сработало взрывное устройство, которое было расположено между дверями черного входа. Нас спасла заходившая встречная женщина, мы пропустили ее, и 2-3 секунды, которые мы выиграли, спасли нам жизнь. Пропустив женщину, я собрался выходить, но услышал пикающие звуки электронной системы. И у нас было несколько секунд, чтобы закрыть двери и отпрыгнуть в сторону. После этого произошел взрыв. Он был настолько мощный, что двери вырвало из петель. Евгений Кушнарев получил легкую контузию. Меня спасло то, что я был в бронежилете – сильный удар от летящего предмета я получил в область поясницы».

Итак, все очевидцы сходятся на том, что взрыв был очень сильный и никакие петарды не могли бы повлечь за собой такие разрушительные последствия. Более того, свидетельства охранника о пикающих звуках электронного устройства полностью опровергают версию о петардах и о хулиганстве – где это видано, чтобы петарды пикали? Очевидно, устройство было радиоуправляемым, и, по одной из версий, запустить его мог человек, находившийся несколькими этажами выше. Фотоматериалы, которые были сделаны на месте происшествия, доказывают, что взрывное устройство было начинено мелкими предметами. На фотографиях видно, что дверь посечена, как будто бы в нее стреляли мелкой дробью. Сотрудники взрывотехнической службы обнаружили в подъезде следы взрывного устройства, микроплаты и частицы и сделали предварительные выводы, о том, что это самодельное взрывное устройство, снабженное болтами и гайками.

Однако из всех этих данных МВД сделало свои собственные выводы о случившемся и, как уже говорилось выше, дело открыто по факту хулиганства. Интересно, что подобного «хулиганства» в последнее время становится в Харькове все больше и больше. Вспомнить хотя бы сожженные табачные киски и сгоревшую заживо в одном из них беременную женщину – это «хулиганство» так и осталось нераскрытым до сегодняшнего дня. А хладнокровные убийства харьковских инкассаторов, которые тоже до сих пор находятся на стадии расследования? Совсем недавно взрыв произошел в супермаркете «Сильпо»... Это тоже «хулиганство» или просто кому-то выгодно это так называть?

Кстати, о выгоде. Безусловно, политический подтекст в покушении (позвольте называть вещи своими именами) нельзя отрицать. На дебатах между Евгением Кушнаревым и Арсеном Аваковым, которые последовали сразу после взрыва, ни слова не было произнесено относительно случившегося в офисе Партии регионов, поэтому версия о том, что это предвыборный пиар бело-голубых, отметается сразу.

Неправдоподобным кажется и то, что «авторами» происшествия были люди из лагеря НСНУ, ведь подозрения в организации взрыва в первую очередь падают именно на них. Наверное, поэтому Роман Зварыч не связывает взрыв с политикой: «Если вас интересует, имели ли мы к этому отношение, я могу вам абсолютно честно сказать: категорически нет. Мысли о том, что к взрыву причастна какая-либо политическая сила, в том числе и сама Партия регионов, я даже допускать не хочу» (цитата взята из газеты «Коммерсант-Украина»).

Более вероятным кажется третий вариант: организатором взрыва была политическая сила, которой выгодно бы было в прямом смысле одним ударом деморализовать как «бело-голубых», так и «оранжевых». И мелким сошкам в такой игре делать нечего – скорее всего на такой шаг, как политический терроризм, мог решиться только претендующий на солидный куш игрок.

Сопровождая лидера Партии регионов Виктора Януковича на пресс-конференции в Харькове, Евгений Кушнарев дал свою оценку случившемуся: «Мы не слабонервные, и если кто-то хотел нас запугать, то пусть знает: у него это не получится». И действительно – это руководитель избирательной кампании Партии регионов доказал в день взрыва: несмотря на контузию и шок, он принял участие в дебатах с Арсеном Аваковым, да еще и наголову разбил своего оппонента в полемической борьбе.