Капитан «летучего голландца»
18.05.2006 15:59
И если тебе поверят, мифические деньги вполне могут притянуть реальную звонкую монету. А для того, чтобы тебе поверили, нужно иметь размах мысли и планов громадье, дабы от рисуемых перспектив спирало зоб у потенциальных претендентов на «развод». Хотите примеров? «Их есть у нас» с избытком, но, наверное, самый сегодня показательный «бизнесмен на доверии» — Константин Жеваго.

За последние год-полтора им были надуты как минимум два «мыльных пузыря» — «Ворскласталь» и Донузлавский транспортный терминал. Появление обоих проектов сопровождалось газетной шумихой, широкомасштабными прогнозами и обещаниями, которые по мере обрастания деталями и подробностями тускнели и истончались, неотвратимо приближаясь к логическому концу. Однако мало кто знает, почему К. Жеваго, внешне выглядящий вполне успешным и удачливым бизнесменом, был вынужден заняться сомнительными прожектами.

Реконструкция последовательности событий позволяет сделать вывод, что его корабль получил две серьезные пробоины.

Во-первых, Константину Валентиновичу не повезло с кандидатом в Президенты, что привело к серьезным проблемам подконтрольных структур с новым режимом. А отвечать, видимо, было за что, так как (если верить просочившейся в СМИ информации) именно жевагинские грузовики с песком можно было обнаружить в разных уголках Киева накануне первого и второго тура голосований в позапрошлом году. Затем последовала неосмотрительная полемика с премьером Тимошенко, последствия которой, видимо, долго икались г-ну Жеваго на водах за рубежом. Судя по тому, что в результате ему (и не одному) удалось пройти в ВР именно по спискам БЮТ, противоречия были улажены. Но кто скажет, какой оказалась итоговая цена прощения?

Во-вторых, весьма болезненный удар был получен Константином Валентиновичем в судебном споре за «Лугансктепловоз». Дело, уходящее корнями еще в 2000 год, было с треском проиграно в Апелляционном суде г. Киева. И ущерб был далеко не только моральный. Хотя и этот аспект не стоит сбрасывать со счетов, так как в этом свете откровенной издевкой выглядит звание лучшего инвестора 2005 года, присужденное Жеваго одним из уважаемых бизнес-изданий как раз за победу в споре за луганское предприятие. Тот, кто доходил в судебных спорах до Верховного Суда, знает о том, чего это может стоить, а КЖ проигрывал в ВС дважды и тем не менее умудрялся заново запускать судебную канитель.

Однако не эти две пробоины превратили Жеваго в капитана «летучего голландца». Имея под рукой стабильно работающий банк, коим, безусловно, является «Финансы и кредит», можно пережить и не такие неудачи. Но вся загвоздка как раз в том, что, судя по всему, Константину Валентиновичу попросту закрыли кредитную линию в банке, который, по сути, является его родным детищем. Причина? В свете вышесказанного, причина может быть только одной — банкирам надоело финансировать сомнительные предприятия своего создателя.

Именно этот отказ, по всей видимости, и стал катализатором в продуцировании проектов, вызывающих недоуменное пожимание плечами у специалистов и бурные протесты общественности. И если идея строительства металлургического предприятия в Полтавской области хотя бы имела видимость экономической целесообразности (все-таки под боком находится подконтрольный горно-обогатительный комбинат), то транспортный терминал в Донузлавском заливе даже внешне напоминает «утопию». Транспортные суда водоизмещением порядка 175 000 тонн в заливе, который значительно мельче Азовского моря. Крымские железные дороги, работающие на грани в курортный сезон пропускной способности. Необходимость возведения нового города на месте строительства терминала. И все это в условиях отсутствия элементарных экономических расчетов стоимости проекта, о чем откровенно заявляет даже Д. Смелт — руководитель департамента корпоративных коммуникаций компании «Феррэкспо» (один из акционеров Полтавского ГОКа).

На таком фантасмагорическом фоне меркнут даже коррекции, которые вносит жизнь в планы превращения Полтавщины в еще один металлургический центр Украины. Поначалу оказывается, что потенциальные инвесторы из Индии, якобы готовые вложиться в перспективный объект, являются всего лишь советниками посольства, не имеющими ни статуса, ни полномочий для подобных переговоров. А после и вовсе объявляется о переносе строительной площадки из Полтавской области в… Венгрию. Объяснение, как всегда, исчерпывающее — у венгров газ для промышленных предприятий дешевле.

Даже поверхностный анализ этих двух, казалось бы, совершенно разных проектов позволяет увидеть некоторые общие черты, превращающие их в «сиамских близнецов». Первое — это их «перспективность», ни одно из начинаний не рассчитано на ближнюю перспективу. Второе, несмотря на молчание самого К. Жеваго относительно стоимости проектов, покопавшись в печатных изданиях, можно найти их ориентировочную стоимость, озвученную независимыми специалистам. И знаете что? Она совпадает — 300 миллионов «иностранных тугриков». И, наконец, третье, уж больно эти предприятия напоминают кампанию по созданию КЖ имиджа крутого инвестора.

Последним мазком, который достойно дополнит нарисованную картину, может стать цена, за которую Константин Валентинович собирается продать 25%-й пакет акций банка «Финансы и кредит». Если она нарисуется в районе все тех же 300 миллионов, мы четко узнаем размер текущего дефицита г-на Жеваго. Правда, для этого ему еще нужно преодолеть сопротивление самих банкиров, которые, если верить слухам, отнюдь не воодушевлены очередной идеей своего партнера.

Однако общий прогноз (и он же диагноз), наверное, все же очевиден — победа К. Жеваго на инвестиционном поприще в номинации «Капитан летучего голландца». Потому как только на таком судне и в таком качестве можно свободно перемещаться от одного воздушного замка к другому, перевозя потенциальных претендентов на «развод»…