...Турция. Ну, посудите сами: легко ли экспортировать то, чего не имеешь?
Особенно, если это "что-то" – «голубое топливо»? А вот Турция именно этим и намерена заняться. Но обо всем по порядку.
Наследница былой славы Османской империи, Турецкая республика весьма не любит, чтобы ей напоминали об этом родстве и усиленно декларирует свою европейскую ориентацию. Западная же Европа под теми или иными предлогами (ущемления прав национальных меньшинств – например, курдов; оккупация Северного Кипра - а куда денешься, если нужно защищать Джейхан – порт, к которому сходятся действующие и будущие нефтепроводы) постоянно откладывает прием этой страны в ЕС.
Истинные же причины «европейского непризнания» Турции гораздо более прозаичны – Западная Европа попросту не готова открыть свои рынки перед дешевыми по стоимости, но вполне конкурентоспособными по качеству турецкими товарами. Но, судя по всему, у Турции в этом затяжном споре скоро появится новый козырь – газовый.
Перспективный газовый экспортер?
Желание Турции стать “мостом, соединяющим Восток и Запад”, соединенное с простейшими математическими вычислениями (импорт – собственные потребности = экспорт), требует решения еще одной проблемы, на сей раз связанной с географией. Для того, чтобы «турецкий» газ попал в Европу, необходим, как минимум, газопровод с соответствующей пропускной способностью.
Как показывают последние события, проблема эта довольно успешно решается, причем партнером Турции неожиданно выступает… Греция. Да-да, та самая Греция, которая, казалось бы, обречена на вечные территориальные споры со своей соседкой из-за принадлежности некоторых островов в Эгейском море. Поневоле уверуешь в умиротворяющую роль газопроводов!
Результатом двусторонних переговоров стало подписание ещё в марте 2002 года между турецкой государственной компанией BOTAS и греческой DEPA предварительного соглашения про объединение национальных газовых систем. Говоря конкретнее, речь идет о сооружении соединительной перемычки по маршруту Карачабей (Турция) – Комотини (Греция), длина которой составит 285 километров. При этом строительство большей части нового трубопровода Карачабей – Ипсала (209 км) взяла на себя турецкая сторона, а оставшиеся 76 км «трубы» (Ипсала – Комотини) – Греция. Примечательно, что Греция уже предоставила Турции гарантии на покупку 500 000 м куб. газа – сущий пустяк, но с правом перепродажи его другим европейским потребителям. Таким образом, к длинной цепочке транзитного экспорта намерено присоединиться еще одно государство – надо полагать, не без выгоды для себя.
И вот, судя по последним сообщениям турецких источников, сооружение газопровода по маршруту Карачабей – Комотини будет закончено уже к октябрю текущего 2006 года (на два месяца раньше планового срока), причем с существующей газовой магистралью Чанаккале/Лапсеки – Галлиполи его свяжет подводная перемычка стоимостью в 55 млн. долларов. Таким образом, транзитный экспорт газа через территорию станет реальностью уже осенью этого года.
Стоит еще раз отметить, что говоря о близком будущем Турции как транзитного государства для поставок «голубого топлива» в Европу, руководство страны постоянно подчеркивает, что речь идет о транзите именно «восточного» газа – азербайджанского, иранского или туркменского. Это тем более примечательно, если вспомнить, что и в настоящий момент, и в обозримом (до 2010 года) будущем основным поставщиком газа в Турцию будет оставаться Россия (61 - 68% общего объема газового импорта).
Что же касается ожидаемой пропускной способности будущего турецко-греческого газопровода, то логично предположить, что на начальном этапе (в год постройки) она не будет превышать 4 - 5 млрд. м куб. в год с постепенным (5 - 7 лет) наращиванием до мощностей существующего «сухопутного» газопровода (10 - 14 млрд. м куб./год), по которому «голубое топливо» в Турцию поставляется «Газпромом». Так что чей именно газ НА САМОМ ДЕЛЕ собирается Турция продавать в Европу – еще очень большой вопрос.
