…роста, а уж во время кризиса – вдвойне пагубны. 7 декабря вышел тайно разработанный документ, который для многих стал полным сюрпризом – он запрещает иметь в составе активов ИСИ (Институтов Современного Инвестирования) так называемые «мусорные акции».
То есть бумаги тех эмитентов, которые в течение двух лет не подают в ведомство ежегодную информацию о деятельности, не обнародуют ее; расположены не по месту государственной регистрации; убыточны в течение двух лет, и при этом ценные бумаги таких эмитентов не допущены к торгам на биржах (для ИСИ диверсифицированного типа).
При этом компаниям, имеющим в составе своих активов «мусорные акции», предписано избавиться от них в течение 30 дней после того, как ГКЦБФР назовет определенного участника рынка «недостойным» эмитентом. В то же время акции эмитентов, деятельность которых по результатам двух лет оказалась убыточной, будут терять в цене: за первый год — с коэффициентом 0,25, второй — 0,50, каждый следующий год — до 0,75 балансовой стоимости, а акции, выпуск которых отменен Госкомиссией или по решению суда, не будут стоить вообще ничего.
Ценные бумаги, обращение которых остановлено (кроме случая с реорганизацией эмитента), будут оцениваться по последней балансовой стоимости до тех пор, пока их нельзя будет оценить по рыночной цене.
Хотите зарабатывать на фондовом рынке Украины? Компания "Мастер Брок" предоставит вам возможность самостоятельно участвовать в торгах при помощи эффективной системы интернет-трейдинга masterbrok.com.ua. Обладая даже минимальным капиталом вы сможете начать зарабатывать прямо сейчас.
Деятельность ГКЦБФР во все времена ее существования плохо соответствовала логике развития фондового рынка в стране. Отчасти это связано с тем, что финансирование комиссии никогда никак не зависело от того, есть ли или нет в стране фондовый рынок и в каком он состоянии.
В то же время в деятельности Комиссии всегда прослеживалась логика дотошного администрирования мелочей при попустительстве в ключевых сферах. Что, естественно, дополнялось очевидной симпатией к ряду крупных и приближенных компаний. Один из примеров тому – обсуждаемое новшество.
Комиссия решила очистить от «мусорных акций» уставные фонды компаний и рынок не тогда, когда рынок начинал активно расти – подобный шаг несколько лет назад очистил бы поле деятельности инвесторов от «мусора», повысил бы доверие инвесторов и создал больших потенциал роста рынка. Как это, собственно, и делается в развитых странах.
Но комиссия решила чистить рынок и уставные фонды компаний в разгар кризиса, когда редко у кого дела идут хорошо, получить внешнее финансирование на улучшение качества бумаг, внесенных в уставной фонд, проблематично и очень дорого.
При этом всем участниками рынка и инвесторам совершенно очевидно, хотя это и невозможно доказать, что часть компаний на рынке заранее знали о грядущих новациях и успели или зарезервировать финансовые средства, или запастись бумагами, которым не грозит упразднение по новым критериям.
Для остальных же инвесторов и компаний силу подковерного удара Комиссия только усилила – документ разработали тайно, зарегистрировали в Минюсте тайно, опубликовали неожиданно, срок обновления уставного фонда для компаний установили очень маленький (30 дней).
Одновременно существует угроза того, что практика чистки «мусорных бумаг» госорганами будет распространена и на другие сегменты финансового рынка, например, на страховые компании, в уставных фондах которых также содержится большое количество бумаг, которые могут быть причислены к «мусорным».
Вместе с тем, описываемую административную меру есть возможность обходить, занимаясь имитацией деятельности юрлиц, которые выпустили бумаги, одновременно устраивая искусственные торги на бирже для поддержания уровня котировок по бумагам. Однако в отношении этих лазеек всегда могут быть применены запретительные меры, предсказать логику которых сложно.
Любые неожиданные шаги, особенно по отношению к инвестиционным компаниям, по отношению к фондовому, рынку недопустимы и во время роста, а во время кризиса – вдвойне пагубны.
Убирать мусорные бумаги с рынка и уставных фондов компаний нужно было пять-семь лет назад, когда в страну заходили инвесторы, желавшие видеть рынок надежных инструментов, в которые можно вкладывать деньги. Но тогда чиновники не предоставили им такой сервис, который предоставляется обычно в любой развитой стране мира.
Но зато сейчас, когда компаниям крайне тяжело, когда проблематично привлечь финансовые ресурсы для пополнения уставного фонда, чиновники неожиданно вспомнили о когда-то много лет назад не сделанной работе. Однако вспомнили, имея в виду выгоду для себя, а не для рынка.