…$38,06 млрд. С января по сентябрь ЗВР Нацбанка увеличились на 15,6%, или на $5,066 млрд. Однако уже к 1 ноября резервы НБУ уменьшились до $31,9 млрд.
Много это или мало для заначки на черный день? Или, как спрашивал великий комбинатор у своего уполномоченного по рогам и копытам Балаганова, «сколько надо для полного счастья, чтобы было хорошо?».
Согласно коэффициенту Рэнди, которым пользуются с незапамятных времен, объем ЗВР должен быть на уровне 30% годового бюджета для того, чтобы в случае катаклизмов можно было до улучшения обстановки выполнить обязательства государства. Расходная часть Госбюджета Украины на 2008 год установлена в размере 235,43 млрд. грн., или $46,6 миллиард долларов (по курсу 5,05). Таким образом, размер ЗВР должен быть на уровне $14 млрд. Сальдо плюс $17,9 млрд. Но представляется, что коэффициент Рэнди рассчитан для развитых экономик при краткосрочном форс-мажоре в щадящем режиме.
Есть и другой показатель, более жесткий, им чаще всего и руководствуются в развивающихся странах. Объем ЗВР должен быть как минимум равен половине объема годового импорта товаров. И в этом случае обнаруживается явный недовес. Объем импорта в Украину за январь-сентябрь составил $67,845 млрд. За весь 2008 год будет не менее $85. Значит, недостача ЗВР составит $10,5 млрд.
Но и данный норматив вряд ли оборонит от долговременного спада экономики, не говоря уже от глубокой дезорганизации всей мировой финансовой системы, которую мы наблюдаем сегодня.
Из нынешнего обвала, думается, и три лидера по накопленным резервам (Китай – $1,905 трлн., Япония – $796 млрд., Россия – $650 млрд., вместе с Резервными фондами) выйдут с изрядно намятыми боками. Россия только за два последних месяца спустила около $200 млрд.
Безусловно, золотовалютные резервы НБУ маломощны, учитывая, кроме прочего, консолидированный внешний долг Украины (около $110 млрд.) и размер отрицательного торгового сальдо – $14,28 млрд. (за 9 месяцев с.г.). При той великолепной конъюнктуре, сложившейся в начале года на мировых рынках металла, и при разумной политике правительства резервы должны были составить не менее $60 млрд. Однако, имеем то, что имеем.
«Где деньги, Зин?»
Важно также умение распоряжаться кубышкой на пользу державы. Нацбанк Украины не раскрывает в своих отчетах структуру валютных резервов. Только иногда под хорошее настроение кто-нибудь из головки НБУ бросает в публику некоторую цифирь. Кстати, в отличие от засекреченного НБУ, Центробанк России более щедр на информацию. Председатель Центробанка РФ Игнатьев в октябре раскрыл структуру ЗВР: 45% вложено в долларовые инструменты, 44% - в евро, 10% - в фунты, 1% - в японскую йену. Самого золотишка в слитках 407 тонн. Вполне внятная и исчерпывающая информация.
Ничего подобного НБУ электорату не сообщает. Потому никто не знает, чего и сколько в закромах родины, а значит, предметно критиковать нет возможности. В структуре золотовалютных резервов Украины удельный вес доллара составляет 43%, об этом в сентябре заявлял председатель Национального банка Украины Владимир Стельмах. Золотых слитков 26 тонн. Вот почти все, что нам скармливают. Тем не менее, несмотря на партизанщину в НБУ, кое-что удается нацедить во всемирной паутине.
По авторитетным слухам, которые пока не опровергаются НБУ, на кастодиальных счетах (банки, занимающиеся кастодиальным бизнесом, гарантируют клиентам сохранность и возврат их средств. – авт.) почившего в бозе Lehman Brothers осталось около 30% всех вложений НБУ в ценные бумаги. На долларовом корсчете также «загнувшегося» американского банка Wachovia находилось около $1,25 млрд. украинских «заощаджень». Если это действительно так, то для Нацбанка примерно $12 млрд. из ЗВР оказались в подвешенном состоянии. Отталкиваясь от размера квоты валютного кредитования, установленного МВФ для Украины ($2,1 млрд.), можно предположить, что в США заморожены около $14,5 млрд. Следовательно, недавно оформленный кредит МВФ в размере $16,4 млрд., - это всего лишь компенсация нашей стране за бестолково потерянные за рубежом ресурсы. Причем, Украине предстоит получать свои же кровные в виде кредитов на пять лет под 4-5% годовых!
