…«Призрак Оперы»…
Мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера был единодушно признан «Шоу века» и за 14 лет собрал $4,5 миллиардов – больше чем какой-либо другой спектакль или фильм в мировой истории!
«Призрак оперы» был поставлен на десяти языках более чем в 100 городах мира! И это притом, что лицензия на его постановку стоит несколько десятков миллионов фунтов стерлингов. Однако ни один из продюсеров, ставивших этот мюзикл, не прогорел – он имел фантастический успех абсолютно везде!
Вряд ли украинцам посчастливится в скором времени увидеть «Призрак» на сцене, скажем, Национальной Оперы, но 6 января у нас, наконец, появилась возможность посмотреть первую полную и адекватную экранизацию знаменитого мюзикла в кинотеатрах.
…А все началось еще в середине позапрошлого века, когда император Наполеон III приказал построить в Париже новый оперный театр. Его решили возвести недалеко от Сены, на месте снесенных трущоб. Архитектором монументального творения стал Шарль Гарнье. Именно благодаря его настойчивости Опера, пережив франко-прусскую войну, коммуну и республиканское правительство, через 15 лет все-таки открыла свои двери.
Волею судеб, с самого начала постройки театра присутствовала некая мистика. Когда рыли котлован под фундамент, оказалось, что под местом строительства протекает один из подземных притоков Сены. Идеальным техническим решением стало «запрудить его». В результате на самом нижнем, пятом уровне подвалов образовалось подземное озеро! Раньше воду из него использовали для гидравлических машин, обслуживающих декорации, сейчас оно служит резервуаром на случай пожара.
Здание театра величественно и огромно даже по нынешним масштабам. «Гранд-Опера» до сих пор крупнейший оперный театр мира по занимаемой площади и один из крупнейших по вместимости (2 156 человек), в высоту же он возносится на 17 этажей (не считая подземных)!
Именно этот театр вдохновил однажды молодого парижского журналиста Гастона Леру написать роман о незримом хозяине Оперы, о любви, ревности и страдании. За год до смерти архитектора Гарнье писатель сумел с ним встретиться и узнать неизвестные подробности о тайнах великого театра. В 1910 году свет увидел роман «Призрак оперы»… Вскоре появился английский перевод романа, который и подарил ему известность, затем – первая экранизация.
Гораздо позже, в 1980-х годах, историей призрака из оперы заинтересовался Эндрю Ллойд Уэббер, человек, который не нуждается в представлении, автор рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда» и безумно популярного мюзикла «Кошки».
Уэббер создал совершенно уникальную музыку, объединив в одном произведении совершенно разные стили и жанры. Ну а первыми исполнителями главных ролей стали жена Уэббера, певица и танцовщица Сара Брайтман (Кристина) и Майкл Кроуфорд (Призрак), который до этого был известнее как комический актер; Рауля сыграл американский певец и танцор Стив Бартон.
Постановка спектакля заняла год. Все было продумано до мельчайших деталей, вплоть до люстры весом в три четверти тонны, которая по сценарию действительно падала!
Премьера, состоявшаяся 9 октября 1986 года, не оставила равнодушным никого. Зрители были потрясены, а пресса рассыпалась восторженными рецензиями. Такого успеха не выпадало еще на долю ни одного мюзикла! С этого момента началось триумфальное шествие «Призрака оперы» по всему миру.
Долгое время не хватало только достойной экранизации феноменального мюзикла. О ней говорили с начала 1990-х, но собрались только к 2004 году. Продюсером и композитором фильма стал, разумеется, Уэббер, режиссером – Джоэл Шумахер («Бэтмен навсегда», «Вероника Герен»), а на главные роли пригласили молодых малоизвестных актеров Жерара Батлера («Лара Крофт»), Эмми Россам («Послезавтра») и Патрика Уилсона, чтобы звезды не затмевали собой саму постановку. Выбор оказался правильным – актеры не только замечательно сыграли, но и пели «вживую», что в Голливуде бывает редко.
Экономия на гонорарах дала возможность выделить дополнительные средства на декорации. Так, в фильме тоже присутствует люстра, которая имеет 17 футов в высоту и 13,2 в ширину и весит 2,2 тонны; она стоит более 1,3 миллиона долларов! А украшают ее более 20000 подвесок из искусственного граненого хрусталя Сваровски. Более того – эта люстра тоже падает!
И напоследок о впечатлении от фильма. Я не люблю оперу, более того – я ее терпеть не могу. А в «Призраке» поют оперные партии, да еще и на английском языке! Казалось бы, через 20 минут можно уходить из зала во славу своих барабанных перепонок, но не тут то было!
С первой секунды мюзикла словно попадаешь в сказку – величественная музыка и пение, совершенно исключительное, сливаются в одно целое и заставляют просидеть все два часа, вжившись в кресло от восхищения…
17.01.2005 15:39