По состоянию на 1 июня 2006 года обязательства банков Украины увеличились на 12,3 % и составили 211,5 млрд. грн., в т.ч. нерезиденты – 16,7%. Увеличение осуществилось, в основном, за счет увеличения вкладов населения – на 8,4 млрд. грн. (+ 11,5%), вкладов и кредитов других банков – на 5,4 млрд. грн. (+ 19,4%). В целом, в структуре обязательств основное место занимают вклады и кредиты других банков – 15,6%; средства юридических лиц – 30,2%; средства населения – 38,2%.
У населения банки привлекали в основном срочные средства – 62,5 млрд. грн. (77,4%), тогда как средства до востребования составили 18,3 млрд. грн. (22,6%). Вклады в национальной и иностранной валютах разделились примерно 50/50.
В целом, активы увеличились на 12,1% и составили на 01.06.2006 года 239,9 млрд. грн. Нерезиденты «накосили» 6% от общих активов. Увеличение общих активов состоялось за счет кредитования – на 30,7 млрд. грн. (+ 19,6%), из них: юридическим лицам – на 15,3 млрд. грн. (+ 14,1%), кредитов населению – на 12 млрд. грн. (+ 36%). Банки на 75% активов занимаются кредитованием и только на 5% «лезут» в акции. Такая структура говорит только про слабость украинского фондового рынка.
За 5 месяцев года прибыль банков составила 1,6 млрд. грн. (рост в 2,2 раза). Сравнительно с соответствующим периодом минувшего года доходы банков увеличились на 4,9 млрд. грн. (+ 50,8%) и составили 14,6 млрд. грн. При этом затраты увеличились на 4 млрд. грн. (+ 45,4%) и составили 13 млрд. грн. Стало быть, у банкиров есть неплохой зазор для увеличения своих затрат…
Доходы банков в марте были обусловлены объемами потребительских кредитов. Средняя сумма на душу населения в Украине составляет приблизительно $200 - 500, тогда как в странах Восточной Европы этот показатель в несколько раз выше. Других существенных источников доходов у банков за последнее время не появилось. Рынок корпоративных клиентов, наоборот, теряет свою привлекательность. Это происходит из-за стагнации многих производств и снижения кредитоспособности средних и крупных компаний. По крайней мере, за последние четыре года объем потребительского кредитования в России вырос в 15 раз – на конец 2005 года россияне набрали кредитов почти на 1 трлн. рублей (более 3 млрд. долл.).
Тенденции банковского рынка в 1-м квартале оставались неизменными (по отношению к другим временным периодам):
Весной банковский рынок в некоторой мере замирал в ожидании результатов выборов, он развивался куда более динамично, нежели сектор услуг и реальная экономика.
То, что с 10 июня 2006 года размер учетной ставки установлен на уровне 8,5% годовых (ранее 9,5%) и при уровне инфляции с начала года – 102,8% (в т.ч. в мае – 100,5%), дает повод для прогнозирования уровня финансовой стабильности и в дальнейшем.
Местные банкиры практически не выражают свою обеспокоенность по поводу засилья «иностранцев». Довыборные и уже прошедшие страсти практически никак не отразились на украинских банках. Гораздо больше негативов приносит нестабильность на отдельных рынках. Особенно тут следует отметить рынок недвижимости – неурегулированность земельных вопросов, смена местных властей (что часто приводит к смене приоритетов, в частности, жилищного строительства) и скандалы а-ля «Элита-Центр». Это все накладывает отпечаток на ипотечную политику банков.
Развитие банковской системы проходит вне политических баталий. Банки продают: как и немного оппозиционный Пинчук (АКБ «Укрсоцбанк») банку Intesa, так и Порошенко свой банк «Мрія» «слил» «Внешторгбанку» России. Последний факт немного нелогичен, так как бизнес-империя Петра Алексеевича весьма велика и требует наличия подконтрольного банка.
С другой стороны, бизнес «кошелька» Партии регионов – Рината Ахметова – имеет стойкое направление на рост. Возможно слияние активов «Донгорбанка» и ПУМБа; управление всеми активами «Систем Кэпитал Менеджмент» из одной «будки» и просто амбициозные финансовые планы свидетельствуют, что «донецкие» выиграли выборы не только на электоральном поле. Не менее уверенно чувствует себя «Укргазбанк» лидера киевской ячейки «регионалов» Василия Горбаля.
Роль России в покупке украинских банковских активов значительно преувеличивают. Дело не в интересах, дело в суммах, которое платятся за банки (хотя Банк Москвы уже точит когти на украинского клиента). Пока украинскими банками интересуются, в основном, крупнейшие банки России, но они не хотят платить некий роялти за имидж и региональную сеть банка, тем более украинские олигархи не всегда желают расставаться со своими любимыми «игрушками».
После произошедших во власти перемен будет происходить передел клиентского рынка в части крупных корпоративных клиентов, в т.ч. естественных монополий. Созданный конгломерат из государственных «Сбербанка» и «Укрэксимбанка» будет финансировать крупные корпоративные и стратегически важные проекты (капитализация оных постановлением Кабмина выросла на 19 млн. грн. до 722 млн. грн. и на 174 млн. грн. до 918 млн. гривен соответственно).