Но экспорт 4-х и даже 14-ти (при самом удачном раскладе) млрд. м куб. газа в год, который в перспективе Турция сможет осуществить через перемычку Карачабей – Комотини, еще не решает вопроса удачной реализации ВСЕХ «газовых излишков» этой страны к 2010 году, которые наша соседка умудрится получить благодаря проведению в жизнь трезвой и взвешенной энергетической политики. Итак, посчитаем...
Великий диверсификатор
Турция, подобно Украине, испытывает газовый голод. Даже, пожалуй, еще более жестокий. В настоящее время ежегодно на территории страны добывается лишь чуть больше 0,21 млрд. кубометров природного газа (в Украине – 18 - 19 млрд. м куб.), в то время как потребность в нем составляет около 18 млрд. кубометров в год (Украина - 70 - 73 млрд. м куб.). К 2010 году, по различным данным, Турции понадобится от 31 до 34 млрд. кубометров в год (Украина – 73 - 75 млрд. м куб.).
Учитывая, что особыми резервами в виде газовых месторождений Турция не располагает, а следовательно, роста объемов добычи природного газа ожидать не приходится, уже через семь лет страна будет вынуждена импортировать свыше 99 % (!) необходимого ей «голубого топлива» (для Украины на тот же период – 60 - 67%). Казалось бы, неизбежна газовая зависимость со всеми вытекающими «прелестями» - потеря экономической и политической независимости и т.п. Ан нет!
Все потому, что Турции удалось не на словах, а на деле диверсифицировать не только источники, но и маршруты газовых поставок. Для этого понадобилось вспомнить о своем выгодном географическом положении – между газоносным Севером (Россия) и Востоком (Каспийский регион) и богатыми покупателями Западной Европы - и реализовать выгоды создавшегося положения. И представьте себе – у потомков янычар, в отличие от потомков запорожских казаков, это получилось.
Согласно данным Министерства энергии и природных ресурсов, в 2001 году страна импортировала около 16 млрд. м куб. газа, из них 10,9 млрд. – из России (через Украину, Молдову, Румынию и Болгарию), 114 млн. м куб. – из Ирана, 3,6 млрд. м куб. – из Алжира и 1, 2 млрд. м куб. – из далекой Нигерии. Из двух последних государств «голубое топливо» доставлялось в сжиженном виде – по морю на газовозах. Что же изменилось с тех пор?
Прежде всего, наконец-то вошел в строй долгожданный подводный газопровод «Голубой поток», протянутый по дну Черного моря от российской Джубги до турецкого Самсуна. Хотя прокладка собственно трубы (первой из двух ниток) была завершена еще в феврале 2002 года, а официальные торжества по случаю сварки «золотого шва» отгремели 20 октября, по-настоящему готовой к приему «голубого топлива» вся транспортная система стала 19 ноября. Именно в этот день был сварен последний стык второй газовой магистрали, соединившей Самсун с Анкарой.
Как известно, проектная мощность двух ниток “Голубого потока” составляет 16 млрд. м куб. в год и будет достигнута постепенно - к 2007-2008 гг. Помимо этого, “Газмпром” планирует со временем увеличить пропускную способность “материкового” газопровода с 10 до 14 млрд. м куб./год. Таким образом, с выводом на полную мощность подводной транспортной магистрали объем ежегодных российских поставок в газовом импорте Турции к 2007-2008 году может достичь 37 - 41 млрд. м куб.
Еще одним весьма перспективным поставщиком «голубого топлива» для Турции является Иран. Само географическое положение двух государств и солидные газовые запасы последнего (14% мировых), казалось бы, предопределяют взаимовыгодное сотрудничество в области экспорта энергоносителей. Как раз в конце января 2002 года был введен в эксплуатацию газопровод Тебриз - Базарган - Анкара, по которому до конца года в Турцию поступило не менее 3 млрд. м куб. «голубого топлива», в 2003 г. - 4 млрд. м куб./год, а к 2007 г. мощность этой линии достигнет 10 млрд. м куб./год. Таким образом, с учетом существующих объемов поставок, импорт «иранского» газа в Турцию может к 2007 году составить до 10,12 млрд. м куб./год.
