В украинском обществе, вот уже много лет, из уст в уста передаются два очень важных, можно даже сказать основополагающих мифа: о честных выборах честных политиков, и о неподкупных объективных судах. Благодаря им украинцы всё ещё сохраняют какую-то веру в светлое будущее, и даже время от времени устраивают майданы, чтобы его приблизить. Но парадокс в том, что они сами препятствуют превращению этой сказки в быль…
Итак, судебная реформа, о которой так долго говорили украинские политика, стартовала – а точнее, уже даже успешно завершилась. В октябре Верховная Рада проголосовала, а в ноябре президент Порошенко подписал законопроект №6232, который и является этой самой судебной реформой. Но где же всеобщее ликование по поводу того, что мы, наконец, «здобули»? Его нет, потому что очередная «перемога» вновь оказалась «зрадою». Ведь эта реформа не решила ни одной из существующих проблем судебной системы Украины, зато добавила новых.
А тем временем в центре Киева толпа сторонников Саакашвили вот уже который месяц требует создания еще одного суда – антикоррупционного. Неужели они действительно верят, что уж он-то точно выведет из Украины всю коррупцию? Да, есть среди протестующих и такие, простые и умом и сердцем, люди. Но, думается, что истинная причина этого в желании НАБУ и тех, кто его контролирует (а ни для кого не секрет что это американцы), обзавестись своим судом, неподконтрольным президенту Порошенко. В условиях зарождающегося в стране двоевластия собственный суд будет не лишним!
Эта реформа не просто неудачна, она больше напоминает циничную насмешку верхов над низами, окропляющих их сверху «божьей росой». И это не гипербола, поскольку те эксперты, которые осилили тысячу страниц этой реформы, первым делом отмечают, что она принята в интересах лишь узкой группы элиты, а не всего народа.
Первым делом судебная реформа делает суд удовольствием для богатых, отсекая от него малоимущих украинцев – коих в стране, по разным оценкам, от 40% до 60%. Это сделано с помощью лишь одного нововведения, обязывающего истца при подачи иска вносить денежный «залог». Или, если точнее, сумму для обеспечения возможного возмещения предстоящих расходов ответчика на профессиональную юридическую помощь. Данная норма – настоящая бомба, прорубившая проход к невиданной коррупции и злоупотреблениям!
Представим себе типичную ситуацию: ЖЭК или «теплокоммунэнерго» начисляют населению лишнюю плату. Решить данную ситуацию можно только через суд – что украинцы и делали годами, подавая иски на коммунальные службы, и выигрывая тяжбы в большинстве случаев. Но теперь, чтобы подать такой иск, нужно будет заплатить «залог» в размере расходов ответчика на юристов. И вначале такой «залог» будет относительно небольшим (1-2 тысячи гривен), покрывающим затраты предприятия на содержание собственного штатного юриста. Хотя, заметим, для пенсионеров и малоимущих даже тысяча гривен – деньги немалые.
Но затем предприятия сообразят, что свои «расходы на профессиональную юридическую помощь» можно резко увеличить – в разы, на порядки! И они найдут способы, причем коррупционные и мошеннические. Найдут непременно, потому что это их возможность избавиться от головной боли судебных исков со стороны народа. И вот когда суммы «залогов» достигнут тысячи долларов и выше, то малоимущие украинцы уже не смогут подать в суд на ЖЭК – разве что только сложившись всем кварталом. И не только на ЖЭК, но и вообще на практически любое предприятие и учреждение, а также на своих состоятельных сограждан. Потому что нувориш Падлюк покажет договор (настоящий или липовый), по которому он пользуется дорогущими услугами частной юридической конторы.
И, думается, что в дураках останутся не только малоимущие граждане. Например, предприятия малого бизнеса не смогут подавать иски на корпорации олигархов: думается, что там размеры «залогов» вырастут до десятков тысяч долларов. Ведь у олигархов очень дорогие адвокаты!
Конечно, трубящая о «перемоге» власть помалкивает об этом «маленьком нюансе», она торжественно вещает о том, что сотни поправок значительно облегчили судопроизводство - мол, именно это и есть самое важное. Ой ли? Знаете, это напоминает рекламу салона первого класса: нам радостным голосом рассказывают о новых спальных креслах с телевизорами и завтраке с шампанским и красной икрой, не уточняя, что все эти блага доступны лишь за очень большие деньги.
Таким образом, всего одна правка, всего одна малозаметная «реформочка» окончательно уничтожает в Украине принцип равноправного и общедоступного правосудия. И если раньше суды часто выигрывал тот, кто больше «заносил» судье (коррупционный вариант) или мог себе позволить нанять лучших юристов (честный суд), а теперь более богатые будут побеждать тех кто победнее и без всякого суда. «Ми здобули!».
