Осушить парламентское болото – первое, что должен сделать новый президент. Об этом сейчас высказываются многие политики и политологи, но самое важное, что немедленный роспуск Рады двумя руками поддерживает абсолютное большинство украинцев. Это дает Владимиру Зеленскому беспрецедентный карт-бланш, игнорирование которого крайне негативно отразится на его будущем правлении.
Немного предыстории
Во время первого Майдана (2004) Виктор Ющенко совершил стратегическую ошибку: он пошел на соглашение с Верховной Радой. Парламент проголосовал за третий тур выборов, а Ющенко пообещал не распускать тогдашнюю Раду и согласился на «политическую реформу», урезавшие президентские полномочия в пользу парламента.
В итоге в Раде образовалось политическое болото (под председательством Литвина), которое целый год просто тормозило все инициативы новой власти. За это время противники Ющенко опомнились и сгруппировались, и уже на парламентских выборах 2006 года сумели взять реванш. Хотя и не смогли надолго удержать власть - такие уж были регионалы!
В 2014 году Петр Порошенко учел опыт своего кума и предшественника. Верховная Рада 7-го созыва (выборы 2012) избиралась по всей Украине, в обстановке еще сохранявшейся популярности Януковича, и наполовину состояла из регионалов и коммунистов. Даже после своего «перекрашивания» в феврале 2014-го это была всё ещё проблемная Рада, лояльность которой нужно было покупать. К тому же Порошенко нужно было срочно использовать своей рейтинг (54%) для ввода в парламент своей партии - до того, как этот рейтинг вскоре бы стремительно рухнул. Поэтому, как только прошла инаугурация, он сразу же заявил о намерении распустить Верховную Раду.
Рада сопротивлялась. В течение июня-июля парламент заявлял, что оснований для его роспуска нет. Что ж, их пришлось создавать искусственно: 24 июля из тогдашней правящей коалиции вышли фракции «УДАР» и «Свобода» (первая была союзником Порошенко, вторую просто купили), сделав её недееспособной (менее 226 голосов), а 25 августа 2014-го президент официально объявил о роспуске парламента. Отметим: не взирая даже на то, что именно в эти дни на востоке шла настоящая ожесточенная война и в «котлах» гибли украинские батальоны. Когда Порошенко занимался личными вопросами «бабла» и власти, он не замечал никакой российской агрессии.
Выборы 2014 года проходили в обстановке, когда «антимайдановские» партии были разгромлены, а многие их избиратели оказались либо «на той стороне», либо не допущены к выборам (ряд районов Донбасса), да и новые «избирательные технологии» (в том числе с применением силы) тоже внесли свою лепту. Это позволило Петру Порошенко ввести в Раду 8-го созыва собственную фракцию БПП численностью 136 депутатов, и еще 82 получил его союзник «Народный Фронт». Впрочем, для создания коалиции всё равно пришлось еще привлекать в качестве союзников «Самопомочь» и Радикальную партию.
В начале 2016 года эта коалиция развалилась, однако в Украине к тому времени уже утвердилось «самодержавие» Порошенко и «винницких». И Порошенко мог в любой момент, на самых законных основаниях, снова распустить Раду – если бы та вдруг пошла против него. Именно этим он и добивался лояльности «Народного Фронта», чей рейтинг давно упал ниже 1%, и который просто не пережил бы следующие выборы.
Неприкасаемые и невыкорчевываемые
Так как полноценной коалиции в ВР нет уже три года, Владимир Зеленский будет иметь полное юридическое право распустить её уже в первый день своих президентских полномочий. В этом плане ему намного проще, чем было Петру Порошенко в 2014-м, сейчас не нужно придумывать и создавать повод.
Но есть одна большая загвоздка: крайний срок законного роспуска Рады – 27 мая 2019 года. Потому что на 27 октября назначены очередные парламентские выборы. И теперь для депутатов «недокоалиции», в первую очередь для фракции НФ, единственным способом остаться в своих креслах до ноября является затягивание инаугурации Зеленского. Больше всех, конечно, упирается спикер Парубий, сам являющийся «народнофронтовцем» - ведь вряд ли он когда-нибудь еще раз получит эту высокую и хлебную должность!
У Зеленского настаивают на проведении инаугурации 19 мая – тогда в запасе остается больше недели, чтобы попытаться договориться с ВР по-хорошему или распустить её по-плохому. Руководство Рады и «пропорошенковских» фракций планируют оттянуть инаугурацию на 29-30 мая. Оправдания для затягивания уже спешно ищут: вот, например, им на помощь пришел неугомонный выдумщик Вятрович (директор т.н. Института памяти), заявивший, что проводить инаугурация 19 мая нельзя, потому что в этот день поминают жертв политических репрессий.
