Искусство, бьющее в нос
10.06.2004 17:23
…выражали свои эмоции, что он сделал им замечание. За что и получил удар в лицо. Да так, что нос оказался сломанным в двух местах! Возможно, широкая общественность никогда бы не узнала об этом, если бы пострадавшим не оказался ведущий популярного телеканала.

Когда после более чем десятилетнего перерыва народ снова пошел в кино, многие не скрывали своего восторга. Однако эйфория вскоре сменилась недоумением: в кино повалили отнюдь не ценители искусства.

Собственно, и раньше в кинотеатры ходили по разным причинам. В непритязательных заведениях райцентров садились в последнем ряду, грызли семечки и целовались. Ходили, чтобы скоротать время, чтобы доставить удовольствие девушке, ходили потому, что так делают другие. Сейчас ходят в кино, потому что это престижно. И, заплатив за билет гривен 30 – 40, хотят получить нечто большее, чем просто удовольствие от фильма.

Если раньше ходили на Рязанова, Гайдая, Тарковского, Феллини, Вайду, то теперь смотрят «Звездные войны» или «Пираты Карибского моря». Но не будем вникать в тонкости коммерческого кино. Речь о другом. Люди ведут себя соответственно тому, что им показывают. Или по тому, как ведут себя в кино, можно определить, каков человек, или – каждый выбирает кино «по себе»…

Когда-то я смотрела прекрасный американский фильм «Лучшие годы нашей жизни», рассказывающий о судьбе трех друзей, вернувшихся после вьетнамской войны и пытающихся адаптироваться к мирной жизни. С тех пор прошло более 20 лет, но я помню его со всеми подробностями. И помню, что парочка, сидевшая впереди меня, в течение двух серий даже не подняла глаза на экран – они были заняты друг другом. Было обидно за фильм и за них – то же самое можно было делать в парке на скамейке или в подъезде дома. Бесплатно.

А вот пример из нынешней жизни. Юноша и девушка пытаются попасть в зал с бутербродами. Им не разрешают. «Неужели, заплатив 70 грн. за два билета, я не могу взять с собой то, что я хочу?» – возмущается молодой человек. Оказалось, что действительно может. Ведь если его не предупредили при покупке билетов, значит, нарушены права потребителя.

Что ж, возможно, искусство и есть предмет потребления. Когда можно жевать и смотреть, совмещая приятное с полезным. Это как в старом анекдоте о секретарше, когда ей предложили посыпать солью определенные части тела, потому что шеф любит солененькое к пиву.

По тому, как человек ведет себя в кинотеатре, можно сделать и определенные выводы. Так однажды меня пригласил в кино молодой человек. Когда на экране были пикантные сцены, он громко смеялся. Одного киносеанса мне хватило на то, чтобы принять решение о бессмысленности дальнейшего общения.

О том, что слишком шумный зритель может испортить все впечатление, говорить излишне. Однако в кинотеатрах утверждают, что встретить его вряд ли придется. В «Баттерфляе», например, за порядком следят двое наблюдателей, и в случае необходимости нарушителя спокойствия выдворит бригада крепких парней.

В «Жовтне» охранники работают на вечерних сеансах и могут быть в любой момент вызваны контролером. В «Ленинграде» такая служба действует круглосуточно. В кинотеатрах попроще, хоть и нет службы охраны, но и зрителей меньше. Следовательно, сидеть они могут на удалении друг от друга и не мешать.

Проблема слишком буйных посетителей кинотеатров не только сугубо отечественная. С переменным успехом с ней пытаются бороться во многих странах мира. Скорее всего, она появилась вместе с кинематографом.

Но настоящий киноман идет в кино не потому, что там можно развлечься. Он не спрашивает, о чем фильм. Все они об одном и том же – о жизни. И если режиссер смог показать то, о чем мы не знали или не замечали, или замечали, но не обращали внимания, – этот фильм остается со зрителем навсегда. Потому что настоящее искусство не заканчивается с порцией поп-корна…