Остров несвободы
26.05.2011 12:54
...ездить за границу без специальных разрешений вызвало в мире бурную дискуссию о том, сможет ли это островное государство по-настоящему реформироваться и стать экономически развитой страной региона. Эксперты и политики обсуждают возможность снятия с Гаваны экономического и политического эмбарго. По данным ООН, это ограничение торговли только за последние 5 лет нанесло стране свыше $ 4,5 млрд. убытков.

Однако 13 мая 2011 года президент США Барак Обама, выступая в Майами, заявил, что пока не видит реальных преобразований, поэтому о снятии экономической блокады говорить рано. По мнению американского лидера, Вашингтон должен увидеть реальные реформы, а не декларации, и только тогда примет решение. Сейчас эксперты признают, что реформы на Кубе осуществляются пока лишь на бумаге, – от Рауля Кастро в 2008 году, когда он провозглашал свои преобразования, ожидали намного большего.

Между тем, ситуация в мире в настоящий момент на руку кубинцам. Они могут использовать то, что Соединенные Штаты в последние месяцы стали активно интересоваться ситуацией в Западном полушарии. Главной причиной возврата интереса к Латинской Америке стало обострение конкуренции за рынки сбыта в мире и осознание того, что Китай уже далеко продвинулся в сотрудничестве с такими странами, как Бразилия, Венесуэла и Аргентина, а лидеры этих стран преимущественно не хотят развивать отношения со Штатами.

С другой стороны, Вашингтон с волнением наблюдает, как растет активность разных компаний по отношению к нефтяному шельфу Кубы. По оценкам U.S. Geological Survey, сейчас там приблизительно 4,6 млрд. баррелей в разведанных запасах. Но здесь американцев интересуют не только деньги, но и экологическая безопасность. Ведь в одиночку Куба не сможет разрабатывать эти месторождения, поэтому будет привлекать зарубежные компании. А такое бурение в Карибском море компанией ВР уже закончилось год назад крупнейшей техногенной катастрофой в истории США. И теперь проконтролировать бурение на Кубе будет невозможно.

Поэтому именно сейчас Гавана может получить толчок к развитию своей экономики и выйти на мировые рынки. Социалистическая система, даже по словам правителя Кубы, уже не отвечает нуждам населения. Однако пока реформы стоят на месте.

Лидер и партия

В 2008 году Рауля Кастро избрали председателем Государственного Совета Кубы. В своей первой речи в качестве лидера страны он сразу же заявил, что поставит перед собой цель перестроить экономику страны и общественную жизнь. Тогда он сказал, что ставит перед собой несколько целей, которых должен достичь за два года. Во-первых, уменьшить роль государства в экономике и увеличить количество занятых в негосударственном производстве. Во-вторых, провести децентрализацию экономики, чтобы дать больше прав местным общинам, ибо они пока не могут вмешиваться в плановую экономику центра. Наконец, власть страны начала движение за пересмотр норм международной торговли, поскольку в 2008 году она, по данным Мирового банка, давала Кубе лишь 5 % ВВП страны, тогда как ее островные соседи с меньшей территорией получали от этого гораздо большие прибыли.

В это же время в США начинала активно разворачиваться предвыборная кампания, и кандидат в президенты Барак Обама обещал избирателям наладить экономические и политические отношения с соседями и наконец завершить период невыгодной для всех изоляции.

Однако за два года ситуация не изменилась. На самой Кубе реформы проводятся очень вяло. По мнению аналитика Council for Foreign relations Эмиле Свейг, Рауль Кастро встречает сопротивление внутренней оппозиции. «За два года многие его инициативы не были претворены в жизнь. Возможно, это противодействие со стороны правящей коммунистической партии, особенно на местах, поскольку при демократизации она потеряет свои главенствующие позиции», – сказала эксперт. Многие также считают, что программа реформ могла быть всего лишь декларацией – с тем, чтобы добиться снятия экономической блокады, а на рыночные преобразовывания кубинское руководство и в самом деле без Фиделя Кастро не настроено.

