Сага о потерянных вкладах: новая глава
29.08.2007 08:00
…предложило идею нового способа их возврата.

Как сообщил на днях первый вице-премьер, он же министр финансов Николай Азаров, правительство разрабатывает механизм возврата сбережений граждан в Ощадбанке путем выпуска государственных ценных бумаг.

Ноу-хау Азарова

По словам Николая Яновича, сейчас разрабатывается механизм, согласно которому все задолженности относительно обесцененных сбережений граждан в Ощадбанке будут инвентаризованы и проиндексированы. «Когда выяснится вся сумма, тогда на эту сумму государство должно признать внутренний государственный долг и взять его на свой баланс долгов», - пояснил задумку правительства Азаров. На соответствующую сумму долгов должны быть выпущены государственные ценные бумаги - «те же, что в советские времена были».

Министр финансов прогнозирует, что срок погашения соответствующих ценных бумаг будет составлять 10-15 лет. Ежегодно на соответствующие цели в госбюджете должно предусматриваться 10-15 млрд. грн. «Эти ценные бумаги могут выходить на рынок, покупаться и продаваться свободно», - пояснил Азаров.

Таким образом, правительство намерено предложить действительно новую схему погашения задолженности перед украинцами их обесцененных вкладов. Напомним, раньше использовались два других способа возврата обесцененных вкладов: непосредственно деньгами через отделения Ощадбанка было выдано чуть менее 2,5 млрд. грн. и около 6 млрд. грн. - в виде списания задолженности граждан по коммунальным платежам.

История вопроса

Инфляция была и во времена СССР. Только об этом тогда не говорили. Особенно ощутимых размеров инфляционные процессы достигли в последние годы существования Советского Союза. За 1991 год индекс потребительских цен составил около 390%. Однако в первые годы независимости Украины инфляция достигла просто катастрофических масштабов. В 1992 году деньги обесценились в 20 раз, в 1993 году - в 100 раз, в 1994 году - еще в 5 раз. Эти годы назвали затем периодом галопирующей инфляции (или гиперинфляции).

Непосредственным виновником инфляции и в связи с этим утраты гражданами своих сбережений была тогдашняя власть. В последние годы советской власти это были правительства и парламент СССР, а также правящая Компартия. А во главе всего этого сложного механизма - Михаил Горбачев. Ответственность за обесценивание валюты в первые годы независимости Украины лежит на Верховной Раде, правительствах тех лет и прочих власть имущих. Это вовсе не значит, что власть каким-то образом присвоила себе сбережения населения. Нет, деньги просто пропали. Но ответственность за это лежит на тогдашнем руководстве государства.

Правители были виновны не только в развале экономики и финансовом кризисе. За ними числится еще один грех - обман своих граждан. Людям не объясняли ситуацию. Многие украинцы, особенно старшего поколения, понятно, не могли уследить за новыми экономическими веяниями. Некоторые даже продолжали нести часть своих зарплат и пенсий в банк - и в 1992 году, и в 1993. Мало того, в Украине был объявлен запрет на снятие собственных сбережений гражданами в «Ощадбанке» как антиинфляционная мера. Значит, для тех, кто разобрался в обстановке и хотел бы хоть частично спасти свои сбережения, вложив их в какой-то товар, уже не было даже такой возможности. При этом власть санкционировала работу станка, печатающего пустые деньги, раскручивающие инфляцию все больше и больше.

Естественно, когда инфляцию удалось более-менее обуздать - в 1996 году индекс потребительских цен равнялся лишь 139,7%, - не мог не встать вопрос о компенсации украинцам потерянных сбережений.

Корявые действия власти

Закон Украины «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины» был подписан Кучмой 21 ноября 1996 года (№537|96- ВР). В нем было предусмотрено, что «сбережения граждан восстанавливаются в соотношении 1 рубль сбережений на 1,05 гривны по состоянию на 1 октября 1996 года». Сумма компенсации, подлежащая компенсации по вкладам на 1 января 1992 года, получилась в размере 131,96 млрд. грн.

Таким образом, не учитывалась инфляция, скажем, 1991 года и более раннего периода. А ведь многие люди копили деньги на банковских счетах не один год. Это первый очевидный недостаток.

Кроме того, часть украинцев продолжала нести в Сберегательный банк свои деньги и в 1992 году, и в 1993 году. И эти деньги затем тоже обесценились если не в сотни, то в десятки раз. В упомянутом Законе предусмотрена норма о том, что компенсируются также денежные сбережения граждан Украины, размещенные в учреждениях Сберегательного банка Украины и бывшего «Укргосстраха». Но при условии, если они были сделаны с 1992 по 1994 год и находились на счетах Сберегательного банка Украины не менее одного полного календарного года в период 1992-1995 годов. Однако дальше деклараций дело не пошло - с того времени все правительства не комментируют данное положение и делают вид, будто его не существует вовсе.

