...премьер-министр Украины Николай Азаров.
«Если в Украине политическая стабильность удержится в течение двух лет – от нынешней оппозиции ничего не останется», – спрогнозировал он, отметив, что после летней «спячки» оппозиция проснулась и теперь пытается дестабилизировать политическую ситуацию в стране. «Но палки в колеса мы себе не позволим ставить никому, мы эти палки переломаем и пойдём дальше», – предупредил премьер.
Видимо, шансы на дестабилизацию есть. Во-первых, Азаров начал своё предположение о двухлетнем сроке исчезновения оппозиции со слова «если». Во-вторых, на пустом месте о таких вещах, как ценность политической стабильности, не говорят. Это как с воздухом – пока он есть, его попросту не замечают. Значит, Николай Янович что-то учуял и поспешил дать сигнал, что «палки» будут переломаны. Власть дорожит своим положением и просто так отдавать его не намерена.
Но это было понятно и так. А вот судьба оппозиции, предсказанная Азаровым, – это из разряда чего-то новенького. Почему именно два года, а не полтора или три? Как это – исчезнет полностью? Совсем-совсем? Что будет вместо неё и будет ли? Слова премьер-министра попытались истолковать очень разные люди.
«Как ни странно, я считаю, что он (Азаров. – Ред.) не очень далек от истины, если он имеет в виду, что от оппозиции в том виде, в каком она сегодня существует, останутся одни маргинальные фрагменты. Это правда», – заявил директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
В то же время он отметил, что данные высказывания абсолютно неправильны, если имеется в виду отсутствие в 2012 году оппозиции вовсе. «Просто она будет совсем другая. Это оппозиция, которая будет опираться не только на запад страны, но и на центр, и на восток – т.е. это будет совсем иная оппозиция. Это, я думаю, вполне резонно», – сказал политолог.
С тем, что оппозиция останется, согласен и другой эксперт – Вадим Карасев. Руководитель Института глобальных стратегий и один из лидеров партии «Единый центр» объясняет это действием не только экономических и социальных факторов, но силой национально-демократической идеи в обществе.
«Даже если будет и политическая, и экономическая стабильность, тем не менее, всегда будут политические силы, которые не будут воспринимать, тем более принимать курс нынешней власти на дальнейшее сближение с Россией, например, на слияние «Нафтогаза» и «Газпрома», которые не будут поддерживать образовательные инновации Табачника и т.д.», – заметил он.
Карасёв уверен, что это истребить не удастся. «Оппозиционно-образующими факторами в Украине являются не только политическая стабильность либо политическая нестабильность, есть еще то, что называется национальной идеологией, национальным патриотизмом, отношением к украинской государственности и его геополитическому курсу. С этой точки зрения оппозиция в Украине всегда будет. Будут меняться люди, но оппозиция, если власть будет придерживаться того курса, которого она придерживалась на протяжении последнего времени, будет», – спрогнозировал он.
Азаров немного поторопился с заявлением об исчезновении оппозиции и не успел подумать, о чём говорит. В этом уверен нардеп-нунсовец Юрий Кармазин. «Даже не очень-то хочется и комментировать, потому что если называть полным крахом промышленности то, что сегодня называет Азаров стабильностью, если называть абсолютным крахом «профессиональную» вертикаль, которая сегодня построена, то это, конечно, стабильность. Потому что через два года и страны может не быть, и тогда не будет ни власти, ни оппозиции», – предрекает он.
Оппозиция была, есть и будет, а стабильности в хорошем понимании этого слова, к сожалению, нет, отметил Кармазин. «Я могу сказать, что, во-первых, через два года точно будет оппозиция, и, возможно, она будет у власти. И во-вторых, точно премьером не будет Николай Янович Азаров. Можете мои слова отнести в швейцарский банк», – предложил политик.
Скептичен по отношению к прогнозам премьер-министра ещё один представитель оппозиции – депутат от БЮТ Михаил Волынец. «Это мечты и сладкие сны Азарова», – заметил он.
