Уже более двух лет тянется крайне мутная история с откровенным бездействием правоохранителей в деле фиктивной продажи рыбного морозильного склада «Айс Терминал» стоимостью 10 миллионов долларов, который нагло увели у государственного Эксимбанка.
Когда в мае 2019 года банкиры приехали в Великую Дымерку под Киевом на аукцион по беспрецедентно срочной продаже этого логистического комплекса, для них остро стал вопрос уже даже не возврата долга, а личной безопасности. Попытка попасть на объект, чтобы предотвратить явные махинации, едва не окончилась трагедией – они сразу попали под жесткий прессинг бойцов частной охранной фирмы. Попросту титушек. Бритоголовые также абсолютно не церемонились с девушкой-журналистом, что, впрочем, понятно. Но вот реакция полиции, которая приехала на инцидент через полтора часа (!) после вызова, вызвала недоумение: «Ничем помочь не можем, хотите – пишите заявление».
Вынужденная продажа комплекса по переработке и хранению рыбы являлась едва ли не единственным реальным для госбанка способом погасить проблемные долги «Международной группы морепродуктов» («МГМ») по кредитам свыше 40 миллионов долларов. Компания «Айс Терминал» являлась поручителем по кредиту, и обе они контролировались бизнесменом Юрием Осьмаком. После банкротства и продажи имущества «МГМ» другие активы попытались вывести из залога банка, подав встречный иск к госбанку по прекращению действия договора поручительства, а когда это сделать не удалось – начали искусственно банкротить и поручителя. Процедура была инициирована буквально через месяц после проигрыша в суде.
В январе 2019 года ликвидатор объявил конкурс по отбору торговой организации, который выиграла Укрспецлесбиржа, предложившая наименьшую цену за проведение торгов по продаже активов банкрота. Очевидно, ее скромное официальное вознаграждение должно было компенсироваться чем-то другим.
8 мая 2019 г. неожиданно для госбанка на сайтах Высшего хозяйственного суда и Минюста появляются объявления об аукционе по продаже помещения и оборудования морозильного комплекса с земельным участком. Конечный срок подачи заявлений, сбора и оформления документов был определен в 5 (!) дней, три из которых – праздники и выходные. При том, что только процедура внесения немалого гарантийного взноса может занять у участника до трех дней. Цели такой поспешности, как правило, бывают следующие – срыв торгов, отсев потенциальных инвесторов или продажа в интересах конкретного покупателя.
По-хорошему, ликвидатор и организатор торгов всегда заинтересованы продать активы по максимально высокой цене, получая процент от финальной сумы продажи. Это их прямой заработок и профессиональная репутация, поэтому перед торгами стараются подсветить объект и подогреть к нему интерес рынка. Особенно, когда продаются современные основные фонды в рабочем состоянии, инвестиционно привлекательный бизнес, каким является специализированный логистический комплекс.
В Украине же сложилась порочная практика, когда при пособничестве участников ликвидационных процедур бывшие собственники черед подставные фирмы-прокладки выкупают свои активы за копейки. Оставляя кредиторам миллионные, а то и миллиардные долги без дальнейших перспектив возврата. Ладно бы это происходило исключительно в рамках внутрикорпоративных конфликтов что-то не поделивших между собой учредителей. Но когда речь идет о колоссальных убытках госбанков, которые вынуждены покрываться за счет докапитализации из бюджета, такие схемы – вопиющее преступление, фактически кража государственных средств в особо крупных размерах.
Итак, к участию в аукционе по продаже имущества банкрота «Айс Терминал» были допущены целых две фирмы – «Меган Альянс» и «Тайнер Юнион», которые и разыграли между собой три лота. Конкуренция на этих закрытых для других участников торгах заключалась в ПОНИЖЕНИИ цены. Хотя общая начальная стоимость лотов составляла более 173 миллионов гривен, в результате они ушли за чуть более чем 28 миллионов. Кстати, независимым оценщиком рыночная стоимость комплекса была оценена еще выше – 270 миллионов гривен.
Причем поразительная деталь – накануне аукциона «Меган Альянс» оформила в ФК «Финроял» кредит на … 28 миллионов! Размер займа фактически составил сумму конечного приобретения. За месяц до проведения аукциона знать его результаты в случае проведения открытых и прозрачных торгов невозможно. Странно выглядит и то, что буквально через пару месяцев после этих событий по заявке этой финкомпании Нацбанк аннулировал одну из ее лицензий, а в конце года исключил из реестра финансовых учреждений.
Если покопаться в госреестре и посмотреть историю изменений регистрационной информации, между «Меган Альянс» и «Тайнер Юнион» можно найти, мягко говоря, немало общего. В связанных с ними фирмами пересекаются руководители и учредители, юридические адреса, даты регистраций, номера телефонов. Во многих из них прослеживаются признаки фиктивности, кто-то фигурирует в уголовных производствах. Например, некий Роман Антонюк из пгт Голобы на Волыни, который по данным МВД с ноября 2018 г. находится в розыске за кражу, одновременно является руководителем, учредителем или подписантом 140 юридических лиц – явных прокладок. Случайно ли даже замена руководителей «Меган Альянс» и «Тайнер Юнион» произошла в один день за две недели до торгов?
Аукцион сознательно был проведен с грубейшими нарушениями, чтобы дать возможность заведомо определенным участникам выкупить имущество по цене в 10 раз меньшей, чем рыночная стоимость. После нескольких противоречивых судебных решений дело о признании торгов недействительными находится на новом рассмотрении в суде.
По факту противоправного отчуждения имущества «Айс Терминал», которое находилось в залоге Укрэксимбанка, Генеральной прокуратурой Украины еще в 2018 году было открыто уголовное производство. В последнее время досудебное расследование практически не осуществлялось, в связи с чем в мае 2021 г. банком инициировано проведение следственных и процессуальных действий. Сразу после этого постановлением прокурора подследственность в уголовном производстве определена следственному управлению полиции в Киевской области. Однако до сих ни следователь, ни прокурор не назначен.
Кроме того, в Голосеевском управлении полиции в г. Киеве находились материалы другого досудебного расследования по факту проведения незаконного аукциона и его последствий. До мая 2020 г. следователями были получены документы, имеющие важные доказательства. Но по непонятным причинам подследственность была определена за Главным следственным управлением национальной полиции, а назначенный следователь не проведя никаких следственных действий принял решение о закрытии уголовного производства.
Изменится ли ситуация неприкрытого беспредела с назначением нового министра МВД? Если даже государственный банк не может добиться от полиции защиты своих законных интересов, то что уже говорить о рядовых украинцах. Хотя есть явное предчувствие, что на некоторых должностях мы также увидим новые фамилии.