…маловато будет 5 миллиардов гривен за такую «промышленную жемчужину». Никак сговорились, демоны, посчитали в ФГИ – и отменили результаты аукциона. Таким образом, компания «Нортима», подконтрольная бизнесмену Игорю Коломойскому и вроде бы выигравшая конкурс, осталась ни с чем. «Одесский припортовый завод» вернулся назад в госсобственность, поскольку его продажа была признана недействительной. А Коломойский теперь обещает судиться до последнего патрона…
Приватизация по-украински
Тимошенко пыталась продать за копейки этот завод одному из своих олигархов. Об этом в комментарии From-UA заявила депутат от Партии регионов Анна Герман.
«Партия регионов последовательно говорила о том, что сейчас нельзя раскидываться такими объектами, сейчас не время продавать, потому что слишком низкая цена. И когда у Тимошенко это не вышло, когда она поняла, что проданный всего за 5 млрд. грн. завод будет очередным снижением ее рейтинга, что люди будут говорить, что она просто продала за копейки близкому к ней олигарху стратегический объект, то она тут же начала кричать про какой-то сговор. У нас еще вчера была информация, что она будет вести себя именно так, и что она и на этой истории будет пытаться себе рейтинг, по крайней мере, не опустить», - отметила депутат.
Депутат отметила, что очень хорошо, что эта продажа признана недействительной и что этот спектакль закончился.
«Мы надеемся, что удастся этот завод сберечь, что он будет работать на Украину до лучших времен. Если наступят лучшие времена, если в стране будет благоприятная экономическая ситуация, если цена будет соответствовать реальной стоимости - возможно, тогда можно будет вернуться к вопросу приватизации. Но в общем регионалы против того, чтобы стратегические объекты, которые могут приносить стране прибыль, приватизировались», - подчеркнула Герман.
Порадовался на пару с Анной Герман и депутат от КПУ Леонид Грач, который не поленился отметить, что чистая прибыль в год Одесского припортового завода составляет более 300 млн. долларов.
«Слава богу, что комиссия не спустила в унитаз очередное и, может быть, последнее золотое яйцо для украинского бюджета, потому что могли бы захлопнуть ларчик, и потом через суды никто бы ничего не восстановил», - сказал Грач корреспонденту From-UA.
«А с точки зрения причины занижения стоимости - так это совершенно очевидно. Что такое пять миллиардов гривен? Это смешно! И это при том, что ОПЗ является стратегическим объектом, которым интересуются международные инвесторы. Так что хорошо, что это притормозилось на этом этапе. И дай бог, чтобы эти тормоза были на всю оставшуюся жизнь в отношении Одесского припортового завода», - резюмировал Грач.
Аналогичного мнения оказался и директор Социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко, который подчеркнул, что за Одесский припортовый завод можно было выручить на 30% больше.
«Я думаю, что чем больше от ОПЗ поступит денег в бюджет Украины, тем лучше. По всей вероятности, на процентов тридцать можно было и больше», - отметил политолог в разговоре с From-UA.
Поддерживает решение комиссии ФГИ и экономист, член Совета предпринимателей при Кабинете министров Виктор Лисицкий.
«Сейчас в мире такая ситуация, что продать что-нибудь по рыночной цене, которая станет понятна через пару лет, очень тяжело. Сейчас во всем мире у очень многих потенциальных инвесторов просто элементарный перепуг и чрезмерная осторожность. И это касается не только таких крупных объектов, как ОПЗ, но это касается чуть ли не всей недвижимости. Поэтому я думаю, что комиссия ФГИ приняла правильное решение. Было бы подозрительно, если бы такой крупный стратегический объект был продан за 5 млрд. грн. Назывались совершенно другие цены, не 5 млрд. конечно же, а в разы больше! Инвесторы, конечно, тоже пользуются моментом», - подытожил экономист.
«Это тебе не мелочь по карманам тырить!»
Помимо причины занижения цены объекта, существует мнение, что вся соль заключается в том, что объект продали не тем инвесторам. В частности, такого мнения оказалась экс-глава Фонда госимущества Валентина Семенюк-Самсоненко, которая назвала все происшедшее фарсом.
«Если конкурс был открытый, то зачем комиссия куда-то пошла на закрытое заседание? Почему они сразу после того, как ударил молоток (по телевидению шла прямая трансляция), не приняли решение и не проголосовали. Это все говорит о том, что продали не тому», - отметила экс-глава ФГИ в беседе с From-UA.
Вместе с тем, Валентина Петровна поведала о том, что существует и третий вариант.
