...нашей национальной валюте?
Вопрос этот отнюдь не праздный, ибо, сколько бы нам ни твердили о «постоянном укреплении» национальной экономики, для разумного читателя не составляет секрета, что за все годы независимости наша держава пока так и не достигла экономических высот «проклятого тоталитарного прошлого».
Средний уровень жизни (не путать с уровнем потребления!) подавляющего большинства граждан за последние 14 лет ощутимо снизился, а «честные» капиталистические принципы распределения прибыли, нажитой благодаря использованию «прозрачно» приватизированных средств производства и эксплуатации той части населения, которой эти самые средства производства почему-то не достались, отнюдь не способствуют усилению чувства уверенности в затрашнем дне, над которым так потешалась сытая советская интеллигенция конца 1980-х. Потешалась до тех пор, пока основа основ тогдашней экономики и социальной стабильности - советский рубль - «вдруг» не превратился в «деревянный», подтвердив своим падением в середине 1990-х, что деньги - не более чем...
Товар товаров
Это значит, что увеличение спроса на ту или иную валюту неизбежно приводит к увеличению ее сравнительной стоимости - росту курса, снижению спроса, соответственно, к его падению. Если говорить об идеальном государстве, то в естественных условиях для большинства его населения эти колебания практически не ощутимы, так как не отражаются на уровне его благосостояния: умеренная инфляция (со временем «дешевеют» все валюты) компенсируется ростом зарплат, рост ВВП сопровождается адекватным увеличением денежной массы, достаточным, чтобы возросшее количество товаров и услуг не столкнулось с дефицитом денег (искусственное укрепление валюты, тормозящее развитие экономики), но не чрезмерным (чтобы не вызвать гиперинфляции и обесценивания валюты).
На страже этого внутреннего равновесия стоят Минфин и Нацбанк, которые, к тому же, контролируют и внешнюю составляющую - оптимальную привязку национальной денежки к одной из четырех свободно конвертируемых валют или к составленной из них целой валютной «корзинке» с тем, чтобы обеспечить условия для достижения баланса экспорта и импорта, выгодного для развития национальной экономики. Подчеркиваем, речь пока идет об идеальном государстве, которое в первую очередь отстаивает интересы своих граждан. Что же касается реального состояния дел в государстве Украина, то здесь все выглядит несколько по-иному.
Государственный переворот, который, при молчаливом согласии последнего «красного директора» Украины Леонида Кучмы, привел к власти прозападную компрадорскую группировку с примкнувшими к ней «профессиональными» революционерами, открыл перед спонсорами «оранжевой революции» поле для обширных финансовых спекуляций на курсе национальной валюты. Примечательно, что помимо основной политической цели - нанесения удара по основным национальным экспортерам (баронам чугуна и стали), волею собственной глупости и нерешительности оказавшимися в лагере побежденных, искусственное укрепление гривны преследовало и вполне прагматическую цель - немного заработать на собственном легковерном народе. На смену «революции» пришла...
Его Величество Спекуляция
Операция «дешевый доллар», проведенная в Украине в апреле 2005-го, очевидно, войдет в учебники валютных трейдеров как пример крупнейшей финансовой спекуляции, организованной в государственных масштабах и при полной государственной поддержке. Понятно, что мгновенное «опускание» американского доллара с официальных 5,28 до 5,05 (в некоторых обменках еще в конце марта за доллар давали 5,35, а на рынках - и все 5,5 гривны) почему-то отнюдь не вызвало у подавляющего большинства населения ни восторга, ни приступа гордости за национальную валюту.
Восторг и гордость (но не за валюту, а за себя, предусмотрительных) в это время испытывали те, кто был заранее предупрежден о готовящейся операции и смог соответствующим образом распорядиться свободными средствами. Например, продав «лишние» доллары накануне резкого укрепления гривны и купив их этак месяц спустя, когда в первую праздничную декаду мая доллар стоил даже меньше пяти гривен - 4,97 - 4,98 грн.
