...сроком на 2 года. Данная программа поможет властям восстановить финансовую и экономическую стабильность. В МВФ сообщили, что в ближайшем времени Украина может получить немедленную выплату в размере $4,5 млрд.
Мы поинтересовались у наших экспертов, как они расценивают предоставленный кредит и насколько это хорошо для экономики Украины.
Экономист Виктор Лисицкий считает, что доверие и предрасположенность Фонда к Украине в виде кредита намного важнее и значимее, чем сами деньги. Ведь если Украине протянули руку помощи, это говорит о готовности поддержать страну на пути восстановления и, что самое главное, дальнейшего развития ее наиболее продуктивных и конкурентно способных отраслей. Мы же, в свою очередь, должны грамотно воспользоваться выделенными средствами, подтвердив тем самым готовность сотрудничать и развиваться.
«Это очень хорошо, и дело даже не в размере кредита, а в том, что МВФ еще раз подтвердил, что считает Украину надежным партнером. Фонд видит, что у Украины есть перспективы оздоровления, роста, выхода на рынки с новой продукцией и т.д. Прежде всего, это очень важный сигнал для наших зарубежных партнеров, состоявшихся и потенциальных инвесторов, – подчеркивает эксперт. – Соответственно, это положительный сигнал и для нашего бизнеса, означающий, что нас не бросили и считают достойными партнерами. Этот кредит МВФ должен дать возможность власти решить самые острые проблемы развития нашего бизнеса. В первую очередь речь идет о сферах бизнеса, которые представляют наши конкурентные преимущества. Только развитие кластеров, в которых есть наши преимущества, позволит нам существенно, радикально возродить экспорт и изменить качество нашего роста».
«Это просто здорово!» – не скрывает радости руководитель Школы политической психологии Геннадий Балашов, услышав от корреспондента From-UA о долгожданном кредите. В данном случае заем в виде 16 млрд. долларов для него означает намного больше, чем экономические отношения. Открывая карман для Украины, кредиторы тем самым ускоряют процесс ее евроинтеграции. Более того, чем мы будем ближе к развитым, цивилизованным странам, тем сильнее будет контроль над коррумпированными отечественными чиновниками.
«Под малые проценты нам дают кредит и дают жить аж до 2012 года. И самое главное, что Украину загоняют в долги, чтобы загнать наконец-то в Европу и отменить нашу национальную валюту. Чтобы наши чиновники-олигархи меньше наживались. И для Украины это, конечно, большое счастье, и говорит о том, что нас наконец-то отрывают от России, и мы дружными рядами идем в Европу, в нормальную семью богатых стран мира. Нас уже давно загоняют в Европу, но олигархи хотят сохранить свои пойла. Но их потихоньку, терпеливо лишают этой возможности. А кредиты всегда ставят под контроль правительство, и оно становится еще больше зависимо от этих кредитов, будущих перекредитаций. Это значит, что принято стратегическое решение не выпускать Украину в сторону России. У России денег, чтобы кредитовать Украину, нет, она может максимум 2-5 миллиардов кредитовать, и то в виде газа. А эти кредиты – это уже другой порядок цифр», – настаивает Балашов.
Получение кредита – это лишь часть работы, которую предстоит сделать украинскому правительству для борьбы с экономической стагнацией. По мнению директора Международного института демократии Сергея Тарана, до конца этого года финансовые показатели Украины покажут, насколько эффективно власть распорядилась выделенными средствами. Не стоит также забывать о тех незначительных условиях, на которых Фонд согласился предоставить кредит.
«Наверное, это хорошо, потому что в Украине есть явный дефицит бюджета, очень плохие экономические показатели. А кредит МВФ, прежде всего, выделяется именно для экономики. Вся интрига этого кредита в том, насколько украинское правительство сможет распорядиться полученными деньгами, чтобы провести необходимые реформы и вывести Украину из кризиса. МВФ выставляет определенные требования, но они довольно гибкие. И главное требование МВФ – это налаживание платежной дисциплины и платежного баланса в Украине. Каким образом правительство будет добиваться налаживания баланса – это уже их дело. Нужно посмотреть, сможет ли правительство распорядиться этим шансом в виде кредита МВФ, а результаты будут заметны через некоторое время», – считает Таран.
Дырявый бюджет Украины и непроведение обещанных реформ свидетельствуют о необходимости вливания денег в украинскую экономику. С другой стороны, напоминает руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала, у нас уже есть одна «зависимость» помимо кредита МВФ – это газовые договоренности с РФ. И чем активнее мы прибегаем к помощи внешних заемщиков, тем тяжелее будет учиться самостоятельно поднимать экономику.