«Сейчас разыгрывается другая карта. Как было в первый раз, когда Константин Жеваго купил «Лугансктепловоз» за 43 млн. Сейчас Коломойский пойдет в суд. Суд будет обязывать ФГИ признать прошедший конкурс и за 5 млрд. грн. продать. А потом перепродадут тем же самым россиянам. Меня больше всего интересуют условия конкурса. Почему я подавала в суд - потому что в них не защищены ни работники завода, ни государство не защищено, потому что в условиях конкурса предопределено, что для перепродажи объекта необходимо согласие фонда, а для создания дочерней компании или совместного производства согласия нет. И поэтому Коломойский перепродаст его «Газпрому», потом они создадут дочернюю компанию, выведут имущественные активы на перевалку, будут пользоваться трубой и перевалкой. А завод будет судиться за невыполнение обязательств табличкой и вывеской, потому что низовые активы выведут полностью на перевалку. Так, как это было сделано по Черноморскому судостроительному заводу», - сказала Семенюк-Самсоненко.
Социалистка также добавила, что в 2005 году, когда она пришла на должность руководителя ФГИ, у нее было несколько судебных решений, которые обязывали ее подписать акт приемки-передачи с Константином Жеваго «Лугансктепловоза», который он купил в 2001 году по цене в 43 млн.
«Я не подписала, я сказала: хотите - платите реальную цену. Я повторно выставила в 10 раз дороже. И 2 млрд. инвестиций. Жеваго не получил посреднических и до сего времени судится», - резюмировала Семенюк-Самсоненко.
Мнения, что приватизация ОПЗ изначально планировалась как махинация, придерживается и директор Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев.
Эксперт убежден, что провал конкурса по продаже Одесского припортового завода был заложен в саму основу и идеологию нынешней приватизации.
«По факту конкурса позиция правительства выглядит несколько парадоксально. Лот готовился с заведомо заниженной стартовой ценой, поэтому торги пошли так, как повели себя сами участники аукциона. Естественно, любой участник аукциона заинтересован в минимальной цене с максимальной выгодой. Это то, что получило правительство. Я думаю, что провал конкурса был заложен в саму основу и идеологию нынешней приватизации, которая свелась к поиску денег для латания бюджета. Сомнительность конкурса, конфликтность власти вокруг конкурса и критическое отношение общества фактически обрекали этот аукцион на поражение, независимо от результата - отдали бы предприятие инвестору или не признали результаты конкурса», - отметил политолог.
По словам Ермолаева, это свидетельствует о системном поражении политики Тимошенко.
«Не случайно госпожа Тимошенко сразу же попыталась перехватить гарантированную критику со стороны оппонентов и первая раскритиковала итоги конкурса. Но как же с прогностической функцией правительства? Как быть с экономистами правительства, которые поддерживали идею и идеологию данного аукциона и соглашались с ценой и целесообразностью продажи? Это еще раз показывает, что такие объекты, как ОПЗ, не могут и не должны продаваться так же, как продаются лавки и рестораны. Даже при всех заумных объяснениях о социальных гарантиях со стороны будущего собственника и прочем. Будущий инвестор для таких объектов - это, прежде всего, не только стратегический инвестор для производства, но еще и партнер правительства в реализации структурных реформ и экономической политики в целом», - подчеркнул Ермолаев.
Политолог также добавил, что, возможно, несогласие с результатами конкурса имеет еще и субъективную сторону - не тот выиграл.
«А подноготная, к сожалению, нам неизвестна, потому что, по всей видимости, существуют еще и какие-то личные корпоративные соображения. Я думаю, в ближайшее время все встанет на свои места», - резюмировал эксперт.
История повторяется. В прошлый раз, когда Тимошенко нечем было латать бюджет, закрыть эти дыры премьер решила за счет Рината Ахметова, решив, что бизнесмен в свое время незаконно купил один из главных стратегических объектов в Украине - металлургический комбинат «Криворожсталь». Сказано – сделано. «Криворожсталь» ушла с молотка за 24,2 млрд. грн. Сам Ринат Леонидович откровенно говорил о том, что правительство попросту украло у него завод, поскольку, как утверждал бизнесмен, МК «Криворожсталь» был им куплен абсолютно законно. Но что было, то было. Только вот 5 миллиардов гривен, вырученные на конкурсе по приватизации «Одесского припортового завода», это никак не 24,2 млрд. грн. А цифры любят счет, и бюджет тоже. Так что хочешь, не хочешь, а выкручиваться как-то нужно! Тем более, что выборы на носу. А для премьера это дело святое, тут, как говорится, все средства хороши.
30.09.2009 10:51