Есть большие сомнения, что при жизни нынешнего поколения нам вернут этакую мелочь. Что такое гарантии банков – мы все знаем по собственному опыту. В этом плане нравы за океаном ничем не лучше украинских. В июле 2008 года «братья Леман» с необеспеченной задолженностью в $157 млрд. исчезли с лица земли. И что-то не слышно, чтобы рачительное американское правительство взяло на себя обязательства разорившегося банка. Выплаты по счетам будут производиться так же аккуратно, как и выплаты «юлиной тысячи». Можем себя поздравить: с легкой руки руководства державы и НБУ в частности Украина попала в разряд «обманутых вкладчиков».
А Международный валютный фонд уже каркает: к концу 2009 года золотовалютные резервы Национального банка с $31,9 млрд. (на 1 ноября 2008) сократятся до $14,9 млрд. Притом, что Украина проест все $16,4 млрд. кредита.
России в этом плане полегче. Значительные средства правительства РФ, застрявшие в облигациях Fannie Mae и Freddie Mac не будут утеряны, ибо в последнее время на законодательном уровне в США были приняты необходимые нормативные акты, которые сделали возможным поддержку со стороны американского правительства этих агентств. Да и сложно пикироваться в этих вопросах с Россией, ввиду того, что она является партнером по «Большой восьмёрке». Это обстоятельство ко многому обязывает власти США.
А вот к таким самостийным пескарям вроде Украины никакого пиетета янки никогда не выказывали. Похлопать по плечу своих вассалов могут, приободрить «не злым тихим словом» тоже не в труд, не слабо напрячь на какое-нибудь мероприятие в свою пользу, но чтобы перед ними метать бисер и исполнять свои обязательства, когда самих приперло, с этим тяжелый напряг. Не для того Америка наладила «долларовый пылесос», чтобы вот так запросто платить по своим векселям.
Тяжкие времена ждут неньку-Украину. Трудно представить, как мы будем выбираться из «халэпы». Не представляют пути выхода из кризиса и наши вожди. Слушая спичи правителей, невольно ловишь себя на мысли, что находишься в палате №6 среди буйных фантазеров. Вот Юлия Владимировна, пообщавшись 14 ноября с Путиным, зажгла на совместной пресс-конференции: «Очень интересен ваш опыт работы с банковской системой, с реальным сектором. Я думаю, что мы в Украине также будем этот опыт обязательно применять». Дело за малым – изыскать $200 млрд., для поддержки реального сектора экономики, и российский опыт будет увековечен в Украине.
Гарант тоже не лыком шит по части идей. 24 апреля сего года пан Президент на пресс-конференции рисовал картину всеобщего благоденствия от того, что Украина находится в рядах ВТО: «Я б сказав би, що вихідна позиція є та, що коли ми говоримо про СОТ, ми говоримо, як про двері, за якими ми стаємо рівноправними партнерами... Мова йде про те, що біля 5 мільярдів доларів, це той приріст товарообігу, який ми очікуємо тільки через те, що ми стали рівними гравцями… От уявіть собі на ці об'єми, а це приблизно десь 35 мільярдів доларів, ми формуємо політику вільної торгівлі, яка зачіпає послуги, товари, робочу силу і капітал. Переконаний, що це геометрична прогресія і до переваг СОТ нам треба добавити переваги режиму вільної торгівлі».
Прошло полгода, и – караул! 12 ноября срочное поручение Кабмину: «Неотложно провести консультации с заинтересованными государствами — членами ВТО и Международным валютным фондом о необходимости применения Украиной мер защиты национального товаропроизводителя…». Досточтимое явление прогрессирующего склероза.
Как это представляет вельмишановный Виктор Андреевич сделать в рамках ВТО? Да ещё после заявления 15 ноября «великолепной двадцатки» G20 , «что рыночные принципы, открытые торговые и инвестиционные режимы и эффективно регулируемые финансовые рынки укрепляют динамизм, инновации и предпринимательство, которые важны для экономического роста».
Вот так всегда – за очередным прорывом в светлые дали следует принятие срочных антикризисных мер. Не соскучишься.
26.11.2008 11:23