…оперативного погашения – 500 млн. «гринов». А общий должок – 1 миллиард 542 миллиона долларов. Плюс проценты по кредитам - ещё 238 миллионов.
Дело движется к классическому банкротству. И не только горемычной компании, но и суверенного государства Украина. Если держава не в состоянии поддержать в лихую годину свою ведущую структуру, значит, она сама терпит бедствие.
В связи с обнаружившейся неплатежеспособностью украинского монополиста вспомнился пионерский анекдот про козла, которого дилетанты-энтузиасты, приняв за козу, регулярно «доили» и таким образом довели цапа до полной приостановки биологических процессов в его организме.
Нечто схожее приключилось и с «Нафтогазом». Доили, доили… Это надо иметь талант, чтобы компанию, которой на роду написано жить в шоколаде, довести до столь ничтожного состояния. Ежегодно добывать под 20 млрд. кубов газа, перепродавать русский метан в объемах не менее 40 млрд. кубов, транспортировать в Европу по 110 млрд. куб. м и быть в долгах, как в шелках – это нонсенс. Всего 1 год и 9 месяцев как «вона працює» - и флагману отечественной индустрии пришел кердык-труба. Менеджмент от Тимошенко авторитетный американский эксперт Андрес Ослунд ещё в пору её первого премьерства сравнил с ковровой бомбардировкой украинской территории. С того романтического времени ничего не изменилось в подходах вельмишановной.
Таким образом, совершен бросок из ситуации показушной борьбы с кризисом – крАхоборста, до состояния откровенного крОхборства, когда надо клянчить на мировой паперти срочных процентных вспомоществований любых размеров. Причина стремительной эволюции проста, как саперная лопата – дилетантство керманычей. Причем дилетантство предельно агрессивное, брызжущее навязчивыми идеями, без признаков рационального мышления.
Конечно, сам «проект Украина» фатально сложен для реализации и требует от исполнителей недюжинного ума и православного терпения. Прожект сей затевался Западом не для благоденствия постсоветского новодела. Старшие евролица были заинтересованы в Украине как в рынке сбыта европейского товара. Но главное, Европа совместно с янки имела необоримое желание иметь на границе с Россией враждебное ей государство. Дабы чинить препоны русской энергетической экспансии на Запад, и боже избавь, чтобы Россия и Украина учинили какой-нибудь союз.
Для Запада уния России и Украины – это появление потенциально могучего конкурента. Не должен повториться тяжёлый напряг 60-70-х годов прошлого века, когда западному капиталу приходилось изрядно нагружать извилины и шевелить булками в борьбе за выживание в конкуренции с Советской империей. Собственно, нынешний мировой кризис – это категоричный привет из того приснопамятного времени. Западу в начале 1980-х годов пришлось с помощью комплекса вновь изобретенных производных финансовых инструментов и кредитной накачки подстёгивать потребительский спрос, демонстрируя Красной империи лучшее житие-бытие обывателя, хотя бы и в долг. В итоге такого мощного искусственного взбодрямса и случился мировой финансовый инфаркт.
Нынешняя украинская власть, поощряя пещерный национализм со всякими голодоморными истериками, гимнами в честь локальных героев и областных гениев, попала в ловушку. Принятая на вооружение галичанская зоологическая русофобия, как единственно верное учение, лишает её пространства для маневра. Украина, не став полноценным субъектом международного права, приобрела статус объекта приложения внешних центробежных сил, грозящих разорвать её на куски сфер влияния.
В условиях, когда страна пребывает в перманентном кризисе, она ещё лишена «аварийного ресурса» в виде мощной экономики, к которой можно прилепиться и перезимовать лихолетье. Демонизируемая местечковыми холуями евроатлантизма, Россия сама испытывает удары судьбы, конечно, не столь катастрофичные. ЕС – путеводная звезда – красиво мерцает, но совершенно не греет и не обязана греть. Америка, кроме мобилизации вышиванок на антиросийские заварушки, ничего другого не обязана предлагать. Потому оказалось достаточным, чтобы европейские цены на газ обнажили несостоятельность украинского проекта. Судорожные попытки с пользой задружить на евразийских просторах через голову России вызывают отторжение у осторожных среднеазиатских «богдыханов». Очередной пустопорожний визит нашего неприкаянного Гаранта в Туркмению – подтверждение сказанному.
Добавила рисков разложения государства популистская политика последних пяти лет (при росте ВВП в пределах 2,1 – 7,9% расходная часть бюджета росла на 30% и ускорила процесс «социального разогрева»). Держава сейчас не в состоянии платить по социальным векселям. И вопрос здесь даже не в сохранности достигнутого уровня социальной защищённости населения (кстати, далекого от уровня оплёванной советской эпохи), а в сворачивании подавляющего числа социальных программ.