С другой стороны Флоридского пролива тоже не были готовы интересоваться Кубой. Теперь президент Обама уже больше говорил о перезагрузке отношений с Россией и разрешении конфликта на Ближнем Востоке и забыл о Латинской Америке. По мнению Стивена Мила, профессора государственного университета Флориды, за те два года американские континенты явно страдали из-за нехватки внимания со стороны Вашингтона. «США вкладывали деньги в то, чтобы получить регулярные поставки нефти из арабского мира, потому что эти рынки считались очень перспективными, а цены на энергоносители росли. А вот ситуация на Кубе и в Латинской Америке напоминала правление Ричарда Никсона, который тоже забывал об этом регионе», – считает эксперт.

Поэтому соседи говорили о возможном примирении, но не думали предпринимать шаги навстречу друг другу. Например, финансирование программ в Карибском бассейне со стороны США за 2009 год уменьшилось на 20 %. Не последнюю роль в этом сыграло и землетрясение на Гаити в 2009 году. Тогда эта страна успела потратить за полгода больше $ 2 млрд. и не восстановить разрушенные города. В государственном департаменте США правительство этого острова открыто обвиняли в разворовывании средств. До 2011 года Латинская Америка была по большей части неинтересной самому большому политическому игроку в регионе, а Куба, которая не проводила новые реформы, тем более.

Нефтяной и китайский факторы

Однако ситуация очень быстро изменилась. В Северной Африке начались восстания, и страны резко сократили поставки нефти на мировой рынок. Одна только Ливия снизила добычу нефти на 240 тысяч баррелей за один день, что составляет 25 % ее общего экспорта энергоносителей. Поэтому нужно было быстро заменить эту нефть, ведь часть ее шла в США. Кроме того, беспорядки в Кот-д'Ивуаре могли повлиять на активность повстанцев в Нигерии, откуда Вашингтон получает более трети нефти. К началу апреля 2011 года эта страна, по данным OPEC, снизила добычу на 83 тысячи баррелей за одни сутки из-за протестов рабочих на нефтяных платформах.

Поэтому США стали пристальнее приглядываться к странам Латинской Америки и их запасам энергоносителей. В марте 2011 года Барак Обама осуществил поездку по нескольким странам региона и заявил, что планирует вернуться к вопросу сотрудничества в рамках Западного полушария, потому что долгое время не уделял им надлежащего внимания.

Кроме того, в США состоялись парламентские выборы, и республиканцы получили большинство в Палате представителей. А республиканцы всегда жаловались на то, что администрация нынешнего президента мало внимания уделяет делам своего континента.

Наконец, в мае 2011 года власть Кубы заявила, что думает о том, чтобы начать глубоководное бурение на своем шельфе. В США считают, что это может быть слишком опасно. Ведь прошел всего год после крупной аварии на глубоководной платформе компании ВР. Ущерб, причиненный ею природе, оценивается приблизительно в $ 30 млрд., однако пока компания не начала выплачивать деньги. Поэтому новое бурение вблизи своих берегов воспринимает очень негативно. Актуальности этому вопросу придает согласие испанской компании Repsol бурить у берегов Кубы и в ее территориальных водах. Поэтому у обеих стран есть основания возобновить диалог.

Политика и недоверие

В начале 2011 года ситуацию между странами испортил гражданин США Алан Грос. Его задержали на Кубе и обвинили в поставке телекоммуникационного оборудования диссидентам. Государственный секретарь США Хиллари Клинтон заявила, что Гавана должна немедленно выпустить американского гражданина, а кубинцы на это ответили выдвижением Гросу обвинений, потянувшим на 20 лет тюрьмы. Кроме того, власть Кубы провела новые аресты среди оппозиции в начале мая. Поэтому отношения между странами снова усложнились.

Заявление Рауля Кастро об отмене разрешений на свободный выезд за границу опять поставило США перед нелегким выбором. «Понятно, что у многих кубинцев нет денег на переезд в США или в другую страну, поэтому разрешение было не столь важным. Однако теперь Вашингтон должен показать, что тоже заинтересован в развитии отношений», – считает Эмиле Свейг.

Именно поэтому Барак Обама заявил, что хочет увидеть реальные реформы. Однако неизвестно, способен ли кубинский лидер их провести, ведь существующая на острове уже 50 лет система может не выдержать разгосударствления экономики и открытия рынков. И тут одной политической воли может не хватить. Тем более что ближайший сосед смотрит на все это с подозрением и не хочет снимать торговое эмбарго.
Павел Сивокинь
«Главред»