Привыкшему к промышленным драмам начала 90-х годов остановка небольшого завода, да еще среди глухих сумских лесов, может показаться мелочью. К сожалению, в Украине закрывались и заводы побольше, и трагедии бывали помасштабней. Однако на календаре не 1992, не 1995 и даже не 1997, а 2006 год. И причина остановки предприятия вовсе не в тяжелом экономическом положении самого предприятия. Свесские насосы все так же пользуются огромным спросом и у украинских потребителей, и у потребителей стран бывшего СССР. На этот раз рабочих на улицу решили выбросить свои же чиновники.
В начале ноября на завод зачастили проверяющие органы. Но заводчане упорно держали оборону: придраться к заводу было трудно. Тогда решительный удар нанесли пожарные: тотальная проверка противопожарного оборудования обнаружила несколько нарушений правил техники безопасности. В частности, при выходе на чердак был обнаружен люк, предел огнестойкости которого не был подтвержден актом проведения противопожарных испытаний, некоторые двери открывались внутрь, тогда как должны были бы открываться наружу, и так далее и тому подобное. Воображение доблестных огнеборцев рисовало ужасные картины завода, пылающего вследствие злополучного люка. Нельзя сказать, чтобы заводчан не беспокоило противопожарное состояние родного завода. Но дело в том, что завод был построен почти 130 лет назад. И тот злополучный люк приладили в грозных 40-х годах, когда о процедуре противопожарного испытания и слыхом не слыхивали. Тем не менее, вердикт пожарных был однозначен: остановить завод.
Решение очень жесткое. Пожалуй, трудно припомнить в истории Украины прецедент, когда вследствие пожароопасности закрывают целое предприятие. Для этого факты нарушений должны быть поистине вопиющими. Ведь это ставит под удар полуторатысячный коллектив рабочих, которым, кроме как на СНЗ, работать негде. Вот ведь: стоял себе завод 130 лет и не горел. Видимо, столетиями руки у пожарных до него не доходили. А тут дошли. В чем же причина такой, без преувеличения, эпохальной активности пожарных? Пожарное начальство гордо хранит молчание. С руководством завода общаться отказывается наотрез. Видимо, боится проговориться об истинной подоплеке своих действий. Однако источник в пожарном управлении, пожелавший остаться анонимным, объяснил, что проблема вовсе не в люке-ветеране. И к стихии огня постановление об остановке завода не имеет никакого отношения. «Из области позвонили и сказали ваш завод мочить», - сказал аноним.
Выходит, в том, что тысячи людей остались в преддверии зимы без работы, виновата сумская власть? Но зачем областному начальству организовывать геноцид на своих собственных территориях? Для местных жителей в том, что жизнедеятельности городка грозят из Сум, ничего странного нет. Все беды свессчан начались после визита в городок заместителя сумского губернатора Николая Деркача. Сей вождь местных коммунальных служб потребовал от завода… обеспечить отопление Свессы в зимний период. Дескать, коммунальщики индивидуальное отопление наладить не смогли, выделенные на это дело 2,5 миллиона гривен куда-то подевались, так что давайте, заводчане, обогревайте город.
Легко сказать, обогревайте. Да, в советские времена заводская котельня обогревала городок. Но в те славные времена никто не обращал внимания на себестоимость производимого тепла, как и на юридическую сторону дела. Проанализировав экономическую сторону дела, заводчане обнаружили, что даже если свессчане будут оплачивать тепло в полном размере, этих средств не хватит на покрытие убытков от работы котельной. Очень уж старое оборудование. Куда важнее другое: на поставку тепла потребителям нужна лицензия, которую получать дорого и очень непросто. Подумали заводчане и решили: отдадим нашу котельню городу по балансовой стоимости. Однако и тут коммунальщики недовольны: нет у них денег на покупку парового гиганта. Да и гигант такой им не нужен, разве что на металлолом. Тот же Деркач еще в бытность губернатором Сумщины Владимира Щербаня предлагал перейти на индивидуальное отопление свесских домов. Именно на эти цели и были выделены пропавшие 2,5 млн. гривен.
Но в том-то и беда, что для некоторых чиновников областного разлива закон как бы не писан. Закон – он в Киеве, а в Сумской области другая юрисдикция. Деркач в ультимативной форме требует дать тепло в город. При этом попросту игнорируя тот факт, что если заводчане выполнят ультиматум, тут же попадут под статью о нарушении правил лицензирования оказания услуг населению, то есть по административную статью. В лучшем случае, это грозит заводу крупным штрафом. Так что выполнить требование замгубернатора завод никак не может. А не может – значит должен терпеть карающий меч проверок, вплоть до уничтожения непокорного завода, а с ним и города. Чтоб неповадно было буквой закона от высочайшей самодержавной воли чиновника заслоняться.
Егор Кисилев, Сумы