Украинцы уже сыронизировали над лицемерием Вятровича: 20 мая нельзя – понедельник, 21 мая – День памяти жертв Кавказской войны, 22 мая – день перенесения праха Шевченко, 23 мая – день убийства Евгена Коновальца, 24 мая – день начала Уманькой резни, и т.д.
Но помимо варианта затягивания инаугурации, есть и запасной: спешное создание «фиктивной» коалиции, если БПП и НФ удастся хоть на время затащить к себе какую-то фракцию или мажоритарщиков. В общем, не мытьем, так катанием! В Раде считают, что после этого новый президент уже не будет заикаться о роспуске. Ну а в оставшиеся до очередных выборов полгода депутаты намерены успеть и хорошенько отдохнуть за казенный счет (лето, отпускные, «оздоровительные» и т.д.), и плодотворно потрудиться.
Намечено многое. «Самопочь» инициирует изменения в законы, максимально ограничивающие полномочия президента: отобрать право утверждать премьера, назначать силовых министров и руководителей правоохранительных органов, судей и глав комиссий. В общем, превратить его даже не в английскую, а в испанскую королеву. Кто-нибудь знает, что Испания – это, формально, монархия? Наверное, даже не все испанцы в курсе.
В пока еще не развалившемся Блоке Порошенко и «Народном Фронте» всерьез подумывают об импичменте новому президенту. План примерно такой: срочно принимается соответствующий закон, и Рада получает в свои руки рычаг, которым она сможет следующие полгода давить на Зеленского. И снова тут больше всех усердствует спикер Парубий – ведь в случае импичмента, и.о. президента будет он.
Однако, даже без попыток ограничения президентских полномочий и импичмента, нынешняя Верховная Рада за эти полгода принесет Владимиру Зеленскому немало проблем. Половина парламента (БПП и НФ) настроена на конфронтации с новым президентом, вторая половина с радостью воспользуется его ошибками в своих интересах. Раду превратят в площадку для постоянной критики любых шагов Зеленского, потому что на этом будет основана избирательная компания парламентских партий.
Кроме того, и это крайне важно, ВР вместе с правительством до конца года останутся прочным бастионом, защищающим коррупционную систему разворовывания страны. У них расставлены люди на ключевых постах, контролирующие все схемы, определяющие «победителей» тендеров, договаривающиеся со следователями и прокурорами. Они намерены не только полностью выгрести в свои закрома бюджет 2019 года, но и протянуть руки в бюджет 2020-го! И они готовы при этом пойти на любые подлости и пакости.
Как победить дракона?
Хотя Зеленский официально не заявлял о намерении распустить Раду, он и его команда сделали предостаточно «намеков», чтобы не на шутку всполошить обитателей парламентского болота. По сути, из-за этих «намеков» и произошло затягивание подсчета итогов второго тура, а теперь и назначение дня инаугурации. Ведь совершенно понятно, что если бы Зеленский не задумался всерьез о роспуске Рады, то он не торопил бы её с инаугурацией.
Вообще, эта история довольно интересная: первым, еще до второго тура выборов, о роспуске ВР заговорил беглый рейдер Андрей Портнов, а сразу после этого его старый «соратник» нардеп Писаренко начал сбор подписей за отставку Парубия. Ни Портнов, ни Писаренко не являются членами команды Зеленского, хотя наверняка хотели бы в неё войти (они известны тем, что в своё время перебегали в правящие коалиции), и, похоже, что они активно туда напрашиваются.
Примут их туда или нет, это неизвестно, но факт что поданная ими идея оказалась очень актуальной во всех отношениях. А стоит заметить, что команда Зеленского пока что собственными идеями не блещет, так что ей не грех воспользоваться чужими полезными советами. Роспуск Рады – это одновременно и испытание Зеленского на прочность, иначе как же он собирается бороться с коррупционерами, если не сможет справиться с парламентом; и расчистка дороги к задуманным реформам (если у него такие задумки есть). В противном случае ему придется до конца года тратить время на бесплодные попытки договориться и бессмысленное переругивание с парламентариями, что лишит его главного козыря – поддержки избирателей.
Остается самый главный вопрос: как уговорить Верховную Раду согласится провести инаугурацию до «дня Х» 27 мая, желательно 19-го? А это непросто, потому что этим она фактически совершит своё «самоубийство».
