Москва слезам не верит, но Оскара берет!
09.03.2005 09:21
…на соискание «Оскара», режиссер узнал 1 апреля и не поверил…

Мелодрама, вышедшая на экраны в конце 1970-х годов, за первую неделю проката собрала 50 миллионов рублей, то есть в 100 раз больше, чем было затрачено на ее создание! Но обо всем по порядку.

«Не хочу я снимать этот глупый фильм!» - сказал молодой режиссер Владимир Меньшов, прочитав сценарий картины. Он показался ему слишком сентиментальным и провинциальным. Однако партия сказала «Надо!».

На роль Кати Тихомировой Меньшов изначально планировал пригласить Маргариту Терехову или Ирину Купченко. Однако ни та ни другая на пробы не приехали, сказав, что им этот материал не интересен. К тому же Терехова уже готовилась к роли Миледи в «Трех мушкетерах».

На роль Тоси режиссер собирался пригласить Нину Русланову или Галину Польских. Да и внешность героя-любовника Баталова поначалу вызывала у режиссера большие сомнения. Только кандидатура Ирины Муравьевой была принята без оговорок.

Последней была утверждена Александра – актриса Наталья Вавилова. Родители девушки поначалу запретили ей сниматься в фильме, рассудив, что карьера стенографистки (Наталья тогда училась на курсах при МИДе) куда важнее.

Ситуацию спас Алексей Баталов. Они с Владимиром Меньшовым пришли к родителям будущей Александры, и как только те увидели у себя на пороге известного актера, тут же дали добро.

Для Натальи Вавиловой это была не первая роль в кино. Она жила в Москве, на Ленинском проспекте, недалеко от «Мосфильма». В то время ассистенты режиссеров часто подходили к симпатичным ребятам прямо на улице с предложением сняться в кино. Так было и с 14-летней Наташей, дебютировавшей в картине «Такие высокие горы».

Чуть позже Владимир Меньшов отобрал ее из 2 тысяч человек для фильма «Розыгрыш» вместе с Дмитрием Харатьяном. И уже после «Розыгрыша» пригласил на одну из главных ролей в картине «Москва слезам не верит».

Кстати, Меньшов позже признался, что за роль Александры начинающей актрисе Вавиловой он заплатил в несколько раз меньше, чем звезде Смоктуновскому за несколько эпизодов. Тем не менее, Наташа осталась в выигрыше. Ведь именно на премьере «Москвы…» она познакомилась со своим будущим мужем Самвелом Гаспаровым – первым в СССР режиссером боевиков, с которым живет душа в душу и по сей день.

Выход картины руководство «Мосфильма» решило приурочить к 8 Марта и сразу после этого подавать «заявку» на «Оскар».

Престижнейшую премию фильм, как известно, получил, вот только получать ее было некому. Ни Меньшова, ни кого-либо из съемочной группы на церемонию вручения не пустили. Как выяснилось через много лет, на Владимира имелось две кляузы от «благодарных» коллег. Так что «Оскар» достался атташе по культуре из советского посольства в Америке.

А 1 апреля Владимира Меньшова вызвали «наверх» и сообщили эту приятную новость. Поначалу он даже не поверил, думал, чья-то злая шутка…