Кстати, не исключено, что выведение газопровода на максимальную мощность будет достигнуто раньше запланированного срока - как известно, ещё 10 сентября 2002 года во время встречи руководства турецкой корпорации BOTAS с коллегами из Национальной газовой компании Ирана был пересмотрен ранее (1996 г.) заключенный между двумя странами договор о поставках природного газа. По итогам переговоров было подписано новое соглашение, детали которого не оглашались, однако, судя по тону сопутствующих выступлений, в которых Турция называлась не иначе как “очень важным мостом, открывающим Ирану дорогу на Запад”, речь может идти только об увеличении объема (и сокращении сроков) непрерывных поставок иранского газа. Учитывая же заявление тогдашнего министра энергетики и природных ресурсов Турции Зеки Чакана о том, что при импорте газа его страна руководствуется “конкурентоспособными ценами европейского рынка”, Иран рассматривает наращивание экспорта “голубого топлива” в Турцию в качестве непременного условия выхода на богатые западно-европейские рынки.
Теперь что касается других, реальных, хотя и не реализованных проектов подпитки Турции “голубым топливом”.
"Земноводные" трубопроводы
Строительство первого из них – знаменитого Транскаспийского газопровода общей протяженностью около 2000 км (из них 300 – по дну моря) и мощностью до 30 млрд. м куб. в год (почти в два раза больше, чем у “Голубого потока”) – предполагалось завершить уже в 2003(!) году. В этом же году планировалось поставить по нему 16 млрд. Но... проект был счастливо заморожен (если не похоронен) сначала в результате разногласий между Азербайджаном и Туркменистаном о квотах по наполнению трубы, а после - из-за охлаждения западных инвесторов и вдохновителей предприятия. Как-никак, стоимость этого “безнадежного предприятия” должна была составить порядка 3 млрд. долларов, и выложить эти денежки за то, чтобы построить газовый “Баку – Джейхан” (наиболее политизированный проект основного экспортного нефтепровода) только для того, чтобы потеснить Россию на турецком газовом рынке, особо много желающих не нашлось.
Тем не менее, именно в связи с транскаспийским газопроводом впервые были обнародованы намерения Турции о реэкспорте “излишков” именно туркменского газа в страны Южной и Западной Европы – 14 млрд. м куб. в год.
Второй, не менее интересный проект, заключается в прокладке трубопровода по маршруту Баку – Тбилиси – Эрзерум, а точнее – от азербайджанского газового месторождения Шах-Дениз на шельфе Каспийского моря, и представляет собой несколько укороченный вариант Транскаспийского. Соответственно уменьшилась и стоимость - до 2,6 млрд. долларов. Правда, и это не помогло: судьба “трубы”, строительство которой, согласно первоначальным планам, должно было начаться в конце 2001 года и закончено в 2004 (с поставкой в этом же году Турции до 5 млрд. м куб. “голубого топлива”), тянется до сих пор.
Сперва начало работ откладывалось из-за несговорчивости Тбилиси, требовавшего за прокладку газопровода по своей территории 125 млн. долларов в год. В результате переговоров, завершившихся только в марте 2002 года, Грузия получит от 100 до 110 млн. долларов в год + 5% всего перекачиваемого по нему газа. Западные инвесторы, во главе с компанией British Petroleum, с облегчением вздохнули и поспешили заявить о готовности приступить к строительству уже в конце текущего года с тем, чтобы газ по новой трубе пошел уже в 2005 году, но… на пути проекта появились новые рифы – теперь уже экологические.