Способ первый – попытаться договориться с Верховной Радой. Похоже, что именно этим Зеленский и занялся. Но отсутствие результата показывает, что это весьма малоэффективным способ. Сейчас любая попытка договориться с ВР упирается в троицу: спикера Парубия и глав фракций БПП (Герасимов) и НФ (Бурбак), у которых главное условие – дать Раде доработать до октябрьских выборов (а по сути, до декабря). Но это условие перечеркивает сам смысл проведения инаугурации до 27 мая. Тупик!
Способ второй – собрать в Раде ситуативное большинство (226+ голосов) и проголосовать сначала за замену спикера (чтоб Парубий не мешался), а затем за дату инаугурации. Это почти безнадежно, но шанс есть. Но чтобы собрать в это временное большинство некоторые фракции и отдельных депутатов, им нужно что-то предложить взамен. Но что же их может убедить сложить свои депутатские полномочия раньше срока?
Ну, допустим, одних можно соблазнить обещаниями министерских портфелей. Это заинтересует не только фракции «Батькивщины», «Самопомочи» и Радикальной партии (а все они намерены пройти в парламент на следующих выборах), но и внутрифракционные группировки в НФ и БПП, в частности «группу Авакова» (около 15 депутатов). С мажоритарщиками сложнее: их нужно буквально покупать, им придется пообещать не отменять депутатскую неприкосновенность и не переходить на полностью пропорциональную систему выборов. А всё это идет вразрез с заявленными принципами Зеленского.
Способ третий – надавить на Раду. Тут тоже есть несколько различных вариантов. Например, тех же мажоритарщиков можно припугнуть, что до осени будет приняты поправки, переводящие выборы на 100% пропорциональную систему. Впрочем, если они испугаются, то это уже получается способ №2. А еще в традициях украинской политики было запугивать политиков уголовными делами (а их можно открывать на половину нардепов) или проблемами с их бизнесом. Но, опять же, это противоречит тому, ч чем шел на выборы Зеленский.
Но есть и метод давления «снизу», точнее с улицы. Он был опробован 22 февраля 2014 года, когда в Верховной Раде вдруг за считанные минуты развалилась правящая коалиция регионалов и сформировалась новая, «промайдановская». Причин было много, но очень большую роль сыграл шумевший недалеко от Рады второй Майдан, чьи участники были очень сердиты – их буквально приходилось сдерживать от намерения заглянуть к нардепам в гости.
Вот и сейчас Зеленскому советуют опереться на то немногое, что у него есть – то есть на живую поддержку своих сторонников и противников Верховной Рады. Собрав и организовав из них подобие третьего Майдана, но на этот раз выступающего за отставку парламента, и грозящего слугам народа не дрекольем и «коктейлями Молотова», а «мусорной люстрацией».
Вполне возможно, что такой Майдан может начаться под стенами Верховной Рады 14 мая – во всяком случае, украинцы уже рассылают друг другу призывы подтянуться в этот день к Раде и «напомнить им».
Политологи, экс-комбаты, общественники - говорят, что даже приедет Саакашвили. Похоже, что «тусовка» на 14 мая собирается весьма не скучная! Ну а так как пока нет информации о том, что туда же прибудут какие-то радикалы или чьи-то «титушки», создававшие ненужную агрессию на прошлом Майдане, то можно не опасаться и излишних эксцессов. Опять же, полиция и Нацгвардия подчиняется Авакову, а он в нынешней политической войне выступает как союзник Зеленского. То есть если кто-то захочет свести акцию к столкновениям с полицией, это у него вряд ли получится.
Покричать лозунги, погрюкать в бочки, «прокатить» какого-то депутата-коррупционера в мусорном баке – всё это, конечно весело. Однако смысл акции состоит в ином. Выходить к Раде с требованиями просто поспешить с датой инаугурации было бы столь же бессмысленным, как и стремиться принять президентскую присягу 19-го без того, чтобы 20-го или 21-го распустить парламент. То есть всё упирается в досрочные выборы. И если, допустим, 14-го мая Рада всё-таки согласится назначить инаугурацию на 19-е, то стоит ли участникам акции расслабляться, расходиться по домам и надеется, что дальше Зеленский всё сделает сам. А ну как не сделает? Думается, что организаторы акции могут продлить её до момента объявления досрочных выборов.
Главная задача такого «антипарламентского Майдана» не сотрясение воздуха, а прямая демонстрация поддержки Зеленскому, дающая ему более широкий размах. Это очень важно для «плана Б», который придется запускать в случае упрямого сопротивления руководства Рады. А что мог бы сделать Зеленский в таком случае? Провести инаугурацию после 27 мая, да, однако затем все всё равно отправить парламент на досрочные выборы, опираясь не на закон, но на волю кричащего на площади народа.
А ведь занятный вышел бы курьез: политики, которые сами использовали Майдан для прихода к власти, были бы сметены новым Майданом!