То, что на рынок Украины путем покупки «НРБ-Украина» (российская группа «НРБ», похоже, всерьез собралась из Украины «на выход с вещами») «Сбербанка» России, очевидно, смутило их украинских одноименных коллег, и посему пошли слухи о переименовании «Сбербанка» во что-то вроде «Банка народных сбережений». Тем более, украинский «Сбербанк» собирается потеснить конкурентов на рынке ипотеки и прочих услуг населению. Осталось только доказать, что возможное новое название банка – это старый и хорошо знакомый «Сбербанк», и привлечь клиентуру, которой от банка нужно что-то большее, нежели оплата коммунальных платежей.
Самым настырным покупателем на украинском банковском рынке стал венгерский банк ОTP Bank, который активно пиарил любое свое действие, что немного удивляет, так как общеизвестно, что «деньги любят тишину». Договор о продаже АКБ «Райффайзенбанк Украина» венгерскому ОTP Bank подписан в конце мая за 650 млн. евро. Собственно самой группе «Raiffeisen» два банка, работающие иногда на конкурентных рынках, вовсе ни к чему (только зарплаты у персонала банков существенно отличаются). Напомним, что в прошлом году «Raiffeisen» купил 93,5% акций второго по размерам активов в Украине банка «Аваль» за $1,028 млрд. Собственно сам «Raiffeisen» подгонял потенциальных покупателей активней вести переговоры. Правда, что было бы в случае неудачи в переговорах, не уточнялось. Предположительно, что… ничего. А пока французский Credit Agricole за $260 млн. прикупил 98% акций украинского «Индэкс-Банка».
Банковские эксперты считают цену покупок немного завышенной, причиной чего является конкуренция иностранных инвесторов в украинском банковском секторе. Можно предполагать, что более частыми станут факты продаж не банковских учреждений целиком, а неких миноритарных пакетов акций. По крайней мере, эту тенденцию можно наблюдать на примерах «Родовід-Банка» и харьковского «Мега-банка».
Украинских олигархов, чьи банки были бы наверняка интересны инвесторам, можно пересчитать по пальцам. При этом обеспечение дохода на небольшие пакеты акций имеет право на жизнь. Напомним, что ранее о возможности привлечения иностранных инвесторов заявляли банки «Мрія» (продан контрольный пакет), «Брокбизнесбанк» (поговаривают о возможной его продаже крупному российскому банку, на первом этапе – 10-15% и затем постепенно увеличивать), «Крещатик» (после смены киевской власти судьба этого «карманного» банка А. Омельченко в руках нового мэра Л. Черновецкого), «Укргазбанк». При развитии фондового рынка через пару лет можно получить неплохой доход за счет роста стоимости активов. До конца 2006 года сделки по приобретению будут затрагивать банки из тридцатки рейтинга АУБ, но дальше их количество… начнет существенно сокращаться.
С другой стороны, доля рынка даже самых крупных частных банков, ведущих агрессивную политику на розничном рынке, в редком случае превышает 5% в каждом сегменте, в то время как банк, контролирующий менее 10% рынка, иностранных инвесторов интересует заметно меньше.
Сколько средств «новый» «Аваль» вложит в репозиционирование (ребрендинг), неизвестно, но суммы рекламных бюджетов должны, по логике, вырасти. Количество вакансий в головном офисе обновленного «Аваля» несколько поражает, хотя с другой – все закономерно: часть менеджеров перешла в «Престиж», часть разбежалась, не ожидая ничего хорошего от реструктуризации. Собственно, не один «Аваль» сейчас страдает резким обновлением кадров.
Для удержания на плаву банки вынуждены создавать инфраструктуру с длительным сроком окупаемости – многочисленные филиалы, сети обслуживания пластиковых карт и подобные затратные вещи. Стоимость одного банкомата составляет примерно $20 тыс., стоимость открытия отделения существенно варьируется в зависимости от места и условий открытия. Открытие в центре города столь популярных сейчас финансовых супермаркетов может дотягивать до $500 тыс. Именно слабая банкоматно-филиальная сеть стала причиной, что «Укрзалізниця» собралась перевести свой зарплатный проект с экс-карманного банка Георгия Кирпы в «Приватбанк» (который многие критикуют по поводу и без оного, но все «до печки»). Был скандал и суд, но, похоже, что «Укрзалізницю» вряд ли переубедят.
Существующие западные банки отчасти вовсе не работают с частными клиентами, отчасти предлагают более интересные, отчасти менее, условия. Снижение кредитных ставок не может не радовать тех, кто привлекает банковские кредиты и… не может не огорчать тех, кто имеет свободные средства и хочет положить их на банковский депозит. Частичным выходом для банковских вкладчиков является вложение средств в инвестиционные фонды, что более рискованно, но предполагает доход выше, чем по банковским вкладам.