…готовы к полной волатильности (статистический показатель, характеризующий тенденцию рыночной цены, изменчивость - авт.)» – в этой фразе, сказанной не так давно бывшим и, надеюсь, будущим министром экономики Арсением Яценюком, отразилась вся шаткость положения гривны.
Может быть, Совет Нацбанка более осведомлен о ближайшем будущем гривны? Очень может быть. Любопытный проговор получился у зампредседателя НБУ пана Савченкова в одном из последних интервью: «Нацбанк не может постоянно брать на себя курсовые риски (Конгениально! А кто же должен их брать? Не НБУ, а какое-то товарищество свободных художников – авт.)… Мы предупреждаем всех: думайте о рисках… Будьте готовы к тому, что и гривна может как девальвировать, так и ревальвировать». В общем, как в песне поется: «Думайте сами, решайте сами: иметь или не иметь». А ежели что приключится, то вас предупреждали, что все может случиться. Стихия рынка, понимаешь.
Впрямь не НБУ, а казино какое-то. Если продуетесь, то мы вам и не гарантировали того, что вам попрет фишка. Ну а НБУ, надо полагать, на «зеро» свое все одно отыграет.
В украинской экономике с некоторых пор утвердился очень любопытный принцип прогнозирования. Все уполномоченные по рогам и копытам нашего хозяйства рассуждают примерно в таком ключе: «Положение и впрямь не ахти, но мы думали, что будет еще хуже. И если сложится, то, глядишь, год проживем без особых катаклизмов».
Попробуй понять, что нас ждет в ближайшей перспективе. Но так хочется надеяться, что лимит на передряги Украина уже исчерпала.
Экономика державы демонстрирует, что она имеет желание и возможности к росту, невзирая на головокружение оранжевой власти от политических успехов (еще бы головкам не закружиться, так сумели развести половину народа, в них поверивших, а о другую половину вытереть ноги).
Четырехмесячный таймаут, вызванный битвой вновь избранных за кресла, только дал возможность передохнуть экономике от энергичных волевых действий власть имущих. Но таймаут подходит к концу. Тимошенко и Ко ерзают от нетерпения заняться рукосуйством. Уже звучат зажигательные речи в стиле Адама Козлевича – «Эх прокачу!».
Страна показала кошачью живучесть, невзирая на безбашенность правителей. Рост реального ВВП за январь-май составил 4 %. Промпроизводство выросло на 2,4 %. Индекс потребительских цен за полгода уложился в 2,9 %. Размер золотовалютного загашника – около $17 млрд. Наши 5 - 7 млн. заробитчан якорем весом не менее в $ 5 - 6 млрд. ежегодных вспомоществлений в экономику (в основном в сферу услуг) удерживают на приколе валютный рынок от волн, которые все пытаются поднять «оранжевые» реформаторы. Заробитчанство, эта палочка-выручалочка в среднесрочной перспективе, и дальше будет выступать стабилизирующим фактором, по крайней мере, для нацвалюты. То, что трудовая эмиграция в конечном итоге – минус для развития экономики (уже ощущается дефицит квалифицированной рабочей силы на внутреннем рынке) по большому и малому счету никого не колышет. Страна живет от бюджета до бюджета.
Однако кризисные явления в экономике накапливаются. О неизбежном повышении цен на газ во втором полугодии можно с большой долей уверенности говорить как о свершившемся факте. Туркменбаши стоит глыбой на новых ценах – $100 за 1 тыс. куб. м на границе с Узбекистаном. Январское повышение цен с $50 до $95 заставило правительство с мая по июль поднять цены на газ для населения в 2,3 раза. Страшно подумать, почем нам станется метан зимой, когда его цена на границе с Украиной, без «Нафтогазовской» маржи, будет $130 - 140 за 1 тыс. куб. м. Правда, зампред НБУ Александр Савченко уверяет: «Даже если цены повысятся еще 20 - 30%, экономика Украины этого не заметит(!), и на инфляции, и на курсе этот шок отразится в пределах 1%». Не будем комментировать казацкое шапкозакидательство вельмишановного пана. Для него вздорожание, в конечном итоге, «коммуналки» в 2,5 раза – мелочь пузатая, пан мыслит исключительно глобальными категориями. А ребята из Госкомстата утрамбуют это повышение в общий рост инфляции на 1%. С них станется.