«Надо понимать, что пока никаких реформ нет, и они не предусматривают пополнения бюджета, эти деньги нужны. Вопрос в другом – нужна ли такая большая сумма. С Россией мы сели на газовую иглу, теперь садимся на финансовую иглу, – не стесняется в выражениях Бала. – По большому счету, тяжело будет думать о каких-то перспективах развития. Мне кажется, что не все финансовые ресурсы еще задействованы и исчерпаны. Вопрос в том, как эти деньги будут тратиться».
Когда Тимошенко возглавляла Кабмин, выделяемые Украине кредиты уходили не на реабилитацию экономики, как предполагалось. Заем постигла участь казны, которая имеет свойство опустошаться без ощутимых результатов для страны... Если схема государственных расходов при Азарове будет работать в правильном русле, уже этой осенью украинская экономика пойдет на повышение. В противном случае, как рассказал представитель партии «Сильная Украина» Кость Бондаренко, нас ждет финансовая катастрофа.
«То, что Украина получает кредит, еще ничего не значит. Прошлое правительство тоже получило кредиты, но если оно пустило их на проедание, то очень хотелось бы надеяться, что нынешнее правительство пустит его на развитие. И если кредит будет пущен на развитие, то в ближайшие несколько месяцев вряд ли будет заметно для рядового обывателя, что этот кредит получен, и вряд ли будут заметны какие-то серьезные улучшения. Но если кредит будет потрачен в необходимом объеме и необходимой точке приложения, то серьезные сдвиги в украинской экономике можно будет прогнозировать уже этой осенью. Фактически, этот кредит может спасти Украину от прогнозируемого экономического коллапса», – не исключает эксперт.
С таким денежным обязательством перед кредиторами, как у Украины, на ближайшие несколько лет о кредитах следует забыть. По данным, которые приводит директор донецкого филиала Национального института стратегических исследований Юрий Макогон, почти половина отечественной экономики «прохлаждается» в тени. А если средства, выделяемые из госбюджета, оказываются вне государственного контроля, то кредит МВФ, несомненно, постигнет та же участь.
«На протяжении многих лет я был категорическим противником кредитов МВФ, тем более тех, которые были в период премьерства Тимошенко. Брать кредиты для обеспечения макропоказателей (таких, как курс гривны), для закрытия дыр в бюджете – это не тот путь, который должна избирать для себя Украина. Мы государство, которое входит в 10 крупнейших государств Европы, мира, по своему потенциалу и т.д. И брать займы, которые потом нужно отдавать из зарабатываемой на экспорте валюте, с учетом того, что у нас с 2005 года отрицательное сальдо внешней торговли, совершенно неразумно и бесперспективно, – негодует Макогон. – У нас очень вырос внешний долг, и главным образом по линии МВФ. У нас, по разным оценкам, от 37% до 50% – теневая экономика. При такой схеме брать новые средства означает снова растворить их в теневой экономике. Самое важное, что этот теневой спектр, коррупция и проникновение людей, связанных с теневым бизнесом во власть, предопределяет, что эти средства уйдут не по тому пути».
В 1994 году лидер ПСПУ Наталья Витренко защищала докторскую диссертацию на тему макроэкономики. Уже тогда политик осознавала всю опасность, которая кроется за «помощью» учреждения ООН. Главная цель МВФ заключается в обеспечении США доступа к финансам нуждающимся в помощи странам. Предоставив кредит, Фонд попросту превратит Украину в рынок сбыта иностранной продукции производства, усугубив еще больше ее национальную экономику.
«Принцип МВФ – это дать кредиты под убийство национальной экономики. Вот почему для США, как главного держателя этого фонда, это очень выгодно. Убивается национальная экономика, а экономика США развивается все большими темпами, потому что она захватывает все новые и новые рынки сбыта своей продукции и сырья. И этот принцип работы МВФ неизменный с 1944 года. Поэтому я еще 16 лет назад была против, чтобы Украина входила в МВФ и брала кредиты. Очередной транш – это не исключение, а повторение того же правила. Они дают транш под условие сокращения дефицита бюджета, это их главное условие. А дефицит бюджета они требуют сокращать, прежде всего, за счет капитальных вложений в собственную экономику и за счет сокращения социальных программ. Я называю деятельность МВФ финансовым фашизмом», – призналась Витренко.
02.08.2010 07:13