…более-менее стабильной жизни. Что ждет украинскую экономику в ближайшем будущем – об этом в эксклюзивном интервью From-UA рассказал старший научный сотрудник Института экономики и прогнозирования НАН Украины, кандидат экономических наук Александр Кошик.
From-UA: – Александр Митрофанович, как бы Вы в целом охарактеризовали состояние экономики Украины на сегодняшний день?
А. Кошик: – Ситуация достаточно противоречивая. С одной стороны, с января по июнь нынешнего года происходит некоторое ускорение экономического роста в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. Прирост реального ВВП за январь–май составил 4%, промышленного производства – на 2,4%. И.о. премьер-министра Ю. Ехануров заявил, что в I полугодии 2006 года рост ВВП на Украине ускорился до 5%. Информация об ускорении роста реального ВВП позволила и.о. министра экономики А. Яценюку поставить вопрос об улучшении макроэкономического прогноза на текущий год.
В мае же по отношению к маю прошлого года эти показатели достигли 8,5% и 10%, а в прошлом месяце этот показатель ВВП увеличился до 9,3% – лучший результат с осени 2004 года. По словам Ю. Еханурова, рост ВВП в январе-июне в основном обеспечили строительство (6,5%) и транспорт (8%). Зафиксировано и определенное ускорение роста в промышленности.
По данным Госкомстата, в Украине в январе-июне 2006 г. рост промышленного производства составил 3,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В июне объемы промпроизводства выросли на 9,6% по сравнению с июнем прошлого года и сократились на 0,2% по сравнению с маем 2006 г. Позитивную динамику промышленности в наибольшей мере определял рост в машиностроении (12,2%), металлургии и металлообработке (4,8%) и пищевой промышленности и переработке сельхозпродукции (7,7%).
Определенная тенденция к росту экономики налицо. Неплохие виды на урожай основных сельскохозяйственных культур и на существенное увеличение их экспорта. Однако особых оснований для ликования нет – прирост реального ВВП и промышленного производства не обеспечивает сокращения разрыва между уровнем развития украинской экономики и экономиками большинства европейских стран. Достигнут он во многом благодаря конъюнктурным факторам (прежде всего, благодаря повышению цен на металлургическую продукцию), которые в ближайшие месяцы будут исчерпаны.
Очень негативные процессы происходят с финансами предприятий – в сравнении с прошлым годом резко упали абсолютные объемы прибыли до налогообложения. В. Пинзеник рапортует об успешном выполнении госбюджета, но при этом далеко не в полном объеме финансируются государственные расходы, в том числе расходы социального характера, не в полном объеме возмещается НДС экспортерам, сохраняется колоссальное отрицательное сальдо во внешней торговле товарами. А проблемы в экономических взаимоотношениях с Россией не только не решаются, но и усугубляются.
Некоторое улучшение экономической ситуации не связано с действиями исполнительной власти, оно вызвано скорее ее бездействием. Экономика – живой, в огромной мере саморегулирующийся организм, который позитивно отреагировал на резкое сокращение грубого административного вмешательства в хозяйственные процессы, активно осуществлявшееся до августа прошлого года. Но говорить о какой-либо устойчивости позитивных тенденций невозможно хотя бы из-за нерешенности газовых проблем.
From-UA: – Как Вы прокомментируете резкое повышение цен на коммунальные и транспортные услуги? Почему это произошло и как повлияет на экономику?
А. Кошик: – Понятно, что в условиях роста цен на энергоносители, цены рабочей силы и т.д. избежать повышения цен на коммунальные и транспортные услуги было нельзя (что прекрасно понимали и те, кто перед выборами обещал ценовую стабильность до конца года). Другое дело, как подходить к такому повышению, как обосновывать новый уровень цен и тарифов.
Всем известно, что сфера коммунальных услуг в Украине – это «черный ящик», в котором бесследно исчезают колоссальные средства. Очередное повышение тарифов, как и всегда, наряду с возмещением реального подорожания ресурсов покроет и бесхозяйственность, и тотальный монополизм, и прямое воровство. Это же в значительной мере касается и транспортных тарифов, в частности, тарифов на железнодорожные пассажирские перевозки.
From-UA: – Ходят упорные слухи об очередном повышении цен на газ для Украины как со стороны России, так и со стороны Туркмении. Есть ли возможность избежать этого? Каковы будут последствия этого повышения?
А. Кошик: – Как известно, цена пока не повышена. Но отсрочка, в лучшем случае, до конца года, в худшем – на квартал. Связана она была, скорее всего, с нежеланием России привлекать излишнее внимание к украинским газовым отношениям в ходе саммита «Большой восьмерки».
Понятно, что через несколько месяцев цена возрастет, причем называемый представителями российской стороны ценовой диапазон очень широк – от $130 до $270. Если цена будет поднята до европейского уровня, то это будет иметь колоссальные негативные последствия для всей украинской экономики.
From-UA: – Насколько реален пересмотр украинско-российских газовых соглашений, о котором говорит Юлия Тимошенко? Какими будут последствия этого шага?