Тревожное положение складывается в обрабатывающей промышленности. Валовая добавленная стоимость за пять месяцев по сравнению с прошлым годом снизилась на 0,5%. Нет надобности напоминать, что обрабатывающая промышленность – стержень индустриальной экономики, в основном в ней задействованы хай-теки, она выдает потребителю продукцию с высокой добавленной стоимостью. Запас прочности ценовой конкурентоспособности промышленности в целом, ввиду резкого повышения цен на энергоносители, приближается к абсолютному нулю.
Ревальвация гривны на 4,8% в 2005 году помогла сбить на 2 - 3% инфляцию. Официально инфляция зафиксировалась на отметке 10,3%. Правительство для удовлетворения внутреннего спроса, простимулированного экономически необоснованным ростом социальных выплат, ввиду недостаточности внутренних возможностей, обратилось за помощью к импорту. Были снижены таможенные тарифы на многие товары. Результат не замедлил сказаться. В 2005 году, впервые за последние несколько лет, торговое сальдо стало отрицательным. Как ни изощрялось ведомство мудрого Пинзеника, жонглируя цифрами, все равно в прошлом году страна получила превышение импорта над экспортом порядка 1 млрд. долл.
Тенденция роста отрицательного сальдо продолжилась и в этом году. За четыре месяца имеем минус $2,1 млрд. К концу года выйдем на рубеж $8 млрд.! Страна становится импортозависимой. Резкое ухудшение платежного баланса ведет к ослаблению позиции нацвалюты. Для баланса золотовалютные резервы державы должны быть, как минимум, на уровне полугодового импорта – $20 млрд. Набрать этот минимальный запас прочности будет сложно, тем более в условиях опережающего роста импорта над экспортом. Заробитчанские долларовые вливания не имеют тенденцию к увеличению. Их размер уже несколько лет колеблется подле отметки 6 млрд. долл. А тут еще на всех парах страна несется в объятия ВТО.
Возможны только два стабилизирующих фактора экономики в штормящем море национального недоразвитого капитализма. Либо цены, либо курс нацвалюты. Крепко ухватиться за цены мы по объективным причинам теперь уже не можем. Цены на энергоносители, а они фундамент ценообразования, от нас, с некоторых пор, не зависят. Остается курс.
Долларизация экономики продолжается. С начала года простой люд, «себя от холода страхуя», стал больше вкладывать свободные средства в валюту, а не гривневые депозиты. Коммерческие банки держат нос по ветру и отдают предпочтение валютному кредитованию. Соответственно, в условиях стагнации экономики растут и валютные риски. Если шарахнут по курсу доллара, то народонаселение окажется в очередной раз с носом. Нивелировать риски «пересiчний» украинец не сможет, т.к. получает доходы в «мазепинках», а не баксах. Это уже было в 1993-1996 гг. и в 1998 году. Напомню, тогда за финансовую стабильность в державе отвечал просвещенный реформатор Виктор Андреевич Ющенко. Опыт валить рынок накоплен колоссальный. Рука не дрогнет. А все свернут на происки внешних врагов. Раньше так и было.