Волынец оправдывает неконструктивные действия своих коллег якобы вопиющими ошибками правительственной команды, мол, именно потому, что оппозиция вынуждена спасать людей от издевательств, она и выглядит немного маргинальной. «В целом пока нечем хвалиться ни правительству Азарова, ни в целом власти и той политической силе, на которой держится эта власть. А подобные заявления – для чего они? Что, от этого людям легче станет и демократии добавится? Нет. Николай Янович еще больше потеряет свой авторитет и все», – считает бютовец.
С тем, что Азаров допустил эмоциональное заявление, согласен и представитель коалиции, нардеп от Блока Литвина Олег Зарубинский. «Я не знаю, что такое нынешняя оппозиция, честно говоря, поскольку очень много людей, которые позиционируют себя как оппозиция, имеют реальные рычаги власти, во-первых, а во-вторых, продолжают решать многие вопросы за счет партнерских отношений с властью. Я бы по-другому сформулировал: через два года оппозиция будет, и дай бог, чтобы и через 5 лет была, потому что ни одно демократическое государство не может функционировать как демократическое, если нет оппозиции», – отметил он.
Зарубинский также выразил сомнение, что до 2012-го политически «доживут» нынешние лидеры из числа оппозиционный партий. «Не должно быть конфронтации, но конкуренция и политическая, и партийная, и избирательная, и конкуренция программ должна быть, поэтому в этой части оппозиции останется. А останутся ли нынешние конкретные политики, которые себя в оппозиции считают, у меня большой вопрос», – поделился размышлениями нардеп.
Экономическая стабильность действительно может стать политическим приговором для украинской оппозиции. Поддержать Азарова вызвался представитель КПУ Спиридон Килинкаров. «Политическую стабильность можно гарантировать только через экономическую стабильность. Если люди вовремя будут получать заработные платы, пенсии и стипендии, то, без сомнения, такая стабильность будет», – отметил он.
Но если будут расти долги по заработной плате или ещё каким-то образом будут ущемляться интересы людей, то ни о какой стабильности говорить не придется, предупреждает Килинкаров. «Очень много зависит от действий исполнительной власти, насколько она будет эффективно работать в экономической сфере. Для оппозиции экономическая и политическая стабильность будет сильным ударом, но ее нужно ещё обеспечить», – предупредил коммунист.
Об исчезновении политических противников речи не было, Азаров имел в виду «нейтрализацию» базы для деструктивной, разрушительной оппозиции, объяснил народный депутат от Партии регионов Михаил Чечетов. «Для того, чтобы была сильная демократическая страна, должна быть сильная демократическая власть. А сильная демократическая власть будет только тогда, когда будет сильная демократическая оппозиция», – уверен регионал.
Он привел в пример Украине Соединённые Штаты Америки, где есть сильная держава, которую поддерживают демократические власть и оппозиция. «Мы хотим, чтобы была сильная оппозиция. Но мы должны помнить, что мы плывем в одной лодке, и ни оппозиция, ни власть не должны разрушать эту лодку», – отметил политик.
Без оппозиции, в общем, никуда – это понимают даже во власти, и есть надежда, что понимает и сам премьер-министр, слова которого по-разному интерпретировали опрошенные политологи и депутаты. Но и самой оппозиции ещё только предстоит научиться быть действительно оппозицией, реальной альтернативой, а не просто политическим врагом, испепеляющим в конфликте за власть всё вокруг и списывая это на «издержки войны», на которой, как известно, «все средства хороши». Поэтому если через два года подобного рода «войнушки» закончатся на фоне улучшения благосостояния рядовых граждан – лучше будет действительно всем.
И тогда политическая конкуренция будет проходить не под сегодняшними лозунгами а-ля «А при них ещё хуже, чем при нас!», а под девизами вроде «Сегодня хорошо, но завтра может быть ещё лучше!». Хочется верить, что именно это, а не исчезновение после репрессий, и имел в виду Николай Азаров, когда предвещал будущее украинской оппозиции.
14.09.2010 10:48