Лоббировать украинский бизнес за рубежом все-таки должны экономисты под руководством Минэкономразвития. Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту Новости Украины – FromUA рассказал экс-министр юстиции и депутат от блока «Наша Украина» Роман Зварыч. Он убежден, что министр экономики больше понимает потребности украинских предприятий, фирм, глубже видит экономическую ситуацию и перспективы развития Украины, при этом, однако, сотрудничая с МИД. Бывший госчиновник поведал о некоторых нюансах в работе дипломатов, а также подчеркнул, что успех нашей внешнеэкономической деятельности зависит от имиджа Украины, который сейчас в упадке.
Новости Украины - From-UA: - Первый вопрос связан с проблемами экономической дипломатии. В ноябре я был на круглом столе, на котором присутствовали представители Минэкономразвития, МИД, экс-дипломаты, эксперты и ученые. Они разбирались, кто и как должен лоббировать интересы украинских компаний за границей — МИД или Минэкономразвития. Оказывается, и кадров у них не хватает с экономическим образованием, и якобы эта проблема встала только сейчас. Была ли она раньше?
Роман Зварыч: - Я считаю, что она вечная. Вечная в том понимании, что проблема представляет собой институциональный конфликт, который, я думаю, закономерный. Закономерность его заключается в структуре Кабмина. И это свойственно не только Украине, и я полагаю, что такой конфликт решается по-разному в разных странах. Все это зависит от каких-то особенностей, которые свойственны тем или иным ведомствам. В чем проблема? Проблема в том, что в отношении того вопроса, который вы задали, сферы деятельности этих двух ведомств переплетаются, потому что понятно, что в обязанности Министерства экономики входит обеспечение интересов отечественных предприятий за рубежом. Это же словосочетание можно употребить и относительно сферы деятельности Министерства иностранных дел. Я считаю, что все зависит от самого министра. Если есть два мощных министра, то ясно, что они будут сталкиваться лбами. Например, когда министр иностранных дел меньше озабочен проблемами экономического развития Украины, а основное время уделяет свойственным ему функциям — дипломатии.
Новости Украины - From-UA: - А что Вы скажете о работе нынешних министров - Леонида Кожары и Игоря Прасолова из МИД и Минэкономразвития соответственно?
Роман Зварыч: - Я бы не хотел сейчас затевать эту дискуссию, потому что у меня очень негативная оценка Кабмина в целом, поэтому это отдельный разговор. Я убежден в том, что это вторичный вопрос. На самом деле важно, кому будут подконтрольны торговые палаты, коммерческие атташе, коммерческие представители при наших дипломатичных миссиях, которые находятся за границей (к слову, директор Департамента экономического сотрудничества МИД Игорь Николайко на круглом столе пообещал, что будет подписан закон о торгпредставительствах и наборе кадров для работы с экспортерами и регионами – Ред.). Понятно, что министр иностранных дел не будет позитивно смотреть на то, что в заграничном диппредставительстве есть человек, который не будет ему подчиняться и будет делать то, о чем глава ведомства не будет знать. Ясно, что и министр экономики хотел бы получать какую-то информацию от этого человека, который должен заниматься лоббированием интересов наших предприятий. Я бы очень хотел верить, что эта работа проводится без каких-либо коррупционных факторов, что этот лоббизм (а он естественен и необходим) не имеет коррупционной составляющей. Кто-то должен контролировать, что человек, руководящий торговой палатой за рубежом, не получает «гонорары» и не имеет своего интереса в том, что он лоббирует чьи-то интересы.
Новости Украины - From-UA: - То есть коррупционная составляющая — это единственный недостаток в дипломатии? Какие еще существуют?
Роман Зварыч: Я не говорил, что это единственный недостаток. Я думаю, что остро стоит вопрос в подготовке и подборе кадров - насколько они квалифицированы для того, чтобы выполнять такую важную работу. Насколько руководствуются интересами государства, осознавая приоритеты, которые ими определяются. Например, Украине как государству наиболее интересно продвигать интересы, скажем, металлургических предприятий, а химических или сельскохозяйственных — меньше. То есть дипломат или экономист должен понимать, что его работа должна быть подчинена определенным стратегическим приоритетам. Кто их должен определять? Понятно, что министр иностранных дел не должен непосредственно влиять на этот процесс, поскольку это задача министра экономики, который видит полную картину экономического развития, экономической ситуации нашей страны. Он лучше понимает потребности наших предприятий, чем это знает и понимает министр иностранных дел.
Новости Украины - From-UA: - В отличие от крупных корпораций, будет ли иметь успех размещение на иностранных биржах акций небольших украинских компаний, не занимающихся металлургией и коксохимической промышленностью или сельским хозяйством?
Роман Зварыч: - Я не знаю, я в этом не специалист. Мне кажется, что нам сейчас надо поговорить о том, о чем мы еще не говорили. О неком фоне за деятельностью наших представительств, о фоне наших возможностей за границей, потому что наш успех во внешне-экономическом торговом направлении будет зависеть от того, какой имидж имеет страна на международной арене, в частности, по отношению к обеспечению инвестиций, по обеспечению неприкосновенности контрактов, которые заключаются между отдельными хозяйствующими субъектами.