Кроме того, судебная реформа, проведенная под соусом «борьбы с коррупцией», эту самую коррупцию лишь усиливает. Например, тем, что теперь судья получает право выгнать из зала всех (включая прессу), кому не хватило сидячих мест. А значит, присутствовать на суде будут лишь те, кто пришел первым (например, люди истца). Более того, теперь судья может даже запретить любую видеосъемку судебного процесса – и, соответственно, если съемка будет проведена тайно, то она не сможет служить доказательством коррупции (улики, полученные незаконным путем). А если судья объявит процесс закрытым, то СМИ не смогут даже опубликовать судебное решение! Хороший подарок для «карманных судов»!
Вдобавок к этому, реформа сопровождается еще большим повышением зарплат и без того далеко не бедных украинских судей. Особенно судей Верховного суда, которые теперь будут получать от государства почти 6,5 тысяч евро в месяц – больше чем судьи в Прибалтике, Венгрии и Польше. Но станут ли они «принимать» меньше?
Это отнюдь не риторический вопрос. Ведь единственное официальное основание, по которому зарплаты судей, работников НАБУ и ряда других правоохранительных органов задрали до высот, недосягаемых в Украине простым смертным, это наивная детская вера в то, что после этого те в добровольном порядке откажутся от подношений и вымогательств. По меньшей мере, именно так власть еще в 2016 году обосновала перед голодным нищающим народом фантастическое повышение зарплат «борцов с коррупцией» за счет госбюджета. Вот только во власти в Украине сидят далеко не наивные дети! И они наверняка руководствовались чем-то другим, делая судьям, прокурорам и следователям НАБУ такие подарки.
Но и это еще не все сюрпризы судебной реформы! Еще одна проблема – это утверждение избранных судей Верховного суда лично президентом Украины. То есть в руки Петра Порошенко (и следующих президентов) попадает механизм, позволяющий, как минимум, отсеивать неугодных кандидатов в судьи высшей инстанции. Как минимум! А по большому счету – назначать туда своих людей. Таким образом, Верховный суд будет представлен людьми президента и его «семьи». Угадайте, чьи же интересы он будет защищать?
А сторонники Саакашвили, повторим, уже два месяца требуют создания еще одного суда, Антикоррупционного – который, понятное дело, будет находиться под контролем тех же людей, что и НАБУ. Что ж, оставим на потом тему управления Украиной из Вашингтона, что является приемлемым далеко не для всех украинцев, а обратим внимание на не менее острую проблему. Ведь это что же получается: у президентской «семьи» будет свой суд, а у оппонирующей ей «группировке НАБУ» свой? Ведь это уже фактическое разделение судебной системы между кланами – и кто знает, к чему это приведет в дальнейшем! А и правда, к чему?
В принципе, украинцы и так догадывались, что цель заявленной судебной реформы – это провести её для «галочки», дабы получить возможность вещать с трибун о том, что суды в Украине теперь «честные», а самим управлять этими судами, выносящими нужные решения. И всё же она превзошла самые худшие ожидания!
И теперь она наложилась на практически полное отсутствие доверия простых украинцев к судебной системе. Стоит подчеркнуть, что отсутствие доверия к власти (в первую очередь депутатам), к судам и к результатам выборов – это одновременно и символ современного украинского общества, и его главная беда. Причем, нередко это недоверие совершенно надуманное, безосновательное, основанное исключительно на наших личных убеждениях. Суд вынес решение, которое нас не устраивает? Значит суд продажный! На выборах победил не наш кандидат, а его главный противник? Значит, выборы сфальсифицированы, а избирательная комиссия куплена! И это не просто мнение народа, эти постулаты украинцам вбивали в головы сами политики, чтобы использовать толпу в своих политических войнах.
И если до 2014 года выражение этого недоверия было пассивным, в виде бурчания в соцсетях или жиденьких пикетов, то после его начали выражать активно – например, громя избирательные комиссии и суды. О законности уже вспоминают все реже и реже, даже когда речь идет об откровенно уголовных преступлениях: если их совершили «побратимы», то обязательно соберется толпа «титушек» в камуфляже, орущая что это поклеп прокуроров, продавшихся Путину. И, напротив, достаточно девушке-кассирше отказаться говорить на украинском (что не является даже административным нарушением), как «патриоты» тут же начнет жаждать суда Линча.
И вот в этот пожар правового хаоса, охвативший страну, плеснули бензинчику судебной реформы. Вместо того, чтобы попытаться вернуть доверие к судам сомневающимся и научить их уважать упрямых нигилистов, она еще больше подорвала авторитет украинского правосудия. Которое сейчас действительно переживает уже не кризис, а полный крах.