Всё тщательно проверив, 1 сентября 1896 г. Пикар подал рапорт, где чётко обосновал, что бордеро написал Эстергази. Однако генералы Генштаба были ярыми антисемитами и поэтому не желали пересмотра дела Дрейфуса.
Не убедив Пикара хранить всё в тайне, они отрядили его в Алжир подавлять восстание арабов. Одновременно генералы поручили Анри поработать с досье Дрейфуса.
Для начала Анри публикует вышеупомянутое письмо Шварцкоппена, где идёт речь о Д. Потом на почте «случайно» обнаруживают свежее письмо к Дрейфусу, уже 18 месяцев томящемуся в ссылке, где меж строк скрывалось шпионское послание.
Кроме этой находки, досье Дрейфуса вскоре пополнилось письмами Паниццарди к Шварцкоппену, в которых, после правок Анри, итальянец предлагал отрицать, что Дрейфус – шпион, и помогать деньгами тем, кто их в этом поддержит. Последний нюанс Анри был нужен для того, чтобы скомпрометировать Пикара.
Но, увлёкшись, Анри грубо ошибся. 10 ноября в газете появилось фото бордеро. Этот промах имел важные последствия. Во-первых, все, кто был знаком с каллиграфическим почерком Дрейфуса, убедились, что Альфред просто не мог писать столь безграмотными каракулями. Во-вторых, видевшие письма Эстергази тут же узнали руку венгра и сообщили об этом прессе.
В результате целый ряд влиятельных деятелей стали требовать пересмотра дела и освобождения Дрейфуса. В ответ генералы подняли мощную волну шовинизма. Реакционная пресса и правые политики вопили о сговоре евреев с целью гибели Франции и призывали к погромам.
Но вернёмся к Эстергази. Особенно шатким его положение стало после того, как в июле 1897 г. Пикар вырвался в Париж и сумел убедить вице-президента сената добиться расследования деятельности венгра. Однако усилиями Пати де Клама, ставшего следователем по делу, 11 января 1898 г. Эстергази был оправдан и с почётом пронесен в свой бордель.
Но на следующее утро после суда в газете L’Aurore появилась статья «Я обвиняю». Её автор – писатель Эмиль Золя – обвинял генералов в целом ряде проступков, и прежде всего – в приказе оправдать шпиона Эстергази.
Сам факт этой публикации в газете главы крупной Радикальной партии Жоржа Клемансо говорил о том, что беды Дрейфуса приобрели общенациональное значение.
В ответ генералы организовали митинги под лозунгом: «Смерть Золя! Долой жидов!». Видных дрейфусаров увольняли, дрейфусарские газеты не могли купить бумагу, а полиция участвовала в травле евреев.
Особенно наглыми выходки антидрейфусаров стали после того, как генералы в феврале 1898 г. подали в суд на Золя за клевету. Судьи отказались рассматривать материалы Пикара и приговорили писателя к 3 годам тюрьмы. Чтобы продолжить борьбу, Золя бежал в Лондон.
От досады правые разгромили еврейские лавки по всей стране. Более умные антидрейфусары поняли, что дело обретает мировую огласку, и решили избавиться от одиозных фигур. Прежде всего, Мерсье заменили генералом Кавеньяком, который ещё не успел оскандалиться.
Новый военный министр прежде всего добился суда над Пикаром за раскрытие тайны – ведь тот опубликовал ряд фальшивок Анри. Однако на процессе стало ясно, что досье Дрейфуса и вправду кишит подделками. В итоге 30 августа 1898 года Анри арестовали.
Он сразу признал, что исправил в письме Шварцкоппена к Паниццарди «Р» (псевдоним Эстергази) на «Д». Наутро Анри нашли в петле, а Эстергази бежал в Лондон, где сознался газетам в авторстве бордеро. Теперь дрейфусары были на коне. Постепенно им удалось добиться освобождения Пикара, амнистии Золя и ареста главарей погромщиков. Наконец, в июле 1899 г. кассационный суд назначил дату пересмотра дела Дрейфуса.
7 августа 1899 г. в городок Ренн съехались толпы людей. Дрейфус после 1800 дней ссылки выглядел стариком. Генералы же, наоборот, были бодры – ведь они успели состряпать новые фальшивки. На самом процессе Мерсье с дружками поучал судей и пугал всех басней о сговоре евреев. Однако адвокаты успешно разоблачали проделки генералов. Но всё же судьи признали Дрейфуса виновным и приговорили к 10 годам тюрьмы.
Уже через три дня президент Франции Леру, желая снять напряжение, своим указом помиловал Дрейфуса и одновременно объявил амнистию всем военным, замешанным в этом деле.
Наконец, в марте 1902 г., когда левым удалось создать большинство в парламенте, кассационный суд полностью оправдал Дрейфуса. По решению депутатов, Альфреда наградили орденом и восстановили в армии (правда, он тут же подал в отставку).
Впрочем, по законам Франции, кассационный суд мог лишь назначить новое рассмотрение дела, поэтому формально Дрейфус не оправдан и до сих пор…
(Начало читайте здесь)
09.09.2004 13:31