«Вдруг» выяснилось, что трасса будущего газопровода (подобно как и другой «трубы века» Баку - Джейхан) пройдет через долину Боржоми, славную своими минеральными источниками. Пока не ясно, чем вызван подобный приступ любви к природе – внутренним, чисто грузинским желанием выторговать-таки для себя еще более выгодные условия участия в проекте или же происками внешних «друзей» обеих трансгрузинских труб (нефтяной и газовой), стремящихся не упустить шанса на экологическое решение проблем экономической конкуренции. Но факт остается фактом – принятие решения о судьбе газопровода Баку – Тбилиси – Эрзерум снова было отложено, на сей раз – до февраля 2003 года.
Это, в свою очередь, означало, что даже после положительного решения вопроса, строительството завершится, в лучшем случае, не ранее июня-июля 2006 года. Позже сроки вообще сместились на осень. Но когда трубу достроят, встанет очередная проблема – ЧЕМ ее наполнить?
Если в далеком 2000 году Азербайджан полагал уже в 2004-м поставлять в Турцию до 5 млрд. м куб. «голубого топлива», в 2008 - 10 млрд. м куб., в 2010 – до 16, а в 2015 – и вовсе 30 - 32 млрд. метров куб., то сегодня эти планы представляются, по меньшей мере, слишком оптимистичными. По данным British Petroleum, ежегодная добыча газа на месторождении Шах-Дениз может достичь 8 млрд. кубометров не ранее 2007 - 2010 года, т.е. только к этому времени экспорт азербайджанского газа в Турцию сможет достичь 6 млрд. м куб. в год. И это - в самом лучшем случае. Дальнейшее приращение газового экспорта возможно исключительно при условии подключения к проекту Туркмении, но… тут опять вступает в игру география – для этого необходимо соединить ее подводной «трубой» с газопроводом Баку – Тбилиси – Эрзерум, частично «разморозив» (или реанимировав) таким образом проект Транскаспийского газопровода.
Правда, в мае этого года, во время своего визита в Азербайджан, премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов заявил, что его страна не исключает возможности закачки добываемого природного газа в перспективный газопровод Баку - Тбилиси - Эрзерум, для чего Казахстан ведет переговоры с Ираном по вопросам прокладки участка газопровода по дну Каспийского моря. Насколько (и когда?) станет возможна реализация подобного сценария, пока говорить рано.
С большой степенью вероятности можно утверждать, что газопровод Баку – Тбилиси – Эрзерум все-таки будет достроен, но газ по нему пойдет даже не в 2006, а в 2007 - 2008 гг., да и то в объемах, не превышающих 4 - 5 млрд. м куб. в год.
Но это – проблемы западных инвесторов и прикаспийских «нефтегазовых королей», один из которых (Азербайджан) ломает голову над тем, где бы ему найти побольше газа для экспорта, а другой (Туркменистан) не менее озабочен проблемой, как бы этот самый газ выпустить. Что же касается Великого Диверсификатора - Турции, то очень возможно, что она в результате этих соревнований к 2010 г. может стать «богаче» на 5 млрд. м куб. экспортного газа в год.
Таким образом, с учетом существующих на сегодняшний день возможностей собственной добычи и импорта “голубого топлива”, уже в 2003 году Турция получила чуть больше 20 млрд. м куб. газа (при внутренней потребности 19 - 19,5 млрд. м куб.), в 2008 - 2010 гг. будет получать 52 - 55 млрд. м куб., а с введением в эксплуатацию газопровода Баку – Тбилиси – Эрзерум – 60 млрд. м куб. (при внутренней потребности 31 - 34 млрд. м куб. в год). Следовательно, объем “газовых излишков”, вполне пригодных для экспорта на Запад, к началу следующего десятилетия составит от 18 до 24 (а возможно – и до 29) млрд. м куб. в год. Это – уже солидно и, к тому же, денежно. А еще – наглядный пример возможностей, упущенных Украиной за "революционные" годы: обеспечить газом собственную экономику и неплохо (а главное - абсолютно честно) заработать на транзите.
22.08.2006 09:58