Кроме как громом среди ясного неба это не назовешь. Не успели высохнуть чернила премьерской авторучки после подписания правительственного постановления как экономисты с правого крыла правительственной высотки на Грушевского приготовились аннулировать едва отвоеванные позиции на аукционах по продаже нефти отечественной добычи…
Почти год продолжалась, без преувеличения, ожесточенная борьба с целью навести порядок в сфере нефтяных аукционов, пресечь коррупцию и дерибан многомиллионных, а сегодня уже и миллиардных государственных средств. Ситуация начала накаляться весной 2009-го, а уже летом достигла настоящей критической отметки. Дело в том, что аппетиты авторов и режиссеров аукционного представления росли от месяца к месяцу. Если в январе прошлого года средняя цена реализованной на аукционе нефти была ниже рыночной вдвое, то в июне – почти в три с половиной раза, а в августе – в четыре! В денежном выражении прошлогодние аукционы принесли бюджету добывающей компании около 5,8 млрд грн упущенной выгоды.
Схема создания параллельного центра образования прибыли при наполовину государственном предприятии проста (в «Укрнафте» государству принадлежит 50%+1 акция). Условия участия в нефтяных аукционах таковы, что купить сырье на них могут лишь компании, одновременно афилиированные с продавцом и владельцами нефтеперерабатывающих заводов, на которые поступает украинская нефть. В нашем случае это группа «Приват», которой принадлежит оперативный контроль в «Укрнафте» (хотя пакет акций у нее меньше, чем у государства, чуть более 42%), а также управление заводами в Кременчуге, Надворной и Дрогобыче. Поэтому все сырье на аукционах достается одному или двум покупателям, афилированным с «Приватом». Характерно, что все участвующие в схеме предприятия с большой госдолей оказались в 2009 году убыточными или показали существенный спад финансовых показателей. Так, чистая прибыль «Укрнафты» снизилась по сравнению с 2008 годом в четыре раза, а «Укртатнафта» (43% принадлежит государству) отчиталась о рекордном за всю историю убытке – 1,33 млрд грн.
В июле под напором очевидных фактов, свидетельствующих о циничном выведении средств из «Укрнафты» посредством так называемых нефтяных аукционов, Юлия Тимошенко поручила Минэкономики внести изменения в порядок проведения торгов, инициатором которых, к слову, она и является (аукционные продажи ресурсов госкомпаний были внедрены в апреле 2000 года правительством Ющенко).
Удивительно, но инициатива по наведению порядка на аукционах шла не от профильного министерства, которое курирует проведение нефтяных торгов, имея квоту главы Аукционного комитета, а от участников рынка нефтепродуктов. Они логично полагают, что неравные условия доступа к торгам и явно нерыночный характер ценообразования есть прямым проявлением недобросовестной конкуренции, подрывающей нормальное функционирование рынка.
Казалось, точка будет поставлена 23 декабря 2010, когда преодолев сопротивление чиновников, было принято постановление № 1405, которым цены на украинскую нефть «привязывались» к мировым. Достаточно сказать, что по новой методике ценообразования стартовая цена на январском аукционе составила 4980 грн/т вместо 3500, которые намеревалась заявить «Укрнафта». Впрочем, она это и сделала, обжаловав в суде декабрьское постановление Кабмина и продав нефть в среднем по 3380 грн/т и снова недополучив более 270 млн грн. Но если судебные иски «приватовцев» уже никого не удивляют (лидер этого неформального объединения Игорь Коломойский давеча и до Конституционного суда дошел), то по сути оперативная поддержка днепропетровской группы со стороны Минэкономики вызывает недоумение. Ведь предложения, подписанные министром Данилишиным 10 февраля 2010 года и зарегистрированные в его канцелярии под №3705–21/522-04, опять возвращают аукционы на старые рельсы. Настораживает и несвойственная данному ведомству подвижность: то полгода не могли согласовать пять абзацев нового постановления, а теперь за две недели обещают внести новый старый вариант аукционных положений на рассмотрение правительства. Откуда такая прыть? Может потому, что скоро на выход? Остается только гадать, на чью экономику работает одноименное министерство и его глава, а также на то, что новое правительство будет более профессиональным.
Сравнительная таблица к проекту Постановления КМУ, подготовленным Минэкономики Украины