Группировка «угольной принцессы» Королевской решила помочь угольному генералу Толчину увести у государства одно из крупнейших предприятий Украины – «Макеевуголь».
Но это не только миллионы тонн угля в год, но еще и градообразующее предприятие для полумиллионного города. Однако в пылу дерибана власть имущие предпочитают об этом не думать. На кону миллиарды, а карманы бездонные.
Вывод «Макеевугля» из-под контроля государства был затеян его директором Станиславом Толчиным по довольно обычной как для Украины схеме. Еще в 2008 году подконтрольный директору коллектив, а вернее особо лояльные Толчину сотрудники, обратились к властям с просьбой взять предприятие в аренду.
Казалось бы, ничего страшного. Рабочие хотят большей независимости, дабы успешнее выдавать уголь на-гора. Однако на самом деле это означает банальное воровство предприятия у государства.
Дело в том, что новое предприятие, которое и будет арендовать шахты у государства, не будет отвечать по долгам старого – госпредприятия «Макеевуголь». То есть на нынешнем предприятии останутся долги и пара стульев. А новый арендатор получит очищенное от долгов поле деятельности. И более того, создающееся в форме ЗАО предприятие будет вольно распоряжаться собственностью на свое усмотрение. А от ЗАО до продажи государственных шахт самому Толчину – один шаг. Два года назад городской голова Александр Мальцев и народные депутаты смогли отстоять интересы народа. Но сейчас алчные пройдохи, предчувствуя политический конец, решили, что карманы в гробу таки есть.
По нашим данным, Толчин в последние дни предпринимает титанические усилия для окончательного завершения своего проекта. Директор заручился поддержкой министра Виктора Полтавца и негласного руководителя углепрома Натальи Королевской, народного депутата от БЮТ, которой Юлия Тимошенко выдала карт-бланш на руководство отраслью. Мзда как за такое предприятие довольно жалкая – $5 миллионов, отстегнутые Толчиным на донецкий штаб Тимошенко, возглавляемый Королевской. Достойный бартер двух спекулянтов.
О роли этой бютовки в освоении семимиллиардных дотаций госшахтам в прошлом году разговор отдельный. Видимо, правоохранительные органы еще займутся этой историей. Сейчас же важно то, что контролируемая бютовцами вертикаль власти помогает Толчину в экстренном порядке продвигать свой шкурный вопрос через Фонд госимущества, также подконтрольный Тимошенко. Если у них все получится, то последствия будут страшные. В прямом смысле этого слова.
Во-первых, государство потеряет контроль над шахтами, производящими стратегически важный для Украины продукт – коксующийся уголь. Он активно применяется в металлургии. Эта отрасль является главным источником доходов Украины на международном рынке. И в последние месяцы отечественные металлурги начали потихоньку выходить из кризисного пике. Увеличились заказы из-за рубежа, но оказалось, что банально не хватает угля для их выполнения. А имеющийся уголь к тому же хотят увести налево.
Во-вторых, город Макеевка окончательно потеряет надежду на возврат долгов от «Макеевугля». Полмиллиона жителей города в прямом смысле слова зависят от того, как шахтеры платят налоги. А толчинцы уже давно платят их из рук вон плохо. Только городскому бюджету «Макеевуголь» уже должен 100 миллионов гривен. И этим делом в настоящее время занимается областная прокуратура. Еще 50 миллионов гривен директор Толчин не заплатил погрузо-транспортному управлению. По сути, нынешнее руководство вообще прекратило платить налоги в бюджеты и фонды всех уровней. И общий долг «Макеевугля» сейчас составляет около 1,3 миллиарда гривен! Вдумайтесь в эту цифру. Всего пару недель назад Донецкий облсовет выиграл иск к правительству на выделение 450 миллионов гривен, необходимых на развитие области. Но долг только макевских шахт в три раза больше, чем нужно донетчанам на всю область. И все эти долги будут похоронены при передаче шахт новому предприятию.
Станислав Толчин хорошо знает, на какой кусок пирога он открыл рот. Объединение «Макеевуголь» включает в себя в себя девять шахт со всеми вспомогательными производствами, а также базу отдыха «Светлана» и четыре детских оздоровительных лагеря. Немереное поле для продажи в опт и розницу, помноженное на неукротимое желание захапать шахты, по идее, должно было бы давно привести нашего героя на нары. Однако у него, с одной стороны, есть высокие покровители, а с другой – вилла на Кипре, куда всегда можно будет сбежать в случае чего.
Толчин особенно и не скрывает своего благосостояния. Известно, что «угольный генерал» питает слабость к часам, стоящим не менее $250 тысяч. Среди автомобильных марок предпочитает Ferrari и Bentley. Одеваться – так у Armani, кутить – так в Prada. Что, согласитесь, не вяжется с тем, что ГП «Макеевуголь» просто перестало платить налоги из-за отсутствия средств.
Вот один из способов, которым Толчину удается выбивать из государства деньги. Директор постоянно заявляет, что его шахты добывают миллионы тонн угля в год. Но под видом угля поставляется нечто, хитро называемое «горной массой». И просьба директора одной из шахт на селекторном совещании: «Дайте хоть несколько тонн угля добавить в горную массу, чтобы ее приняли на обогатительной фабрике», - никого не удивляет.
Отметим, что Толчину уже удавались аферы, подобные нынешним. С 1989 по 2006 год он руководил государственным «Заводом железобетонных, бетонных изделий и конструкций». Далее случилось преобразование государственного завода в акционерное общество, скупка акций Толчиным & Со и назначением на пост директора Александра Срулевича, зятя Толчина. Был у государства завод - и нет его.
Минувшим летом Толчин опять же с помощью Королевской и Полтавца попытался захватить «Макеевпогрузтранс». Но тогда лакомый кусок стал поперек горла. Суд встал на сторону потерпевших от толчинской группы бритоголовых молодчиков.
Вот такой у Макеевки суперхозяйственник Станислав Толчин. Некуда деваться и шахтерам, держащим на своей шее удельного «царька». А тот вообще потерял чувство меры – за счет не платящей налогов шахты развесил на Донбассе и Киеве рекламные билборды, прославляющие «престиж шахтерского труда».
Еще бы Толчин не славил шахтеров. Ведь благодаря им, бессловесным рабам общей безработицы, он в ноябре 2005 года создал ООО «Право плюс», занимающееся исключительно консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления. Какой коммерческой деятельностью может заниматься директор государственного (!) предприятия? Если его бизнес сводится к воровству у государства шахт, то он должен быть квалифицирован как хищение государственного имущества в особо крупных размерах. Но совсем не как передача шахт в аренду команде Толчина, держащей за горло третий по величине город Донецкой области.
Справка
В структуре ГП «Макеевуголь» добычу угля ведут девять обособленных шахт. Разведанные запасы составляют 400 млн т, из них коксующегося угля 285 млн т. Уголь залегает на глубине до 600 м – 59 млн т, от 600 до 1200 м – 302 млн т, глубже 1200 м – свыше 40 млн т. Шахты сданы в эксплуатацию в период с 1920-х по 1970-е годы.
16.02.2010 14:42