Вот уже второй раз в нынешнем году большинство украинцев демонстрирует поразительное политическое единство, какого в нашей стране не было с первых дней независимости. Прежняя политическая модель, делившая людей на враждующих «кацапов» и «бандеровцев», дала сбой при злоупотреблявшем ею Порошенко. И вместо того, чтобы конфликтовать друг с другом, они сообща выступили против доставшего их старого режима – сначала на президентских, а теперь на парламентских выборах.
Если посмотреть на результаты последних опросов, то позиции сторонников прежней власти стали еще слабее. Два месяца назад за Порошенко проголосовало около 24%, и эта цифра включала тех, кто просто опасался доверить страну комику – а вдруг Путин действительно нападет! Сейчас рейтинг «Европейской солидарности» колеблется на уровне 7-8%. Если добавить к нему рейтинги партий, так или иначе поддерживавших политику Порошенко (Партия Ляшко, «Свобода», «Голос», «Самопомощ»), то добавится еще 10-11%. Итого менее 20% тех, кто продолжает выступать под лозунгами «Война, мова, томос» и относится к своими оппонентам как к «путинским наймитам». Немного, и продолжает уменьшаться. Даже Гройсман убежал от Порошенко и вел предвыборную агитацию исключительно экономическими лозунгами.
Но важно не только соотношение. Ранее политическая карта Украины обычно была двухцветной: сторонники одних идей жили на Востоке, сторонники других на Западе. На последних президентских выборах карта стала одноцветной зеленой (кроме Львовской области), да и сейчас партия «Слуга народа» почти одинаково популярен во всех регионах (49-62%). Удивительно, но и у «Европейской солидарности» поддержка распределена тоже по всей стране.
Ярко выраженными региональными партиями остались «Оппозиционная платформа» (Юго-Восток, в основном Донбасс) и «Голос» (в основном Западная Украина). Кстати, это стоило бы отметить для себя руководству «Слуги народа», поскольку коалиционный союз с региональными партиями может нарушить тот объединяющий баланс сил, который создала команда Зеленского. Он далеко не так прочен, как думается, и может быть нарушен гораздо раньше, чем кажется.
Что сейчас в основном объединяет 80% избирателей в разных уголках Украины? В первую очередь, это продолжающийся «молчаливый» протест против политики Порошенко. У народа так накипело за прошедшие пять лет, что он будут выплескивать это еще несколько месяцев. Кстати, не зря у Зеленского хотят воспользоваться принципом «куй железо, пока горячо» и провести заодно досрочные выборы в местные органы власти, пока сохраняется высокий рейтинг «Слуги народа».
Кстати, эффект массового голосования против опостылевшей старой власти в своё время вознес на трон Путина и Лукашенко, и очень долго помогал им там оставаться. Помните, как на выборах в «нулевых» российские либералы не набирали более 10% оптом, удивляясь, почему же россияне вдруг перестали любить «свободу»? Будьте уверены, что в Украине теперь «патриотическое» меньшинство будет еще долго возмущаться тем, что подавляющее большинство украинцев «продали державу за путинскую колбасу»! Потому что пьяный Петр Алексеевич, орущий с трибуны «остаточно прощавай», так же надоел им, как и в свое время россиянам надоел пьяный Ельцин со своим коронным «э-э-э, рассияне, панимаешь».
Теперь некоторые политологи вполне обоснованно ожидают возможной «путинизации» или «лукашенкизации» Украины, особенно если «Слуга народа» возьмет на выборах максимальное количество мандатов. Последний вариант кажется более вероятным: первые два месяца работы Владимира Зеленского в роли президента показали, что он своим стилем больше похож на Лукашенко, чем на Путина. Что, вполне вероятно, у нас появился собственный всеукраинский Батька! И пусть никого не смущает его возраст: Лукашенко стал президентом в 40 лет (Зеленский в 41).
И всё же даже при самых удачных для «Слуги народа» результатах выборов, Владимиру Зеленскому не стоит раньше времени почивать на лаврах, а украинцам расслабляться и считать, что эпоха смуты и раздора осталась позади. Уже в самое ближайшее время всех ожидают несколько трудных испытаний.
Голосуя за Зеленского против Порошенко, украинцы как бы выдвигали нового президенту несколько требований. Во-первых, очень многие, и на Востоке и на Западе страны, жаждут «справедливости», то есть наказания самых одиозных фигур прежнего режима: коррупционеров, расхитителей, агрессивных разжигателей, амбициозных бездарей. Зеленскому необходимо начать осуществление этой мести не позднее нынешней осени, и тогда же ему нужно начать ликвидировать самые главные ошибки своего «попередника». Украинцы ждут от него реального снижения тарифов (а не на 10%), скорейшего завершения конфликта на Донбассе, спасения системы здравоохранения, отказа от русофобской политики. В противном случае он рискует очень быстро потерять имеющуюся поддержку народа.
А эта поддержка ему может пригодиться, опять же, этой осенью – если вдруг сторонники Порошенко и прочее агрессивное меньшинство вдруг захотят устроить Зеленскому третий Майдан, о чем они уже совещаются в соцсетях. Сорвать этот Майдан мирно можно только в одном случае - если на него почти никто не выйдет, кроме свезенных активистов «Солидарности» и радикальных националистов.
Во-вторых, нельзя сохранять высокий политический рейтинг, если ограничится арестами чиновников и запугиванием народ угрозой возврата прежних времен. И Лукашенко, и Путин вытянули свои страны из экономической трясины 90-х, то есть у них за плечами есть какие-то реальные достижения, которыми они могут похвастать. Если Зеленский не сумеет совершить такой же качественный прорыв, то произойдет вот что: сначала украинцы будут искренне ликовать, глядя на сидящих на скамье подсудимых Свинарчука, Луценко и Яценюка, но когда жажда мести будут утолена, они задумаются о том, а чего хорошего добилась команда Зеленского? Если ничего, то несостоявшийся украинский Лукашенко рискует превратиться во второго Кучму, Ющенко или даже Порошенко.
Казалось бы, ну и что – ведь Зеленский вроде бы и не собирался баллотироваться на второй срок, а первый он досидит и без высоких рейтингов. Однако дело вовсе не в нем. Сейчас и Зеленский, и «Слуга народа», стали как бы объединяющими страну факторами, они имеют уникальную высокую поддержку, почти одинаковую по всей Украине. Если этой поддержки не станет, исчезнет и объединяющий фактор.
Да, народ всё так же будет хотеть мира, хлеба и наказания коррупционеров, и эти популярные лозунги сможет подхватить кто угодно. Однако есть одно огромное «но»: другие политические силы Украины являются не общеукраинскими, как «Слуга народа», а региональными. Одни из них популярны в Тернополе и Львове, другие в Одессе и Харькове, и они смотрят друг на друга волками, то есть раскалывают общество. И если на выборах 2024 года вместо «Слуги народа» украинцы проголосуют за пророссийских экс-регионалов и национал-патриотов, то политическая карта Украины снова станет двухцветной и разделенной пополам.