КиевГОРЕнефтепродукт: печальная участь как примета времени?
24.11.2006 12:23
...потребителем топлива в Украине, равно, как и то, что заправочный бизнес здесь – настоящее «золотое дно», известно даже совершенно неискушенным в топливной тематике гражданам. Чуть ли не ежедневно открывающиеся вдоль столичных трасс атозаправки, пожалуй, лучшее тому подтверждение.

По принципу «хапнул и свалил»

Понятно, что столь перспективное занятие не может не привлекать к себе деловых людей. Проблема в том, что кроме «обычных» предпринимателей, увлеченных традиционным, «скучным» бизнесом, эта сфера, как магнитом, влечет к себе и иную категорию деятелей, основным принципом работы которых чаще всего есть пресловутый девиз «хапнул и свалил». Не так давно в поле зрения таких вот квази-бизнесменов попало ОАО «Киегорнефтепродукт».

Причины интереса экспресс-деятелей к этой компании, надо признать, очень весомы – на балансе предприятия числятся десятки автозаправок, нефтебаза, неплохие площадки. Однако вот уже который год эта перспективная компания остается на обочине заправочного бума. Вернее, оставаться там ей очень интенсивно помогают.

Компанию – на заклание

Начало злоключений КГНП можно отнести к 2000 году, когда компанию окончательно влили в состав АХК «Укрнефтепродукт» (последняя даже провела эмиссию своих акций для приобретения 50 процентов пакета КГНП). И вскоре киевская компания вместе с крымской и одесской нефтеперевалкой уже сменили владельцев. Теоретически это было сделано для усиления контроля со стороны государства, проведения скоординированной политики и прочих благообразных причин. Но как водится в отечественной практике, в результате вся эта затея обернулась элементом подготовки к реализации одной из самых смелых схем смены собственности в нефтянке. Вскоре выяснилось, что «Киевгорнефтепродукт» банально готовился под заклание.

Дело в том, что годом ранее (летом 1999-го), АХК «Укрнефтепродукт», купила топливо под госпрограммы у греческой компании. Однако за поставленные нефтепродукты не рассчитались, дав повод грекам приостановить поставки и требовать погашения долга в сумме 3,1 млн. долларов США.

В наших широтах, как известно, долги отдают только трусы, поэтому повод для «слива» богатенького КГНП оказался самый что ни на есть удачный. На свет божий немедленно появляется удивительный договор, в соответствии с которым «Укрнефтепродукт» получил у некоей кипрской фирмой Bevalo Investmets «кредит» в нужном размере сроком аж на… месяц. Точнее, с 29 сентября по 27 октября 2000 года. Как менеджмент УНП собирался за столь сжатый временной отрезок погасить заем, так и осталось тайной, но то, что в обеспечение обязательств по этому договору холдинг передал в залог «киприотам» контрольный пакет «Киевгорнефтепродукта» (10 млн. штук) – факт.

Менеджмент ударил по тормозам

Примечательно, что подозрительнейшую сделку без звука проглотили как правление АХК, так и ее наблюдательный совет.

Знающие люди объясняют этот феномен тем, что незадолго до этого в составе набсовета холдинга появился молодой, влиятельный и быстро растущий политик — народный депутат Д. Именно сей «потомок Дзержинского» на пальцах растолковал своим коллегам, в какую сторону им надо смотреть. Причем продолжает это делать до сих пор и, надо отметить, весьма успешно.

Вполне естественно, что кредит холдинг так и не вернул, а акции КГНП конфисковали в его погашение. Сам же пакет понятливые киприоты моментально перепродали другой инофирме. И все бы было ничего (украинская приватизация богата куда более драматичными случаями появления не самых худших собственников), но новый менеджмент киевскую заправку развивать явно не спешил. Станции ОАО все боле проигрывали развивающимся сетям «соседей». Более того, лучшие из них по договорам аренды ушли конкурентам, а оставшиеся – уверенно демонстрировали убытки…

Акционеров компании такое положение дел не слишком радовало. Потенциально-то компания даже в полуразваленном виде оставалась высокорентабельной. Проявились желающие исправить положение, часть акций общества поступила на вторичный рынок и была раскуплена. И уже к 2005 году удалось выработать консолидированную позицию большинства акционеров – ее разделяли владельцы 75,48 процента акций компании. Теоретически это открывало возможности для процесса модернизации. Новыми акционерами проводился анализ эффективности, получалось — вполне рентабельно, окупаемость менее 10 лет.

