…директора крупных производственных объединений и прочие народные выдвиженцы помельче дружною толпою перекочевали в Верховную Раду. Представители электората устремились в ВР, как на уборку богатого урожая. И так как все эти слуги народа амбициозны до нитевидного пульса, а новая политическая конструкция, которую определила конституционная реформа, перераспределяет щедрый кусок властного одеяла на «радистов», то и случилось неотвратимое – Верховная Рада эволюционировала до состояния казацкого круга, шумного, безалаберного и безответственного. А Гарант мимикрировал до состояния кошевого атамана из «Тараса Бульбы», уполномоченного разве что произносить: «А я, пожалуй, я рад, я слуга вашей воли».
Казалось бы, страна адаптировалась к нашему Верховному курултаю, драчливому, говорливому и прожорливому. Переварила служивых вместе с их зарплатами. Хотя годовая стоимость (зарплата со всеми прогонными и надбавками) одного нардепа для кошелька «пересичного» украинца ощутима – 400 тыс. грн., а вместе они вычитывают из наших заработков 0,563 млрд. грн. Есть еще Президент с многочисленной челядью (аппарат Государственного управления делами съедает более 400 млн. грн.), Кабмин с десятками министерств (только на руководство и управление деятельностью одного Министерства внутренних дел уплывает из наших карманов более 42 млн. грн.) и прочая «заглотная» надстройка.
Мы живем сами по себе, власти сами по себе. Даже в отсутствие управляющих экономика продолжает худо-бедно функционировать. Но долго так продолжаться не может. Кто-то же должен принимать ответственные решения. Сами собой проблемы не рассосутся. Они могут откладываться до поры до времени, в конечном итоге снежной лавиной усугубляя накопившиеся проблемы. Важно не сиюминутное состояние дел, которое, кстати, в Украине пока терпимо, даже рост ВВП за полгода оказался чуть выше статистической погрешности – 2,4%, а тенденция к развалу экономики.
Как гробят промышленность неисполнением или скверным исполнением своих обязанностей, хорошо видно на конкретном примере – Северодонецком химкомбинате, с конца 2004 года преобразованном в ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот».
«Азот» - градообразующее предприятие. Вклад его в бюджет города решающий. Из 76,4 млн. грн. доходной части общего городского бюджета доля химкомбината составляет 38%. Если кердыкнется «Азот» - через пяток лет с карты Украины исчезнет крупный индустриальный центр, а вместо него появится пгт. вроде какой-нибудь Чмаровки.
Город, хоть и признан одним из десяти наиболее благополучных городов Украины, сейчас совершенно далек от того качества, в котором он пребывал до 1991 года. Сами северодончане, которые хорошо помнят Северодонецк 1980-х годов, говорят, что город захирел неимоверно. Закрылись и впоследствии разграблены до последнего винтика такие флагманы промышленности Советского Союза, как завод Сопротивлений, Приборостроительный завод, дававшие работу 12 тысячам горожан. Да и численность работающих на самом «Азоте» уменьшилась с 16 тысяч до 11 тысяч. В ноябре прошлого года 2-3 недели полихорадило во время запуска отопительного сезона, но власти сумели до декабря аврально залатать фонтанирующие трубы. Бог миловал, участь Алчевска миновала Северодонецк. Но теплотрассы, которым более 30 лет, при сроке службы 15 лет, могут в любой момент сделать из города химиков Новый Орлеан.
Население 125-тысячного города (в 1989 году было более 150 тысяч) ежегодно уменьшается на 1%. Смертность превышает рождаемость более чем в два раза. Одно и радует, говорят сами горожане: если наш город считают успешным, значит, в других местах еще хуже.
Тенденцию к ухудшению положения дел на «Азоте» руководство почувствовало еще в марте, когда начали сказываться на рентабельности цены на газ имени Ющенко-Ивченко. Метан – основное сырье, и в себестоимости продукции его доля доходит до 80%. Стоимость газа у заводской задвижки не $95 за 1 тыс. кубов, как радостно хлопал себе по ляжкам нафтогазовский командир, а более $110. Вместо планируемой в 1-м квартале чистой прибыли в 50 млн. грн. едва наскребли 13,8 млн. Рентабельность, и без того мизерная – 8,6% (по крайней мере, с такой рентабельностью о техперевооружении и энергосберегающих технологиях не может быть и речи), сжалась до 2,4%. Газ, который рачительные комбинатовцы закупили по старым ценам и закачали впрок в газохранилища еще в декабре 2005 года, теперь не могут поднять из хранилищ. «Нафтогаз» в условиях образцово творимой анархии провалил планы по закачке природного газа в подземные закрома, потому показывает «Азоту» державный кукиш. Жаловаться некому. Одних уж нет, а те – далече.
По устоявшейся традиции государства-кидалы возврат НДС на поставку газа (его, кстати, тоже ввели задним числом с 1 января сего года) стал проблемой для азотовцев. За май и июнь государство из 65 млн. грн., заявленных к возмещению, не перечислило ни копейки. Общий долг государства по НДС уже перевалил за 120 млн. грн. И управы за чинимый областными фискалами беспредел найти не у кого. До этих ли мелочей, когда идут схватки боевые, с элементами шизофрении, за хлебные места у кормил власти?
Руководство комбинатом стало всерьез задумываться о переносе головного офиса из Северодонецка в Киев. Прецедент уже имеет место. Полтора года назад «Линос» – крупнейший в Украине лисичанский НПЗ, зарегистрировался как налогоплательщик в Киеве. От подобной налоговой рокировки город-сосед Северодонецка Лисичанск стремительно приходит в упадок.
Положение химкомбината ухудшается прямо на глазах. Даже 65-летний юбилей «Азота» провели на удивление скромно, без помпезных излишеств, хотя до этого в День Химика в конце мая ежегодно устраивали торжества, напоминающие народные гуляния эпохи расцвета Римской империи.
А тут еще как назло с апреля мировая конъюнктура на аммиачную селитру демонстрирует нисходящую динамику. За март-май цены на аммиак на мировых биржах снизились с $270 за тонну до $200. «Азот» уже в апреле стал нести убытки до $20 на одной тонне. Тенденция цен остается неблагоприятной. Аналогичная ситуация и с другой топ-продукцией – карбамидом.
В 3-й квартал «Азот» вкатывается уже с отрицательной рентабельностью и с отрицательным сальдо. Комбинатовские экономисты прогнозируют, что в 3-м квартале отрицательный баланс составит не менее 25 млн. грн.
Комбинат может еще маневрировать схемами с использованием давальческого сырья, но для этого кто-то наверху должен решать межгосударственные вопросы транспортировки.
Минимизация потерь от государственного менеджмента, творимого «оранжевыми» (извините, господа-болельщики «оранжевой» команды, но формально они находятся у власти, с них и спрос), естественно, пойдет по пути сворачивания программ по модернизации производства, замораживания зарплаты, сворачивания нерентабельных производств, увольнения работников.
Президентско-парламентская анархия – вещь увлекательная, но нельзя же доводить идею до абсурда. Помнится, даже у батьки Махно – анархиста-практика, - при всем его неприятии государства, был все же порядок. Случалось, Нестор Иванович, если чего не выполнялось, отводил за гумно своих неисполнительных соратников и пускал их в расход. Анархия анархией, но дисциплина должна соблюдаться, иначе это уже не анархия – мать порядка, а бардак – бессмысленный и беспощадный.
19.07.2006 12:58