С другой стороны, укрепление сверх меры гривны – это еще и удар по нашим славным металлистам – донорам бюджета. Причем удар в тот момент, когда они пытаются хоть как-то переварить «государственный менеджмент» триады Ющенко - Тимошенко - Ивченко. Цитата из Еханурова от 22 мая 2006 года: «Давайте скажем большое «спасибо» авторам идеи ревальвации гривны, которая произошла ровно год назад. Естественно, что сейчас мы начинаем пожинать плоды этого решения». Только к июню в ГКМ приостановилось падение производства. А впереди новые цены на голубое топливо имени Туркменбаши. Предел ревальвации, о котором судачат наши экспортеры, находится на уровне 4,9 грн./1 долл. Опускание курса ниже этой ватерлинии может привести к капуту металлургии. Хотя кажется, что металлисты чуток сгущают краски. Но с другой стороны, всему же есть предел.
Представляется, что НБУ, опуская доллар, эмпирически пытается нащупывать лимит. Вообще надо четко усвоить нехитрый постулат, что экономически необоснованная ревальвация нацвалюты есть мероприятие в поддержку иностранного товаропроизводителя за наш счет и без нашего одобрямса. Разумеется, главный риск, подталкивающий гривну к девальвации, – цены на энергоносители. Однако, по мнению стратегов Нацбанка, присутствует важный фактор, уравновешивающий этот риск – недооцененность гривны. Начальник НБУ, помнится, еще год назад называл «истинную» цену гривны – 3,5 грн./USD. Однако наверняка, стань наши дензнаки толщиной согласно воззрениям главного банкира, наш экспорт мгновенно влетит в дупу. Если ревальвация прошлого года всего на 4,8% обнулила рост металлургического комплекса, то можно представить последствия 40% укрепления гривны.
В основах денежно-кредитной политики на 2007 год НБУ прогнозирует валютный коридор – 4,95 - 5,25 грн./USD. Т.е. флуктуация гривны в пределах 6%. Вот здесь имеется возможность приработка для осведомленных о точных датах ревальвации и девальвации гривны. Ведь сказано ясно зампредом НБУ: «Будьте готовы к тому, что и гривна может как девальвировать, так и ревальвировать».
Здесь подробнее. Не выходят из памяти ющенковские манипуляции с курсом осенью 1996 года. То была образцовая операция по увеличению первичного капитала прямо из воздуха. Кто помнит, в сентябре означенного года проводилась денежная реформа. Менялись фантики-карбованцы на новую нацвалюту – гривну. Объявили торжественно, что обмен будет проводиться без ограничений по курсу 100 тыс. карбованцев = 1 грн. Рыночный курс доллара к тому времени сложился примерно $1=220 тыс. карб. А значит за 1 грн. должны были давать $0,455 (220 тыс. карб.= 2,2 грн.= $1/2,2 грн.= $0,455), если бы государство блюло правила честной игры. Но неожиданно методом жесточайших ограничений на торгах УМВБ в день Х доллар злоумышленно лягнули, и он подпрыгнул на 25%, до $1 = 1,76 грн., т.е. 1 грн. = $0,568. И для тех, кто был осведомлен о часе «истины» (начало обмена), получилась грамотная гобсековская цепочка получения навара прямо из атмосферы: $1 = 220 тыс. карб. = 2,2 грн.= 2,2х0,568 = $1,250. То бишь на одном миллионе баксов «добрые люди» калымили 250 тыс. долл. Чтобы я так жил! Но увы, ни я, ни вы, панове, так жить не будете.
Я так подробно остановился на «сравнительно честном» способе заработка от НБУ, чтобы напомнить, что выигрывает только тот, кто в курсе решений НБУ-шных мудрецов. А число этих счастливчиков строго дозировано. Население никогда не просветят точной датой ревальвации и девальвации гривны и бухгалтерскими величинами этих деяний. Рядовому украинцу лучше не впрягаться в банковские игры с курсом еще и потому, что именно «биомасса» своими порывами сбить копейку на колебаниях курса создает капитал для особ, приближенных к НБУ. В этом весь цимес – мероприятия по рукотворной ревальвации и девальвации.
Главное для рядового владельца валютных вкладов – сохранять спокойствие, бодрость духа и не поддаваться панике. Доллар – он и в Африке доллар.
06.07.2006 16:36