И корпоративный конфликт в итоге…

Однако на практике воплощение этой идеи привело к всплеску корпоративной войны. Одно за другим срывались собрания акционеров. Причем активнее всех на дыбы встали представители АХК «Укрнефтепродукт», те самые, кто до этого за бесценок «сливал» компанию на Кипр, а потом по частям перепродавал ее активы всем встречным и поперечным. А солировал в этом оркестре упомянутый принципиальнейший социалист, именно он самолично препятствовал новоизбранному председателю правления в доступе на предприятие, а затем вывел его с КГНП под предлогом посещения прокуратуры для разбирательства. После этого вход в административное здание для нового менеджмента оказался закрыт — там стояла новая охрана.

К чему бы тогда, спрашивается, «революционеру» так мараться во всей этой истории, которую иначе чем рейдерским налетом не назовешь? Ведь официального отношения к компании он вообще не имеет, ее акционерам не являлся. Напомним, что он - всего лишь член набсовета «Укрнефтепродукта». Ответ на этот вопрос можно найти, просмотрев список совладельцев этого холдинга-скандалиста, в котором сейчас вторым по величине собственником числится такой себе концерн «Нефтепродукт Украины» (44,19 процентов акций), которого в свою очередь уже пару лет относят к группе НК «Альянс-Украина». Последнюю же возглавляет давний партнер оного по контрабанде (и многим другим делам) небезызвестный Мусса. Как же после этого искренне «законопослушному» не помочь нуждающемуся ближнему в разграблении предприятия?

Тем более что соответствующий опыт у того есть, да еще какой! За неполных два года группа Б. (при усиленном покровительстве того же Д.) очень успешно довела практически до полной «ручки» целый Херсонский нефтеперерабатывающий завод, «Крымнефтепродукт» и т.д. Кроме того, налицо и судьба бывшего владельца «Киевгорнефтепродукта» – АХК Укрнефтепродукт (а кому там принадлежат 44,19% акций?). Его настолько почистили, что остатки уже просто никому не нужны…

Государству, похоже, уже все равно

С июня с.г. ФГИ (его председатель состоит с господином Д. даже в одной партии) пытается продать 50 процентов + 1 его акций. Недавно закончился повторный конкурс по продаже (на первый не поступило заявок). Теперь цена за предприятие, владевшее когда-то сотнями автозаправок и десятками нефтебаз, составляет аж 37 миллионов гривен.

Повторять судьбу «Укрнефтепродукта» большинству собственников, понятное дело не хочется. С другой стороны, никакой реальной информацией о происходящем они не располагают. Хотя и сдаваться не собираются. Обращались к Президенту Украины, руководству МВД, в Генпрокуратуру, в Верховный и Высший хозяйственный суды. Невзирая на все препятствия, проводили собрания акционеров, пытались хоть как-то «расшевелить» компанию, однако прошло уже более года, сменилось три правительства, а воз и ныне там.

Тем временем предприятие теряет даже ту небольшую рыночную долю, что у него осталась. Годовой оборот компании на сегодняшний день составляет 70,1 млн. грн., при убытках в 2 млн. Вдобавок уже появилась опасения, что оставшиеся активы могут вывести либо за долги, либо влить как взнос в какое-то новое предприятие. С учетом событий прошлых лет за юридическим обеспечением дело не станет.

Короче говоря, незавидная перспектива остаться собственниками предприятий без активов основную часть акционеров, естественно, не вдохновляет. Но пока что влиять на ситуацию они не могут… На сегодняшний день очевидно одно – бренд КГНП в этом году на украинских трассах не появится. Акционеров и его работников это волнует. А вот государственным органам, похоже, уже все равно…

Светлана Литвинова, "Правда Украины" 23-29 ноября, 2006 г. №47 (17576)