Но еще более интересным является другой пункт закона, который гласит: «Дальнейшая компенсация сбережений граждан осуществляется при выдаче вкладов, страховых взносов, погашении ценных бумаг в соответствии с индексом инфляции». Как видим, говорится о необходимости индексации компенсаций, что соответствует и духу самого закона. Но об этой стороне проблемы украинские правительства до сих пор упорно помалкивали, называя цифру долга по обесцененным вкладам в 120-130 млрд. грн., что уже давно не соответствует действительности.

Реальный долг - 450 миллиардов!

Правительство начало выплачивать небольшие суммы, начиная с 1997 года. До 2002 года частичные выплаты предназначались только для инвалидов, стариков и их наследников. На всё про всё за первые пять лет было потрачено 457 миллионов гривен. Затем компенсации коснулись уже всех граждан, но только по 50 гривен с одного банковского счета (что, кстати, тоже не кажется справедливым - у одного человека единственный счет, у другого 5 счетов на такую же сумму). В последние годы госбюджетами предусматривалось по 500-600 миллионов гривен на компенсации сбережений граждан. А в 2005 и 2006 годах действовала еще и форма компенсации, связанная со списанием задолженности граждан по коммунальным платежам.

Таким образом, долг перед вкладчиками Ощадбанка сократился, вроде бы, до 120 млрд. грн. Однако это не так. Требуется оценить еще прибавку долга за счет индексации, которая предусмотрена законом и о которой сейчас «вспомнил» Николай Азаров.

За три последних месяца 1996 года (после вступления в действие закона о компенсациях) индекс потребительских цен составил 103,6%. С начала 1997 года по 1 января 2007 года потребительские цены выросли в Украине в 3,12 раза. Если принять инфляцию по итогам нынешнего года в 10% (меньше будет вряд ли), то выходит, что за период с 1 октября 1996 года гривна обесценилась в 3,56 раза. И, следовательно, долг государства по обесцененным вкладам в Сбербанк СССР достигнет на 1 января 2008 года порядка 450 млрд. грн.

Кроме того, при инфляции в будущем на уровне 10%, долг в следующем году вырастет еще на 45 млрд. грн., в 2009 году - на 50 млрд., и так далее. Ситуация тупиковая. И в связи с этим странно слышать от Азарова о планах погашать в год только по 10-15 млрд. грн.

«Находчивое» решение

Однако первый вице-премьер сделал акцент на еще одном моменте - на проведении «инвентаризации». Надо сказать, что эта идея позаимствована нынешним правительством у своих предшественников. О ней всерьез заговорили в 2006 году тогдашние премьер-министр Ехануров и глава Ощадбанка Морозов. Речь идет о технологии «актуализации» списков претендентов на компенсацию вкладов.

Гражданам Украины будет предложено явиться в отделения банка со сберкнижками и прочими необходимыми документами и подтвердить свое право на компенсацию. Расчет правительства прост: многие украинцы давным-давно потеряли эти книжки или даже выбросили их, считая ненужным хламом. Ведь люди за 11 лет сумели убедиться, что власть не собирается всерьез рассчитываться по этому долгу. А немало будет и таких, которые просто не захотят морочить себе голову очередной бюрократической волокитой, имея на счетах 1-2 тыс. рублей (а таких вкладчиков в СССР было подавляющее большинство). Тем более что им предлагаются не деньги, а очередные «бумажки» - ценные бумаги с неопределенным сроком их выкупа государством.

И если данная процедура правительством будет затеяна, то вполне может статься, что в Ощадбанк придет не так уж много людей. В результате такой «инвентаризации» и на самом деле может оказаться, что государственный долг перед вкладчиками не только не вырастет за счет индексации, а еще и существенно сократится - скажем, до 20-40 млрд. грн. О чем правительство, надо полагать, и мечтает.

Нетрудно себе представить, что произойдет дальше. Многие украинцы захотят как можно быстрее получить хоть какие-то «живые» деньги и начнут продавать свои бумаги по любым ценам. Котировки этих ценных бумаг моментально обвалятся. Люди получат, соответственно, копейки, а нагреет на этом руки - но чуть попозже - небольшая группа финансовых ловкачей.

* * *

На этом неприятная для украинских властей тема будет окончательно закрыта. Но, может быть, это и к лучшему. Ведь деньги для компенсаций обесцененных вкладов правительство берет не из космоса, а из государственной казны. По сути, возврат вкладчикам Сбербанка делается за счет самого народа. Причем с каждым годом в Украине налогоплательщиками становится все большее число молодых людей, не имеющих никакого отношения к банковским вкладам времен СССР. Для них лучше, чтобы бюджетные средства тратились на увеличение детских пособий, на компенсации ипотечных кредитов для молодых семей, на создание новых рабочих мест и т. д. А ведь государственный бюджет не безразмерный…