…удивиться. Вопреки этой, ставшей уже аксиомой, басне, тысячи чернокожих приняли участие в этой войне на стороне именно южных штатов!
Собственно, «отмена рабства» как повод для войны – не более чем официальная пропаганда победившей стороны. На самом деле рабство в США было отменено постановлением Конгресса только в 1865 году – уже после смерти Линкольна.
Но что интересно – если Юг только использовал рабскую силу, то Север ее еще и продавал! Фирмы-посредники по торговле «черным деревом» существовали в Нью-Йорке и Бостоне до 1864 года. Интересно и то, что практически все генералы Севера всю войну оставались рабовладельцами, в то время как большинство командующих Конфедерации либо никогда не имели их, либо дали своим слугам свободу еще до начала войны.
Опять же, «рабовладельческими» южные штаты были лишь относительно. В 1860 году в них проживало всего 46 тысяч плантаторов (включая тех, кто имел 1 – 2 рабов в качестве домашней прислуги). В рядах же армии Конфедерации сражались 600 000 человек – так что ее основу составили простые фермеры, которые сами работали на своих полях. А вместе с ними в армию записались… свыше 13 000 негров.
Это не шутка, а факт. Половина орудийной прислуги батарей, оборонявших Ричмонд от армии северян в конце гражданской войны, состояла из чернокожих добровольцев. Большинство из них погибли, но не покинули свои орудия. Чернокожие милиционеры с одними дробовиками и топорами в руках обороняли от северян города Грисволдсвилл и Питерсбург (штат Виржиния). А в сражении при Манассасе воевали два «черных» полка Конфедерации!
Еще около 200 000 тысяч чернокожих служили в армии Юга музыкантами, поварами, матросами во флоте, работали в оружейных мастерских, строили укрепления. Причем все они пришли туда добровольно – многие из них уже были свободными и получали за службу жалование. Бывший раб Хорейс Кинг, получивший инженерное образование, был известен как «Строитель мостов Конфедерации». Северяне отомстили Хорейсу, разграбив и взорвав его дом.
На предприятии «Buffalo Forge», выпускавшем оружие, негры-станочники зарабатывали до 600 долларов в год (в то время за эти деньги можно было купить ферму). Все это было бы невозможно, если бы южане относились к неграм так же, как это описано в книгах типа «Хижины дяди Тома».
А вот как относился к неграм великий борец за свободу Авраам Линкольн: «Я никогда не выступал и не буду за социальное и политическое равенство двух рас – черной и белой, я никогда не поддерживал точку зрения, чтобы негры получили право голоса, заседали в жюри или занимали какую-нибудь должность, или женились на белых… добавлю, что между белой и черной расой есть физическая разница… и как любой человек, я за то, чтобы белая раса занимала главенствующее положение».
Между прочим, разделение граждан на «белых» и «цветных» – это как раз изобретение северян. Причем к «цветным» они причисляли даже испанцев и греков. В северных же штатах произошли первые линчевания.
Неужели бывшие рабы страдали излишней привязанностью к своим хозяевам или были одурачены? Если рассмотреть биографии чернокожих, принимавших участие в гражданской войне, то получается следующая картина: на Север, чтобы вступить в армию «массы Линкума», убегали в основном работники плантаций, а вот домашние слуги (многие из них имели образование и профессии) и свободные чернокожие предпочитали поддержать Юг. Таким образом, «черными конфедератами» они становились вполне осознанно.
…На Арлингтонском национальном кладбище в Вашингтоне стоит малоизвестный памятник, поставленный в честь негров, воевавших во время Гражданской войны в США в рядах армии Конфедерации. Ежегодно к нему приносят цветы их правнуки – ничуть не опасаясь того, что их неправильно поймут потомки некогда убежавших на Север рабов…
03.12.2004 16:24