В то время, как большинство «маленьких» украинцев мгновенно потеряли по 20 - 40 копеек на каждый доллар своей скудной заначки (200 - 400 гривен с каждой тысячи долларов - но у многих ли заначка на «черный день» исчислялась тысячами?), авторы операции «дешевый доллар» и приближенные к ним финансовые круги также мгновенно «заработали» по 20 - 40 копеек на каждом вложенном в нее долларе, только счет долларов в этом случае шел уже на сотни тысяч, а скорее всего - на миллионы. Простой подсчет показывает: продав, скажем, 28 марта 2005 года 100 000 по 5,35 грн., «предусмотрительный» банк на вырученную сумму смог бы уже через три - четыре дня купить 107 тыс. долларов (по «революционному» курсу), а к концу апреля - и того больше.
Если же учесть, что доллары для своей заначки, большая часть которой была успешно спущена уже в апреле-мае, большинство «маленьких» украинцев покупали во время ажиотажного спроса на СКВ во время «оранжевой революции» у тех же банков (по 5,4) или на «черном рынке» (где стоимость доллара доходила до 5,6 грн.), то картина получается просто замечательная по своей простоте, прозрачности и демократичности: народу продают «дорогой» доллар, немного выжидают, пока народ им не «наестся» до отвала (точнее - до предела своих финансовых возможностей), а затем искусственно этот самый доллар удешевляют и под громкие завывания об «естественном укреплении национальной валюты» скупают у обалдевшего населения уже по заниженным ценам.
Отметим, кстати, что элементарной финансовой спекуляцией банки не ограничились и, налопавшись долларов, вытянутых у населения по дешевке, решили свои валютные запасы подстраховать. «Каким образом?» - спросит любознательный и умудренный жизнью читатель. Ответ звучит просто: за счет того же самого населения, продавая ему «дешевые» кредиты на покупку жилья (ажиотаж августа-октября 2005), взвинчивая цены на рынке недвижимости и - внимание! - перекладывая все риски, связанные с возможным (и весьма вероятным в самом ближайшем будущем) экономическим кризисом в стране на это же самое население. Учитывая же то, что курс национальной валюты в Украине в последние годы гораздо больше зависит от политики, нежели от реального состояния экономики, «маленьким украинцам» самое время задаться вопросом:
А была ли стабильность?
Несмотря на постоянные заявления «банкира-президента» Виктора Ющенко и главы нацбанка Владимира Стельмаха о достижении реальной стабильности курса гривны и даже об обоснованности его ревальвации, верится в это слабо. Страна, основные экспортные отрасли которой практически 100%-но зависимы от импорта энергоносителей (цены на которые благополучно растут), а износ основных фондов на большинстве промышленных предприятий превышает 60%, страна, умудрившаяся за неполные два года перейти от положительного торгового сальдо к уверенному превышению импорта над экспортом и затыкающая дырки в бюджете за счет многократной переприватизации предприятий, не имеет объективных оснований для укрепления национальной валюты.
Впрочем, остаются еще и основания субъективные, например:
маскировка реальной инфляции - при «твердом революционном» курсе 5,05 грн. за доллар цены на большинство товаров только за последний год выросли на 15-30%, успешно «съев» все надбавки к зарплатам и пенсиям;
ограбление граждан - разовый удар по долларовым накоплениям «маленьких украинцев» во время молниеносной ревальвации-2005 с последующим постоянным выкачиванием валюты по «законно» заниженным ценам;
удар по национальным экспортерам - которые почему-то до сих пор воспринимаются «революционерами», пока еще остающимися у власти в качестве врагов. Впрочем, курс на развал тяжелой промышленности и приведение к покорности национальной промышленной буржуазии вполне закономерен, если, конечно, больше думать не об интересах Украины, а об интересах западного капитала.
