На каждую нашу попытку сэкономить хоть немного денег, государство и монополисты отвечают новыми повышениями цен и тарифов. Для них вопрос не в том, сколько мы потребляем, а в том, сколько мы за это им платим – ведь никто не хочет терять свои прибыли! Если же поднять цены сразу и намного не удается, то нам навязывают несколько дополнительных услуг, нагло обкладывают нас абонплатой «за воздух» или незаконно дерут обязательную дополнительную плату, называя её «инвестиций в развитие». Будет ли когда-нибудь конец этим массовым аферам, превратившимся в откровенный грабеж потребителей?
Где наши законные дивиденды?
Новый год в Украине начался с нового повышения тарифов: они выросли и на газ с электроэнергией, и на мобильную связь, а теперь ожидается резкое подорожание водоснабжения. Терпение народа иссякает вместе с тающими заначками, и он начал выходить на акции протеста во всех областях страны. Впрочем, власть пока эти протесты не замечает, она привычно полагает, что «низы» никуда не денутся и будут платить, сколько им насчитали.
А насчитывать нам будут и дальше, в том числе совершенно незаконно, просто каким-то мошенническим способом. Одну из таких афер недавно предложил и.о. министра энергетики Юрий Витренко – один из топ-менеджеров команды «соросят», навязанных Украине сразу после второго Майдана, от которых не смогли избавиться ни Порошенко с Гройсманом, ни Зеленский со Шмыгалем. Так вот, Витренко заявил, что в себестоимости электроэнергии от «Энергоатома» (пока что самой дешевой в Украине) амортизационные отчисления нужно заменить на «инвестиционные».
Какая между ними разница? Она огромная! Отчисления на амортизацию входят в любую себестоимость товаров и услуг, это неотъемлемая составляющая цены - и она ограничена реальными расходами на обновление производственных фондов. Инвестиция же – это размещение капитала (в данном случае денег) в каком-то проекте для его развития, с целью получения прибыли. То есть, например, вы инвестируете 100 гривен, надеясь получить обратно 150. Пусть даже проект может прогореть и вы не получите обратно ничего, но в любом случае ваша инвестиция – это ваши личные деньги, которые вы не платите за услугу, а вкладываете в некое дело. Если же проект удался, то вам положено ваше вознаграждение, дивиденды.
И вот тут возникает вопрос: если в себестоимость электроэнергии будет включена инвестиция, то это будет наша с вами инвестиция, ведь это мы будет платить за «свет», верно? Тогда все мы станем инвесторами «Энергоатома», и должны получить соответствующие документальные подтверждения наших инвестиций. Можно акциями – чтобы мы стали акционерами «Энергоатома»! А потом, если «Энергоатом» по итогам работы выйдет в плюс, нам должны будут выплатить по нашим инвестициям положенные дивиденды! То есть уже не мы должны будем платить производителю электроэнергии, а он нам! Согласно законам и правилам мировой экономики.
Но почему-то Витренко ни словом не обмолвился о том, как и когда десятки миллионов украинцев-инвесторов «Энергоатома» смогут получить свои дивиденды! Похоже, он просто уже сейчас планирует украсть у нас наши инвестиции и наши дивиденды! Точно так же, как это уже было сделано Гройсманом в 2016-2019 г.г., когда у украинцев были украдены десятки миллиардов гривен их инвестиций в «Укргаздобычу»! Помните? Если нет, то давайте освежим память: весной 2016 года правительство Гросмана первым делом вдвое подняло тариф на газ, включив в него 3600 гривен инвестиций в «Укргазбодычу». Именно так их и назвали, официально.
Таким образом, каждая вторая гривна, заплаченная нами за газ (и 35% стоимости центрального отопления) были нашими инвестициями в госпредприятие «Укргаздобыча». Которое тогда стало резко прибыльным – и просто таки ср…ло деньгами, тратя их на мега-зарплаты начальникам, шикарные ремонты кабинетов и огромные отчисления в бюджет. Но мы, его инвесторы, не получили ни копейки! Наши инвестиции просто украли – а нам лишь провели платежками по губам. И вот теперь то же самое, те же самые люди-соросята (Витренко был в руководстве «Нафтогаза») собираются устроить и в новой афере с «Энергоатомом».