Откуда взяться разумному подходу в деле строительства государства, если правящая элита матерела в забубенные 1990-е, на воровстве-приватизации по-чёрному. Одно дело – систематический труд по организации производительной экономики, другое – вдохновенное функционирование в координатах «украл - продал». В лучшем случае – купил за государственный счет, а продал себе в карман без уплаты налогов. А если образовывался долг, то его навешивали на государство, то бишь на «подлое сословие». Тимошенко, будучи главой ЕЭСУ, сподобилась на мутных схемах перепродажи русского газа наделать долгов перед казной в размере 7,5 миллиарда гривен (1,5 млрд. долл). Ещё в тех свеженьких гривнах, не похудевших от галопирующей инфляции от её прорывов. Долги, естественно, списали. И вот вельмишановная пани с самонадеянностью дилетанта взялась развивать экономику крупного государства.
Агрессивное дилетантство, по сути, является огромным ресурсом для центробежных сил в государстве. Последний инновационный топик, свидетельствующий о неадекватности Тимошенко и её присных – предложенный модернизационный прорыв в электроэнергетике. Суть оного прожекта – в переводе украинских ТЭС с газа на отечественный мелкий и рассыпчатый уголёк.
На первый взгляд, резон в этом есть. На долю теплоэлектростанций в структуре выработки электроэнергии в Украине приходится примерно 45%. Имеется избыток туземного угля, почему бы им не воспользоваться? Однако при ближайшем рассмотрении на уровне ученика профильного ПТУ возникают естественные вопросы.
В отличие от ТЭС, работающей на природном газе, «угольная» модернизация потребует комплекса вспомогательных производств: узлы приемки, разгрузки, транспортировки угля, оборудованные складские площадки, системы гидрозолоудаления, карты золоотвалов, системы серо- и пылеочистки, системы вспомогательного топлива для розжига и подсветки угля и т.д. Для работы такого нехилого хозяйства необходима соответствующая система железных дорог и даже собственное депо электростанции. Всех этих прелестей ТЭС, сжигающая метан, не требует.
Подобная модернизация тянет на «розбудову» новой хорошо забытой старой энергетики начала прошлого века. Склонность Тимошенко к архаичным источникам энергии просто изумляет. Не так давно она демонстрировала публике спрессованный шмат кизяка с соломой, уверяя, что держит в руках великую альтернативу соседскому газу, локус грядущей энергонезависимости.
И еще такой момент. Предположим, предельным напряжением сил и кошельков налогоплательщика газовые ТЭСы и ТЭЦы переведут на сжигание угля. Однако где гарантия, что хозяева генерирующих мощностей будут пользоваться сугубо родным ископаемым топливом, который рубят в штольнях Донбасса? Естественно для компаний в целях экономии средств перейти на импортный уголёк. Ведь он заметно дешевле украинского, даже с учетом расходов на транспортировку. А в ВТО, куда по дурости керманычей засунули страну, протекционизм по отношению к собственному товаропроизводителю больно штрафуется. И что делать, если цены на газ резко снизятся (весьма ожидаемое развитие событий в свете новых приступов мирового кризиса)?
Помнится, в 2005 году Кабмин Тимошенко, борясь (там, где Юля – там вечный бой, покой ей даже не снится) с мясным, сахарным и бензиновым кризисами, открыла двери импорту, практически обнулив таможенные пошлины (потом эта новация была зафиксирована в протоколах по вхождению Украины в ВТО), и тем нанесла невосполнимый урон отечественному производителю. В Украине ещё пару лет назад коптили небо 192 сахарных завода, а сейчас их осталось около полусотни. За два последние года в сахарной и смежных отраслях лишились работы более 120 тысяч работников. О бензине и мясной промышленности – отдельная печальная песня.
Здесь можно вспомнить и клоунаду оранжевых прожектёров по поводу меганационального плана по перегонке угля в моторное топливо, которая блистала три года назад всеми цветами непролазного дилетантства. Из той же оперы тимошенковские закидоны про ежегодную «добычу» с полей и огородов 70 млн. тонн зерновых уже в 2010 году.
Украина – сиречь капище дилетантских планов, программ, проектов, мероприятий и прочей пафосной блажи. Клептократы, бессменно околачивающиеся во власти уже девятнадцатый год, успешно продуцируют лишь «багнючные» схемы самообогащения, выборы и навязчивые идеи. Во всём остальном они записные импотенты.
01.10.2009 09:51