Отдельно следует сказать и несколько слов о самом большом «зеленом друге» украинской гривны - американском долларе, относительно которого так «стабилен» курс нашей национальной валюты. Дело в том, что уже далеко не первый год продолжается уверенное падение курса американского доллара относительно других конвертируемых валют. Например, с февраля 2005-го по декабрь 2006-го курс английского фунта стерлингов вырос с 1,85 до 1,97 доллара. Переведя эти, на первый взгляд, небольшие числа на язык финансовой спекуляции, мы получим, что, решившись в 2005 г. перевести 100 000 долларов в британскую валюту, мы бы сейчас получили прибыль в 12 000 долларов.
Подобная же динамика курса доллара в рассматриваемый промежуток времени наблюдалась и по отношению к швейцарскому франку, японской йене и, за исключением сравнительного небольшого периода (октябрь-ноябрь 2006 г., когда вследствие спровоцированных уличных беспорядков во Франции евро упал до 1,18 доллара), по отношению к единой европейской валюте (текущий курс 1,32 доллара за евро). Не стоит забывать также и о России, которая планомерно приближается к свободному конвертированию рубля, которое должно быть достигуто как раз в 2007-2008 гг.
Более чем вероятно, что выход на международный финансовый рынок рубля, подкрепленного доходами от экспорта нефти и газа, приведет к активному «перетеканию» капиталов в российскую валюту, причем с открытием первых рублевых биржевых площадок по торговле энергоносителями скорость и мощь финансовых потоков будет только нарастать. Понятно, что наиболее пострадает от появления новой «валюты абсолютного убежища» именно доллар - и как «слабое» (но пока - необходимое) звено современной мировой финансовой системы, и как конкурент, фактически паразитирующий на сделках по приобретению нефти и газа. Итак...
Что год грядущий нам готовит?
Доллар продолжает падение, увлекая за собой и жестко привязанные к нему валюты, в том числе - и гривну, иллюзию стабильности курса которой в нас все еще пытаются поддерживать. Долго ли это будет продолжаться и каков же на самом деле курс национальной украинской валюты? На первый вопрос, похоже, ответить немного проще. Поскольку формирование курса гривны имеет явный политический привкус, то логично будет предположить, что его судьба решится одновременно с судьбой главного банкира страны Владимира Стельмаха, за которого коалиция победителей парламентских выборов (главную силу которой, как известно, составляет Партия регионов - политический авангард украинской промышленной буржуазии) возьмется, скорее всего, сразу же после новогодних праздников.
После того как коалиция добилась-таки отставки министра МВД Юрия Луценко, фактически «ушла» министра иностранных дел Бориса Тарасюка и закончит дожимать министра обороны Анатолия Гриценко, именно глава Нацбанка останется последним оплотом прозападного (точнее, проамериканского) Президента Украины Виктора Ющенко в борьбе с Верховной Радой, большинство в которой принадлежит крупной национальной промышленной буржуазии, которая отнюдь не заинтересована в искусственном укреплении гривны. Неизбежная в сложившейся обстановке смена главы Нацбанка закономерно приведет к умеренному ослаблению гривны.
Ответ на второй вопрос: насколько? - представляется более сложным. Если учесть динамику среднегодового официального курса НБУ в «предреволюционные» годы, с 5,37 грн. за доллар в 2001 г. до 5,319 грн./доллар в 2004 г., а также «революционную» ревальвацию до текущих 5,05, можно предположить, что на первом этапе увеличения курс Нацбанка в первой половине нового года составит 5,10 - 5,15 грн./доллар, с возможным последующим ростом до 5,20 - 5,25 до конца 2007 г. Дальнейшая же судьба гривны будет зависеть как от реального самочувствия «зеленого друга» на мировом финансовом рынке, так и от поведения руководства Украины, которое, будем надеяться, хотя бы до следущих президентских выборов в своем отношении к национальной валюте будет больше руководствоваться экономическими реалиями, нежели политическими декларациями.
31.01.2007 09:46