Эти инвестиции (наши с вами деньги) будут тоже разворовываться. При этом «Энергоатом» уже не получит денег на амортизацию, потому что этот пункт будет убран из сметы: вместо него впишут инвестиции, но ведь инвестиции не тратятся на амортизацию. Да-да, уровень интеллекта «соросят» таков, что они додумались предложить оставить без амортизации (ремонта) украинские АЭС!
А главное, Витренко почему-то «забыл», что инвестиция может быть только добровольной! Никто не имеет права принуждать нас инвестировать свои деньги ни в «Укргаздобычу», ни в «Энергоатом» - ведь это же уголовное преступление! Теперь вы понимаете, кто управляет Украиной вот уже седьмой год подряд? Вы понимаете, почему наша страна оказалась в такой глубокой заднице?
Плати за воздух – или отключим газ!
Вот уже шесть лет тариф на газ в Украине искусственно удерживается на высоком уровне. При этом предлоги такого высоко высокого тарифа меняются от раза к разу, так же как и его составляющая. Например, Гройсман в 2016-м поднял его вдвое под предлогом инвестиций в «Укргаздобычу». А сейчас он резко возрос сразу под двумя предлогами: подорожанием газа где-то там «на европейских хабах», и значительного повышения стоимости распределения газа частными облгазами и прочими фирмами. При этом оба они не то что необоснованны, а вообще незаконны – как и пресловутые принудительные инвестиции.
Давайте обратимся к реальным цифрам – в отличие от нашей власти, оперирующей лишь лозунгами о «европейском будущем» и «рыночных ценах». За последние несколько лет объемы потребления газа в Украине составляют лишь около 30 миллиардов кубометров в год (до второго Майдана 52-59, в «нулевых» 70-75), из них население и ТЭЦ около 15 миллиардов кубов (ранее 29-34). Добыча газа в Украине давно стабилизировалась на отметке 20-21 миллиарда кубометров в год, из которых около 16 миллиардов качают государственные компании, в основном всё та же «Укргаздобыча». Кстати, если учесть, сколько денег все мы инвестировали в «Укргаздобычу», нам давно полагается получать от неё газ почти бесплатно, в качестве дивидендов!
Таким образом, государство может полностью покрыть потребность населения газом отечественной добычи – а значит, никакие «европейские хабы» тут совершенно не причем. Более того, украинский газ является единственным товаром отечественного производства, цену которого государство устанавливает по принципу «как в Европе»! Вы можете себе представить, чтобы цены на хлеб в украинских булочных соответствовали ценам в европейских? А цену картошки и капусты еще не додумались определять по «европейскому хабу»? Нет, пока только газа – без внятных обоснований, просто незаконно!
Но теперь правительство решило обдирать украинцев с помощью тарифа на распределение газа. Подчеркнем, что большинство из облгазов и горгазов давно уже частные (крупнейший собственник – олигарх Фирташ). Так вот, это сонмище частных и пока еще полугосударственных фирм и контор правительство назвало «газовым рынком», заявив о его создании как об ещё одной величайшей «перемоге», и призывало украинцев воспользоваться «правом выбора» там, где он якобы есть. Ну да, правом выбирать между тарифом 1,9 гривен за куб и 2,05 за куб - при том, что красная цена этой услуги 75 копеек (где-то больше, где-то меньше). Это право выбирать между грабителем, раздевающим до трусов, и грабителем, великодушно оставляющим вам еще и дырявые носки!
А знаете, как правительство «обосновало» нынешнее (с 1 января) повышение тарифов на распределение газа? Держись за стулья крепче! Оно заявило, что это необходимо для… «компенсации за недополученную выручку в 2015-2019 г.г.»! То есть владельцам облгазам показалось, что ранее они мало «заработали» на распределении газа населению (хватило на «лексусы», но не хватило на дом в Париже), и теперь они решили содрать с нас деньги задним числом! Такой вот «рынок газа» по-украински!
Но и этого им было мало, поэтому еще весной 2020 года они задумали ввести сверх этого еще и абонентскую плату за все коммунальные услуги! Сначала сравнительно немного (16-35 гривен за услугу), а потом посмотрят. Формально это будет плата за обслуживание внутридомовых сетей: водопровода и канализации, отопления, газовых труб. Она будет взиматься круглый год, фиксированным платежом, независимо от того, сколько вы потребляете, и потребляете ли вообще – за что в народе её и назвали «абонплата за воздух». Вести её обещали сразу после окончания карантина, ориентировочно нынешнеё весной (а то и раньше).