А. Кошик: – Нет никаких сомнений, что газовые соглашения не отвечают интересам Украины. И речь даже не о непрозрачности задействованных схем. Основная проблема в том, что Украина лишена возможности в течение 5 лет пересматривать тарифы на транзит российского газа в Европу, что не дает ей возможности адекватно компенсировать рост импортных тарифов. Хотя некоторые представители власти еще до заявления Ю. Тимошенко (например А. Яценюк) говорили о возможности подобного пересмотра. Но анализ текста газовых соглашений совершенно определенно свидетельствует, что такой возможности нет.
Безусловно, новое правительство может попытаться инициировать пересмотр соглашений. Но его позиции очень и очень уязвимы, а шансы на успех невелики. Заявление Ю. Тимошенко вызвало очень болезненную реакцию не только в России, но и во многих европейских странах. Кроме того, представители Италии, Германии заговорили о возможных санкциях против Украины как страны-транзитера в случае нарушения ею своих обязательств. Очевидно, что заявления США о поддержке Украины в газовом споре – это пустые декларации, за которыми ничего не стоит (что и вынужден был недавно признать посол США в Украине).
Возможно, газовые соглашения можно будет откорректировать с учетом интересов Украины в том случае, если будет «реанимирована» идея создания газотранспортного консорциума Украины, России, Германии. Но политические условия для этого пока неблагоприятны.
From-UA: – Стоит ли нам ожидать в ближайшем будущем повышения цен на все товары, инфляции? Что в таком случае произойдет с банковскими вкладами населения?
А. Кошик: – Повышения цен, конечно, не избежать. Весь вопрос в его уровне. А это опять-таки сейчас зависит от цены на импортный газ. НБУ располагает достаточными резервами, чтобы поддерживать стабильный курс гривны. А это мощный антиинфляционный фактор.
Банковским вкладам населения может угрожать банковский кризис, который пока маловероятен. Тем не менее, определенные тревожные «звоночки» есть. Один из крупнейших банков страны – «Укрсоцбанк» – ввел мораторий на выдачу кредитов физическим и юридическим лицам. По информации СМИ, есть проблемы с выполнением ряда банковских нормативов и у других банков.
В последнее время банки слишком быстро наращивали кредитование в ситуации достаточно плохой макроэкономической конъюнктуры, которая может резко ухудшиться после роста цен на газ. Потенциально это может привести к банковскому кризису.
From-UA: – Как Вы прокомментируете разгром «оранжевой» коалиции? Как это повлияет на экономику нашей страны?
А. Кошик: – Собственно говоря, не думаю, что в данном случае можно говорить о «разгроме». Коалиция развалилась под грузом внутренних противоречий. И это не было неожиданностью – многие политологи прогнозировали, что она прекратит существование еще до начала своей работы или же просуществует очень недолго. И дело не только в личных амбициях «коалициантов», их неспособности идти на компромиссы при разделе властных портфелей. Хотя этот фактор, несомненно, сыграл огромную роль.
Основная причина – отсутствие идеологического единства и противоречие интересов. «Наша Украина», при всей своей неоднородности, все же тяготеет к либеральной экономико-политической модели, БЮТ и СПУ – популистские силы левого толка. Хотя есть сомнения в том, что у БЮТ вообще есть какая-либо идеология. Это партия сугубо вождистского типа, которая имеет единственную цель – обеспечение прихода к власти Ю. Тимошенко и ее окружения. В зависимости от обстоятельств, она может выступать и с левых, и с правых позиций.
С точки зрения единства интересов входящих в нее сил, антикризисная коалиция также выглядит достаточно неустойчивым образованием. Позитивным результатом ее создания является реальная возможность улучшения экономических взаимоотношений с Россией.
Безусловно, очень негативный момент – это вхождение коммунистов во власть. Базовые, структурные реформы в Украине далеко не завершены, и усиление роли коммунистов не будет способствовать их ускорению.
С экономической точки зрения, интересам страны в наибольшей мере способствовало бы создание широкой коалиции в составе фракций «Нашей Украины» и Партии регионов и, возможно, СПУ. Ситуация в ВР такова, что конфигурация властной коалиции может в ближайшие годы изменяться неоднократно. И это, конечно, будет негативно влиять на экономику.
From-UA: – Эксперты утверждают, что главный удар украинскую экономику ждет осенью. Так ли это? Есть ли шансы его избежать?
А. Кошик: – Что касается осеннего кризиса, то опять-таки, в решающей мере ситуация будет определяться уровнем цен на импортируемый газ. Большие риски связаны с бюджетной сферой, с провалом плана поступлений в бюджет от приватизации. Осенью население в полной мере ощутит последствия удорожания цен, социальная ситуация, безусловно, обострится.
Но все же вероятнее, что с основными трудностями Украина столкнется зимой, когда может возникнуть проблема не только с ценами на газ, но и с его дефицитом.
From-UA: – Благодарим за интересную беседу!
24.07.2006 18:51