...июня подписали руководители госконцерна «Укратомпром» и Росатома, не только не утихли, но и приобрели неожиданный поворот.
Документ, который многие эксперты и специалисты охарактеризовали как первый шаг к тому, чтобы от многолетних разговоров о необходимости создания украинского ядерного топливного цикла перейти к практическим делам, стал камнем преткновения в противостоянии на высшем государственном уровне. Оно развернулось между теми, кто, трезво оценивая ситуацию, считает расширение кооперации с северным соседом важной составляющей дальнейшего развития этой стратегической отрасли, и теми, кто напрочь отрицает любые аргументы в пользу такого сотрудничества.
Началось все с того, что Президент Ющенко узрел в подписанном протоколе некую угрозу национальной безопасности страны и поручил СБУ и Генпрокуратуре проверить его на соответствие украинскому законодательству.
Несмотря на массированный подогрев этой темы в СМИ, нагнетаемые страшилки, видимо, не повлияли на беспристрастность силовиков, не пожелавших читать этот документ глазами Президента и его окружения. В итоге Генпрокуратура признала протокол о сотрудничестве между предприятиями атомного энергопромышленного комплекса Украины и России законным, не найдя в документе каких-либо угроз нацбезопасности.
Такое решение президентской канцелярии явно не понравилось. «Подобные соглашения могут привести к передаче в Россию украинских предприятий, хотя в законодательстве запрещено отчуждение объектов госатомпрома», — заявил первый заместитель главы Секретариата Президента Александр Шлапак.
В ответ на решение Генпрокуратуры Президент пошел дальше, издав указ о приостановлении действия постановлений правительства, предполагающих создание госконцерна «Укратомпром», и направил представление в Конституционный суд.
Однако правовая основа для подписания такого указа вызывает большие сомнения.
В Министерстве топлива и энергетики считают, что решение Президента Украины Виктора Ющенко приостановить действие постановлений правительства, предполагающих создание государственного концерна "Укратомпром", на практике реализовать невозможно.
"Укратомпром" уже создан и работает, его устав утвержден и зарегистрирован, уставный фонд сформирован, концерну переданы полномочия по управлению корпоративными правами государства в предприятиях атомно-промышленного комплекса", - сообщил агентству "Интерфакс-Украина" пресс-секретарь Минтопэнерго Константин Бородин.
Заместитель председателя Общественной коллегии ГП НАЭК «Энергоатом», народный депутат Игорь Шкиря также считает исполнение указа невозможным, поскольку правовая практика не предусматривает процедуру приостановления деятельности юридических лиц, хозяйствующих субъектов указами Президента. Депутат видит в решении главы государства ответную реакцию на наведение порядка в атомной отрасли, вследствие чего команда правительства отогнала «любых друзив» от растаскивания имущества и распродажи стратегического запаса урана. «Проверки КРУ и инвентаризация показали плачевное состояние предприятий ядерно-топливного цикла и разбазаривание бюджетных средств, имевшее место в 2005-2006 годах», - говорит народный депутат, предполагая, что, преследуя личные корыстные интересы, советники Президента по ТЭК и юристы секретариата в очередной раз подставили главу государства.
«Тема продажи стратегического резерва урана в 2005-2006 годах является сейчас предметом расследования злоупотреблений «помаранчевой власти», и те, кто к ним причастен, просто используют Президента», - заявляет секретарь следственной комиссии по расследованию нарушений в топливно-энергетической сфере, народный депутат Александр Голуб. Он, в свою очередь, считает, что указ является реакцией на постановление правительства о создании резерва топлива и ядерных материалов, которое запретило экспорт урана и, соответственно, помешало окружению Президента зарабатывать на этом немалые деньги.
Что же касается протокола о сотрудничестве между «Укратомпромом» и Росатомом, вызвавшем такое болезненное неприятие со стороны Ющенко, то этот документ - не что иное, как логическое продолжение затянувшейся переговорной эпопеи между украинцами и россиянами, которая наконец-то начала приобретать какие-то конкретизированные очертания.
Речь идет о налаживании долгосрочного комплексного сотрудничества на прозрачной и паритетной основе между атомно-энергетическими предприятиями Украины и России по всей технологической цепочке ядерной отрасли, включая добычу урана, совместное производство ядерного топлива и строительство новых реакторов.
Отличие последнего соглашения между Украиной и Россией в сфере использования «мирного атома» от предыдущих межправительственных документов состоит разве что в том, что стороны вознамерились перевести задачи интеграции и кооперации украино-российских атомных предприятий из плоскости чиновничьих разговоров в сторону их реальной практической реализации. Это оказалось возможным во многом благодаря структурно-реформаторским процессам в ядерной сфере двух стран, которые вылились в создание «Укратомпрома» и аналогичного ему российского ядерно-энергетического холдинга в лице «Атомэнергопрома». Появилась реальная возможность налаживания отношений на государственном корпоративном уровне.
Но, как оказалось, вопросы эффективности и целесообразности в развитии стратегической отрасли волнуют Президента куда меньше, чем желание очередной раз поиграть мускулами перед политическими оппонентами. Пусть даже по принципу «закон – что дышло…» - не привыкать. Тем более, что избирательная кампания как никогда способствует обострению подобных желаний.
21.08.2007 14:44