Брать плату независимо от потребления? Ну ладно, это ещё можно было бы как-то понять, ведь формально её хотят взимать за обслуживание труб в нашем доме. Но вот в чем незадача: со времен Никиты Сергеевича, настроившего нам халявных «хрущевок», и до самого сегодняшнего «европейского будущего», в котором мы живем уже седьмой год, в состав тарифов за водоснабжение, отопление, газ и квартплату входила и стоимость обслуживания дома. До сих пор горгазы, службы теплосетей и водоканалы обязаны бесплатно чинить в наших домах свои стояки! Они, конечно, об этом постоянно «забывают», так что вы им чаще напоминайте!
И вот очередной вопрос: если мы и так платим за обслуживание сетей в наших домах, то с какой такой стати с нас за это будут еще и драть абонплату? Что это за очередная афера?!
Не звони мне, не звони!
Раз уже дело зашло о сомнительной законности введения абонентской платы, то как тут не вспомнить об ещё одном вопиющем безобразии, но уже из сферы связи. А случилось вот что: с 1 января все три украинских мобильных оператора («Киевстар», «Vodafone» и «lifecell») полностью перешли на абонентские тарифы, закрыв последние тарифы с пользовательской тарификацией за услугу разговора.
Суть проблемы в следующем. В 90-е немногочисленные обладатели сотовых телефонов в Украине платили абонплату 60 долларов в месяц, и эта услуга была роскошью, доступной только состоятельным людям. Лишь с введением с 2000-го года посекундной и поминутной тарификации разговора её могли иногда пользоваться и простые люди. Иногда, потому что минута разговора тогда стоила от 3,5 до 5 гривен (а доллар был еще по 5), и было дешевле отправить СМС. Затем в 2003-м российская МТС купила UMC и запустила «джинс» с тарифом 1,45 за минуту, потом ввела месячные абонентские пакеты стоимостью 40-60 гривен со льготами типа «Сим-сим семья» всего по 25 копеек на «любимые номера», и украинцы потянулись в магазины за телефонами.
Настоящий же прорыв случился в 2006-с приходом российского «Билайна», опустившего стоимость разговора до 10 копеек за минуту (2 копейки на «любимый номер»), что за полтора года подняло число абонентов сотовой связи с 6 до 35 миллионов. Но главное, что украинцы начали по «мобильнику» безудержно болтать, пока не уставали держащие их руки.
Вот только эта лафа длилась недолго. После кризиса 2008 года три монополиста сотовой связи (включая поглотившую «Билайна» компанию «Киевстар» и принадлежащую россиянам МТС-Украина) начали проводить политику минимализации затрат и максимализации прибыли. Они на добрых десять лет затянули переход на новый стандарт связи, не желая тратиться на новое оборудование, в результате чего почти вся страна сидела на 2G до 2018 года, пока не перескочила сразу на 4G. А пакеты с тарификацией по времени разговора начали дорожать и постепенно исчезать.
Они не устраивали сотовые компании тем, что несколько миллионов украинских абонентов слишком уж мало платили за услугу связи. Например, если вы делали не больше 5 коротких звонков в день, то в 2009-2013 годах могли вполне укладываться в 10 гривен и менее гривен за месяц, а не платить 40 месячной абонплаты. Даже когда монополисты постепенно полностью закрыли пакеты с поминутной тарификацией, немало украинцев экономили на посуточной: вдруг оказалось, что люди звонят кому-то не каждый день. Но и месячная абонплата не устраивала компании, так что с 2018 года они все перешли на 28-дневную. Это дало им дополнительную прибыль: в году лишь 12 месяцев, но зато 13 «лунных циклов».
А затем оказалось, что быстрый переход на 4G преследовал вовсе не желание идти в ногу со временем, и тем более не альтруистские намерения подарить нам более скоростной мобильный интернет. Оказалось, что это был план втюхать его нам всем без нашего согласия, чтобы содрать за это лишние 50, 100 или 200 гривен в месяц (то есть 28 дней). Причем, идея эта родилась вовсе не в Украине!