Я хотел бы акцентировать внимание на гарантиях и практике государства применять верховенство права. Вот тут мы на последних позициях. И пока мы не исправим нашу внутреннюю политико-правовую ситуацию, я уверен, что у нас не будет каких-то серьезных успехов в экономическом плане. Наш имидж постепенно падает. На это влияют разные политические процессы. Например, если в стране высокая политическая нестабильность, понятно, что частные предприятия становятся рисками - с ними не хотят иметь дел. Потому что тому, кто мог бы быть заинтересован в сотрудничестве с украинской фирмой, никогда не дадут гарантий, что завтра эта фирма не обанкротится из-за политического давления со стороны режима. Когда я говорю «режим» и «давление», я не обязательно имею в виду Украину, я говорю в общем. Политическая нестабильность, превышение полномочий налоговой, злоупотребления властью со стороны фискальных структур по отношению к корпорациям и компаниям отпугивает возможных партнеров, хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в других странах.
Новости Украины - From-UA: - Совсем недавно в связи с жесткой экономией Леонид Кожара подписал указ о сокращении украинских ведомств за границей. Многие послы должны были вернуться в Украину до 30 апреля, а ротация должна состояться не ранее 1 декабря 2013 года. Как Вы думаете, каковы могут быть последствия этого простоя в дипломатии?
Роман Зварыч: - Есть общие правила, которые используются в дипломатических представительствах со стороны более развитых стран. Например, США имеют неписаное правило — дипломат не должен служить в той или иной стране более 2 лет, даже если он и высокого калибра. То есть ротация — это естественное явление. Причина заключается в том, чтобы тот человек не пускал слишком глубоко корни, не создавал личные связи, которые могли бы влиять на его оценку, которая со временем становится субъективной, в то время как в центральном ведомстве необходима точная и объективная информация. Поэтому ротация — это естественно. Но есть и другой аспект. Он заключается в том, что любой министр захочет продвигать свои приоритеты в пределах стратегии, которая определяется правительством и президентом. И очевидно, что ему необходимо иметь людей, которые не меньше преданы этим стратегическим приоритетам, а это уже политика. Но дипломатия от политики не убежит, она как раз определяется политической ситуацией в стране. Я не считаю большим грехом то, что министр хочет поставить на ключевых позициях за границей своих людей. Только очень бы хотелось, чтобы эти люди были квалифицированными, чтобы они в первую очередь исходили из государственных интересов, чтобы они четко понимали эти интересы, чтобы также понимали, каким образом вырабатываются приоритеты. В частности, если они будут распределены по стратегическим пунктам по миру.
Новости Украины - From-UA: - То есть Вы считаете, что сейчас в этом вакууме не произойдет никакого хаоса?
Роман Зварыч: - Мне тяжело это оценить. Я никогда не был главой МИД. Мне кажется, что какое-то время возможны определенные перипетии. Вы это называете вакуумом, что, возможно, и так. Но я не вижу, чтобы с институциональной точки зрения мы априори можем эти перестановки называть проступком или грехом. Поживем — увидим, какие будут кадровые назначения и как они будут действовать в контексте определенных стратегических приоритетов.
Новости Украины - From-UA: - Считаете ли Вы, что народ должен быть информирован о работе дипломатов? Мы видим, что политические деятели Запада как-то коммуницируют со своими гражданами через Интернет. Недавно я был на конференции, которую организовал Институт мировой политики, где говорилось, что у нас так называемая «твиттер-фэйсбук-дипломатия» пока не прижилась, и люди не видят никакой быстрой информации в этих соцсетях от министров и дипломатов.
Роман Зварыч: - Я считаю, что есть один главенствующий принцип, который должен был бы действовать в любой демократической стране - госслужащие, в том числе и дипломаты, должны быть ответственны перед своим народом. В этом контексте понятно, что мы должны находить полный спектр возможностей для того, чтобы информировать народ о положении дел: что делается; какие у нас отношения с отдельными странами; какие вопросы ставят те страны, с которыми мы взаимодействуем, в том числе и в стратегическом плане.
Должны использоваться и социальные сети, но не только они — есть и другие методы для того, чтобы выполнить это задание. Например, более традиционные пресс-брифинги, которые проводят наши дипломаты и руководители дипмиссий в отдельных странах мира. Но есть и не совсем традиционные, еще не совсем «притершиеся» методы, которые, как мы видим, применяются другими странами.
Кое-кто из дипломатов является более активным пользователем социальных сетей, кое-кто менее активный. Это дает свои результаты. Мне кажется, что эту некую реальность не до конца опробованной нами, но я вижу, что она дает позитивный эффект во многих государствах.
Однако есть иная сфера дипломатии, которая требует закрытости, секретности, которая, если она будет рассекречена, становится совершенно неэффективной. Если дипломат имеет связи с высокопоставленным чиновником, членом правительства другой страны, и этот чиновник на принципах анонимности дает ему какую-то информацию о том, что делается в отношении этой страны или по отношению к каким-то производным интересам, которые наша страна могла бы иметь, то рассекречивание этого контакта его скомпрометирует. Это не обязательно означает разведдеятельность. Это, скорее всего, элементарная дипломатия. Тебе необходимо иметь информацию, потому что без нее ты не сможешь направлять соответствующие предложения в центральное ведомство, без которых оно не сможет представлять картину политических отношений в мире. Поэтому, учитывая главенствующий принцип, мы никогда не должны забывать, что есть оперативные методы деятельности дипломатов, которые во многих случаях требуют непубличности.
23.05.2013 16:00