Работа «в натуре»
16.11.2004 13:48
…что существует не менее давняя профессия, представители которой, с одной стороны, торгуют своим телом, а с другой – служат великому искусству живописи и скульптуры. В быту их называют натурщиками.

Существует мнение, что работа натурщика – для тех, кто не владеет серьезными умениями и навыками, не пробовал работать руками, да и мозги слабо «фурычат». Иные говорят о том, что натурщик/натурщица – не профессия и даже не способ заработка, а своеобразное хобби, желание показать себя, красивого, да еще и зафиксировать все свои прелести на полотне или оставить потомкам в виде скульптуры.

Сальвадор Дали, например, считал, что все женщины по своей природе – эксгибиционистки, получающие удовольствие от демонстрации своей наготы. А существование нудистских пляжей еще раз подтверждает, что загар является самоцелью далеко не для всех отдыхающих…

Неоспоримым является и тот факт, что если бы не было моделей-натурщиков, мир бы не узнал прекрасных произведений Леонардо да Винчи, Рафаэля, Ренуара, Микеланджело…

Кроме того, профессионалы называют работу натурщика серьезной и достаточно сложной. Во-первых, натурщику или натурщице приходится принимать нужную для художника позу и находиться в ней несколько часов подряд, несмотря на усталость и желание хотя бы сменить положение.

Во-вторых, мастерские современных художников зачастую находятся в холодных помещениях. Поэтому модели, позирующей в легкой одежде или вовсе без нее, уж точно угрожает простуда.

Одна моя знакомая рассказывала, что, работая моделью для одного столичного, но, видимо, небогатого художника, ей довелось целую ночь (!) в легком платье недвижимо сидеть на железной табуретке, вдыхая холодный зимний воздух. После этого ей пришлось три недели пробыть на больничном и не выходить на основное место работы.

Не лишним будет отметить, что время придворных скульпторов и живописцев давно ушло в историю, а художник нынче сыт лишь вдохновеньем, поэтому заработать, выполняя функцию модели, довольно сложно.

Еще одним негативным моментом является далеко не всегда корректное поведение художников со своими моделями. Имеется в виду, прежде всего, профессиональные отношения между представителями противоположного пола (модель-женщина/художник-мужчина).

Почти каждая натурщица может поведать неприятные истории из собственного опыта: художники часто позволяют себе вольности, пользуясь незащищенностью модели, после чего всяческое сотрудничество с таким мастером обрывается, да еще и оставляет неприятный осадок от собственной профессии.

Кроме того, художники в своих картинах воплощают не только образы богов, королев и героев. Иногда натурщик вынужден позировать, зная о том, что не захочет иметь такую картину в подтверждение своей необыкновенной красоты.

«Меня пригласил поработать один художник, мотивируя свое предложение тем, что искал такого, как я, длительное время, – рассказывает натурщик Александр. – Я думал, что буду изображать какого-нибудь Аполлона или Геркулеса, а оказалось, что живописцу я напоминаю парня-колхозника времен коллективизации».

Красивее, чем в жизни, модели выглядят только на полотнах уличных художников. И не мудрено, ведь эту картину нужно продать самой же модели.

И здесь бывают курьезные истории со счастливым концом. Моя подруга, достигнув 30-летнего возраста, уже отчаялась выйти замуж. Как-то, гуляя по городу, она решила заиметь портрет себя, любимой. В то время как девушка позировала художнику, на процесс работы засмотрелся итальянец – уж очень ярким и колоритным показался ему образ, появляющийся на полотне. По окончании процедуры свершилось знакомство. Теперь Наталья – богатая супруга и жительница солнечной Италии.

Так что работа с натурой – дело тонкое и влияющее на судьбы. А на «тиражирование» прекрасных образов уж точно!