Как вы думаете, для чего вообще были созданы смартфоны, которые за десять лет задвинули обычные кнопочные телефоны на задворки потребительского рынка? Правильно: кнопочному телефону не нужно ни 4G, ни тем более 5G, ему интернет вообще не нужен, если только он не служит сотовым модемом. Производителям же было нужно заполнить рынок аппаратами стоимостью от 150 до 1500 долларов, «стареющими» каждые 3-4 года. Google надо было продавать через них свои оперативки «Андроид» и десятки разных приложений, ну а компаниям мобильной связи – скоростной интернет для переписки в «Телеграмме», пересылки своего селфи друзьям и чтения новостных сайтов на экране размером с ладошку. Ведь именно так мы в основном и используем смартфоны! Чем-то это напоминает часы с калькулятором времен нашего детства, в крошечные кнопки которых мы с умным видом тыкали спичками.
И всё же покупка смартфона – дело добровольное, так же как и пользование интернетом. Чего никак не скажешь о тарифах сотовой связи в Украине. Не успел начаться новый 2021 год, а абоненты Vodafone (бывший МТС) и lifecell уже проклинают их из-за очередного подорожания тарифных пакетов. Которые, к тому же, и без этого имеют кучу недостатков.
Каких? Во-первых, монополисты полностью убрали пакеты с поминутной или суточной тарификацией – чтобы украинцы не смогли на этом экономить. Кстати, борьба с экономией идет не только на фронте мобильной связи, но и в коммунальной сфере. Если вы заметили, то чем больше украинцы пытаются экономить на тепле, газе и воде, ставя счетчики и утепляя жилье, тем больше растут тарифы. Нам в любом случае не позволят платить меньше!
Во-вторых, как мы уже сказали выше, месячные абонентские пакеты сделали 28-дневными. Ну а в-третьих, во все абсолютно пакеты включили мобильный интернет и набор прочих услуг: роуминг, YouTube Premium, от 100 и больше СМС. Во все, то есть их навязывают всем абонентам! Хотя не менее 40% украинцев продолжают пользоваться кнопочными телефонами, в которых интернет просто не нужен, 65% никогда не пользовались роумингом, а видео с YouTube смотрят не более 15%.
Похоже, что автор этой «замечательной» идеи работал еще в советской торговле! Ведь именно там в своё время придумали продавать товары такими же «наборами», добавляя к дефицитной сгущенке пару банок «завтрака туриста» или морской капусты. Но если «завтрак туриста» еще можно было скормить бездомному коту, то использовать дополнительные услуги украинских мобильных операторов у кого нет возможности, а у кого-то и желания. А ведь мы не просто за них платим, эти допуслуги составляют большую часть стоимости пакетов! Нам продают то, что мы не потребляем!
Но даже если вы специально приобрели себе недорогой «самсунг» или «хайвэй», чтобы «повайберить» в свободное время, то лимит в 5-10 Гб интернета можно использовать за неделю, после чего придется дополнительно платить за дополнительные мегабайты. А безлимитные пакеты, к которым таким образом подталкивают украинцев монополисты, начинаются со 180-200 гривен в месяц (и уже больше). Что вроде бы и не дорого для работающего взрослого, но накладно для пенсионера и тем более ребенка.
Жадность украинских мобильных операторов уже привела к тому, что 7% украинцев перешли на LycaMobile (виртуальный оператор, работающий в сети Vodafone), потому что разговоры там стоят 10 копеек минута. И сейчас число его абонентов стремительно растет. Абоненты «Киевстар», Vodafone и lifecell нашли выход: они оставляют их карточки в телефонах, но не пополняют счет – таким образом, принимать входящие звонки и СМС они могут, ну а чтобы звонить самим, используют вторую карточку LycaMobile. Голь на выдумки хитра!
Впрочем, есть вероятность того, что Vodafone положит этой хитрости конец, расторгнув договор с LycaMobile, уводящим от него клиентов. Однако это приведет лишь к усугублению кризиса мобильной связи в Украине. Который, как и кризис в коммунальной сфере, вызван чрезмерным завышением стоимости услуг для почти неплатежеспособного населения страны…